Художники Студии ВХ им.М.Б.Грекова о войне
Жанр батальной живописи распространился по Европе с XVI века, в России он утвердился в XVIII веке. Можно вспомнить, например, мозаику Михаила Ломоносова «Полтавская битва». Самым известным художником-баталистом ХIХ века считается Василий Верещагин, погибший в 1904 году вместе с адмиралом Степаном Макаровым на броненосце «Петропавловск». Очень забавная деталь, что баталистом считался тот, кто умел писать лошадь в разных ракурсах и верно передавать её движения. Изучению лошади баталистами всегда уделялось и уделяется особое внимание. Для подробного изучения этого животного в Академии художеств и была открыта мастерская батальной живописи. Первым руководителем батальной мастерской был Александр Иванович Зауервейд. В 1820-е годы в центре Литейного двора Императорской Академии художеств был построен манеж, где студенты могли писать лошадей с натуры. С 1848 года мастерской руководил профессор Богдан Павлович Виллевальде. В Академии Художеств держали собственную кавалерийскую лошадь, также порой арендовали лошадей в различных полках, расквартированных в городе. В 1897 году руководить мастерской был приглашен Павел Осипович Ковалевский, ученик Виллевальде. При нем мастерская была перестроена и приобрела свой нынешний вид. Архитектор В.Ф. Свиньин, который проектировал Этнографический музей и корпус Бенуа при Русском Музее в Санкт-Петербурге, создал Батальный павильон – помещение, специально приспособленное для рисования лошадей. Стеклянные стены нового здания позволяли заниматься пленэрной живописью круглый год при естественном освещении, а огромные размеры – размещать в нем большое количество натурщиков, лошадей и даже небольшую военную технику. В здании мастерской также находилась конюшня, где содержались специально обученные лошади, способные долгое время терпеливо позировать большому количеству студентов. Помимо лошадей, студенты писали и других животных. Следующим руководителем мастерской был баталист Франц Алексеевич Рубо. Но в 1911 году он получил заказ на создание панорамы «Бородинская битва» и всецело отдался этому занятию. Батальная мастерская перешла в ведение еще одного ученика Виллевальде, анималиста Николая Семеновича Самокиша. Батальная мастерская имела свою установленную программу. Вместо рисования двух фигур студенты должны были выполнить этюд фигуры человека и этюд лошади. В 1913 году в первый и единственный раз в постановку была включена корова. После 1917 года батальный класс прекратил свое существование. В 1919 году в мастерской преподавал Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, но статуса «батальной» она уже не имела. И только когда на должность руководителя Института живописи, скульптуры и архитектуры был назначен Исаак Израилевич Бродский и началось восстановление дореволюционной системы художественного образования, состоялось и второе рождение батальной мастерской. Руководителем возрожденного класса в 1934 году стал Рудольф Рудольфович Френц, ученик Самокиша с 1912 по 1915 год. Для прохождения практики в 1915 году Рудольф Френц как художник был прикомандирован к Кавалерийскому полку Западной Двины, а год спустя он был мобилизован в действующую армию. В этот период своей жизни Френц создал множество батальных эскизов и акварельных произведений.
В конце 1916 года Френц демобилизовался и вернулся в стены Императорской Академии художеств, дабы закончить своё обучение. Поучаствовать в конкурсе на почётную золотую медаль академии Френц уже не успел — в связи с послереволюционной реорганизацией Императорской Академии художеств, Рудольф Френц получил звание художника без конкурса. Рудольф Френц много занимался преподавательской деятельностью — начав с небольших частных мастерских по всему Ленинграду, к концу 1920-х годов он устроился преподавателем в Ленинградский высший художественно-технический институт (ЛВХТИ), где с 1935 по 1956 год возглавлял мастерскую батальной живописи.
У Ф.Рубо учились также Георгий Савицкий, Гавриил Горелов, Александр Пржецлавский, о котором почти забыли, хотя его называли лучшим советским баталистом, и Митрофан Греков. Как мы видим в 20-30-х годах батальная живопись не получила большого развития, поскольку обучению художников такой специальности не уделялось внимания. Развитие советской школы баталистики в это время напрямую связано с донским казаком Митрофаном Павловичем Мартыщенко, больше известным под именем Митрофан Борисович Греков. Принято считать его лучшим советским баталистом периода до Великой отечественной войны, впервые в своем творчестве выразившим принципиально новые качества советского батального жанра. Одно из объяснений, почему ему лучше других удавались военные сцены прост: "Военным художником может быть не всякий... Надо непременно побывать в шкуре военного человека, понюхать пороху... ", говорил Греков.
Он очень рано начал рисовать и после окончания 1903 году Одесского художественного училища приехал в Петербург с рекомендацией, дающей право поступления в Академию художеств без экзаменов. Затем была студия Ильи Репина, батальная мастерская Франца Рубо и участие в реставрации панорамы своего учителя «Оборона Севастополя».
Уже с Первой мировой Митрофан Греков привез множество батальных зарисовок. А после Гражданской войны, которую прошел добровольцем под знаменами Семена Михайловича Буденного, появились его самые знаменитые полотна, ставшие классикой жанра, – «Трубачи Первой конной» и «Тачанка» (1933). В коллекции представлена одна работа М.Б.Грекова "Тачанка. Выезд на позиции" Линогравюра выполнена художником Студии военных художников им. М.Б.Грекова Бибиковым Виктором Сергеевичем в 1958 г. с рисунка М.Б.Грекова 1933г.
Греков в 1933 году написал живописную картину "Тачанка. Выезд на позиции" (в Центральном музее Вооруженных Сил Российской Федерации). Линогравюра В.Бибикова не является точным воспроизведением картины.
В 1934 году, уже признанным мастером батальной живописи, Митрофан Греков получил заказ на исполнение панорамы «Перекоп» – о штурме в 1920 году крымских укреплений белой армии войсками Михаила Фрунзе, но в экспедиции заболел и скоропостижно скончался 27 ноября 1934 года Митрофан Борисович на 52 году жизни от сердечного приступа. Отдавая дань его памяти, 29 ноября 1934 года был издан приказ Наркома Обороны СССР К. Ворошилова: «Организовать в Особой отдельной кавалерийской бригаде изомастерскую самодеятельного красноармейского искусства им. М.Б. Грекова». Этот приказ положил начало возникновению в Москве уникального творческого коллектива «Студии военных художников имени М.Б.Грекова».
Сама студия начала работать 8 мая 1935 года в клубе кавалерийской дивизии в Москве.
Целью формирования студии была подготовка художников для решения задач военного воспитания. Сначала это был по сути кружок, который посещали художники-красноармейцы в свободное от службы время. В студии проводили занятия ведущие художники, среди которых В.С.Сварог, Б.Н.Яковлев, А.М.Герасимов, Г.К.Савицкий, М.И.Авилов, П.Д.Покаржевский, А.В.Моравов, П.И.Котов.
Постепенно авторитет и вес студии рос, она превратилась практически в художественную школу для красноармейцев. А первыми художниками, поступившими на военную службу по основной творческой специальности, стали Анатолий Горпенко, Сергей Годына и Петр Кривоногов. В 1940 художники студии совершили поездку на фронт советстко-финляндской войны. В ней участвовали Усыпенко, Рябинин, Зелимхан, Горпенко. По итогам этой сложной командировки результаты были представлены на выставке в 1941 г.
С началом войны художники, прикрепленные к штабам и Политуправлениям фронтов разъехались к местам службы. В Студии остались только штатные художники, которые работали в основно над плакатами и другими агитационными материалами. Оригиналы работ того периода погибли в результате попадания зажигательной бомбы в мастерскую студии. С трудом удалось спасти работы самого Грекова, которые находились в ней. Когда немецкие войска отодвинули от Москвы, художники Студии отправляются на западный фронт.
Немного художников было в штате студии – 15 человек. 22 февраля 1942 года художники Студии выехали в части Западного фронта: Карл Гогоберидзе, Петр Кривоногов, Евгений Комаров, Анатолий Горпенко, Николай Беляев, Геннадий Прокопинский, Виктор Рыбин, Георгий Черенщиков.
Зарисовки создавались непосредственно с натуры или пор свежим впечатлениям, они должны были стать материалом к большим работам.
16 апреля 1942 года практически у линии фронта (за несколько км до передовой) была проведена первая выставка фронтовых зарисовок.
20 апреля 1942 года при налете вражеской авиации погиб Карл Гогоберидзе, лишился кисти правой руки Николай Беляев, был серьезно ранен Геннадий Прокопинский. Погибли все сделанные зарисовки.
Поэтому очень немного сохранилось их работ и начала 1942 года.
В июне 42 года штат был утвержден в составе 17 человек. В художественный совет студии вошли А.Герасимов, Сварог, Соколов-Скаля, Кацман.
Осенью 42го – выставка военных работ Комитета по делам искусств, тут ярко проявились достоинства натурных, а значит жизненных и правдивых работ, сделанных грековцами.
Конец 42го - поездка на Сталинградский фронт: Прокопинский, Медведев, Годына, Комаров, Кирпичев, Сачко, Савенков, Лукомский.
В 1943 году студия Грекова получает существенное пополнение, а сама Студия переподчинена ГлавПУРККА.
В январе 43го в ГлавПУРККА было подано ходатайство членов художественного совета об увеличении штата до 30 человек. Ходатайство было удовлетворено. Штат увеличен на 20 человек. В него были включены: живописцы В.Гаврилов, И.Сорокин, Китайка, Б.Преображенский, И.Евстигнеев, Домащенко, Н.Денисов, Правдин; графики Аввакумов, Климашин, Н.Жуков, М.Маторин, В.Богаткин, А.Кокорин, Н.Соколов, Р.Житков, Н.Витинг; скульпторы Е.Вучетич, И.Макогон.
Июль 43 – выставка студии в ЦДСА.
О дальнейшей военной "биографии" студийцев можно почитать в разделах, посвященных творчеству художников Студии: Н.Денисова, В.Дмитриевского, Н.Жукова, Б.Неменского, Ф.Сачко, И.Евстигнеева, А.Кокорина, М.Маторина, Г.Храпака, В.Богаткина, Н.Витинга, П.Кирпичева,
Е.Комарова

В этот подраздел коллекции включены "военные" работы, созданные только в период службы художников в Студии.