Война сформировала уникальный пласт советских художников
При коллекционировании работ военных художников и художников-очевидцев войны я, естественно, пришел к выводу, что война повлияла на всё их творчество. На кого-то больше, на кого-то меньше, скорее всего, в зависимости от их житейского опыта и укорененности в профессии, от наличия своего уже ставшего привычным стиля. А если война заставала художника в самом начале его обучения или становления своего художественного взгляда, то тем большее влияние она оказывала на его формирование.Война безусловно должна была вызывать патриотический подъем, а это значит, что искусство должно было ориентироваться на отечественные исторические образы, да, и с точки зрения формы на более традиционные её примеры. Т.е. творчество только заступающих на творческую вахту художников во время войны должно отличаться большей преемственностью художественных традиций. В коллекции собраны работы художников, которым к началу войны было не более 23 лет (обычно возраст окончания ВУЗа), а также детей войны, переживших военное время уже в сознательном возрасте. Применительно к работам о войне эмоциональный заряд и зрительные образы, полученные ими непосредственно в годы войны, не позволяли им придумывать в творчестве то, чего не было, и эти образы будут правдиво, но и по-своему особо, отражаться в их работах. В работах же о мирном времени или образах природы эти художники оставались верны особому гуманистическому настрою, не лицемерили, и не опускались до пошлостей, они обрели понимание подлинной ценности жизни и ценности мирной, спокойной природы. Красота мира для них обрела радостную самодостаточность. Радостную - потому что в тот момент, когда они писали, они радовались тому, что не нависает над этой красотой зияющее жерло воинствующего дракона. Их творчество позволяет нам узреть надежду на вечный мир в миге этой радости.