Неменский Борис Михайлович (1922 г.р.)
Народный художник РСФСР (1986). Академик РАХ (2007), Академик АПН СССР (1991). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951), Государственной премии Российской Федерации (1997) и Премии Президента Российской Федерации (2003).
Родился в Москве. Начал учиться изобразительному искусству во Дворце пионеров у А.М.Михайлова. В 1939 г. был принят в Московское областное художественное училище памяти 1905 года сразу на третий курс, учился в нем до начала Войны. В 1942 году окончил Саратовское художественное училище. Участник Великой Отечественной войны. В 1942–1961 работал в Студии военных художников имени М.Б.Грекова. С 1942 года начались длительные командировки в действующую армию: в Панфиловскую дивизию, во время сражения за Великие Луки и боев на Смоленском направлении, на Украинский, Белорусский, Ленинградский фронты. В 1944 состоялась его выставка в Москве, а после неё — путь на запад через Украину, С каждой фронтовой поездкой он начинал все больше и больше понимать жизнь, людей, себя. С каждой фронтовой командировкой у него был связан какой-то новый шаг в развитии профессиональных умений. «Не раз замечал, — пишет Б. Неменский в книге «Доверие», — что художника сперва привлекает внешнее, эффектное, броское. А сердцевина явления нередко проходит почти незамеченной, как нечто естественное… Постепенно, шаг за шагом, подбираешься к сути и поражаешься: Да ведь это то самое, на что я не обращал внимания. Внешнее — это экзотика, поза. А сердцевина — это жизнь простая, повседневная. Внешнее привлекает, а по-настоящему трогает только глубинное». Художник запечатлел в своих работах солдат, командиров, санитаров, повозки с ранеными, военную технику, разрушенные войной жилища, лежащие в руинах города ("Все, что осталось", "Вернулись домой", "Сирота из Великих Лук" (1943), "Солдат" (1945)). Со вторым Белорусским художник принимал участие в боях на реке Одер и в штурме Берлина. При штурме Берлина старшина Неменский находился среди атакующих отрядов. А после Победы писал поверженный Берлин с высоты Бранденбургских ворот. Художественной документальностью ценен его "Берлинский дневник" (1945). В нем, кроме лаконичных хронологических записей, — десятки графических рисунков и живописных этюдов, в том числе "Горячий Берлин", "9 мая 1945 года", "Вокзал Темпельхоф", "После боев", "Канцелярия Лея", "Шпрее", "Рейхстаг", "В центре Берлина", "День Победы" и другие. Война не жалела и рисунки, они тоже «работали» в боевой обстановке. Лишь очень небольшая часть фронтовых зарисовок сохранилась, их берегут в музеях, художественных и военных. Тяжесть победы видна в этом утомленном пыльном, но просветленном городе. Но именно светлые чувства и ожидания, растущее в художнике право радоваться красоте, радость жизни пробивается, а потом и ярко звучит в этих пленэрных этюдах.
Награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В 1945–1951 учился в МГХИ им. В.И.Сурикова. Преподавал в МГПИ имени В.П.Потёмкина в 1957–1960 и МГПИ имени В.И.Ленина в 1960–1962. С 1966 года профессор художественного факультета ВГИКа. Автор оригинальной программы эстетического воспитания школьников. Член правления и член президиума Московского отделения Союза художников. Участник художественных выставок с 1942 года.
Очень значительно его послевоенное творчество. Картины "Мать" (1945), "О далеких и близких" (1950), "Дыхание весны" (1955), "Машенька" (1956 - 1967), родившиеся из личных впечатлений, они встали в первый ряд художественных высказываний о войне. В начале 1960 начала свой путь самая известная и обсуждаемая его картина "Безымянная высота". Руководство Студии военных художников не захотело, чтобы работа выставлялась, как работа художника Студии. Для Неменского картина стала важнее обеспеченности художника Студии. О судьбе картины можно найти много информации. Её последний вариант "Это мы, Господи" на выставке "Память поколений" в Манеже в 2019 году привлекла внимание В.В.Путина. 100-летие художника было отмечено несколькими большими выставками: в Музее Победы «Художник эпохи», с 15 декабря 22 по 15 января 23, Новая Третьяковка представила расширенную экспозицию с 20 декабря 2022 по 14 мая 2023 г.. Несколько работ были представлены на выставке "Грани Победы" в мае 2023. Телеканал "Звезда" представил фильм о художнике в серии «Легенды армии».
Картины хранятся в ГТГ, ГРМ, Нижнетагильском МИИ, Омском ОМИИ им. М. А. Врубеля, Смоленском музее-заповеднике, Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, ГМО «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск).
Родился в Москве. Начал учиться изобразительному искусству во Дворце пионеров у А.М.Михайлова. В 1939 г. был принят в Московское областное художественное училище памяти 1905 года сразу на третий курс, учился в нем до начала Войны. В 1942 году окончил Саратовское художественное училище. Участник Великой Отечественной войны. В 1942–1961 работал в Студии военных художников имени М.Б.Грекова. С 1942 года начались длительные командировки в действующую армию: в Панфиловскую дивизию, во время сражения за Великие Луки и боев на Смоленском направлении, на Украинский, Белорусский, Ленинградский фронты. В 1944 состоялась его выставка в Москве, а после неё — путь на запад через Украину, С каждой фронтовой поездкой он начинал все больше и больше понимать жизнь, людей, себя. С каждой фронтовой командировкой у него был связан какой-то новый шаг в развитии профессиональных умений. «Не раз замечал, — пишет Б. Неменский в книге «Доверие», — что художника сперва привлекает внешнее, эффектное, броское. А сердцевина явления нередко проходит почти незамеченной, как нечто естественное… Постепенно, шаг за шагом, подбираешься к сути и поражаешься: Да ведь это то самое, на что я не обращал внимания. Внешнее — это экзотика, поза. А сердцевина — это жизнь простая, повседневная. Внешнее привлекает, а по-настоящему трогает только глубинное». Художник запечатлел в своих работах солдат, командиров, санитаров, повозки с ранеными, военную технику, разрушенные войной жилища, лежащие в руинах города ("Все, что осталось", "Вернулись домой", "Сирота из Великих Лук" (1943), "Солдат" (1945)). Со вторым Белорусским художник принимал участие в боях на реке Одер и в штурме Берлина. При штурме Берлина старшина Неменский находился среди атакующих отрядов. А после Победы писал поверженный Берлин с высоты Бранденбургских ворот. Художественной документальностью ценен его "Берлинский дневник" (1945). В нем, кроме лаконичных хронологических записей, — десятки графических рисунков и живописных этюдов, в том числе "Горячий Берлин", "9 мая 1945 года", "Вокзал Темпельхоф", "После боев", "Канцелярия Лея", "Шпрее", "Рейхстаг", "В центре Берлина", "День Победы" и другие. Война не жалела и рисунки, они тоже «работали» в боевой обстановке. Лишь очень небольшая часть фронтовых зарисовок сохранилась, их берегут в музеях, художественных и военных. Тяжесть победы видна в этом утомленном пыльном, но просветленном городе. Но именно светлые чувства и ожидания, растущее в художнике право радоваться красоте, радость жизни пробивается, а потом и ярко звучит в этих пленэрных этюдах.
Награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В 1945–1951 учился в МГХИ им. В.И.Сурикова. Преподавал в МГПИ имени В.П.Потёмкина в 1957–1960 и МГПИ имени В.И.Ленина в 1960–1962. С 1966 года профессор художественного факультета ВГИКа. Автор оригинальной программы эстетического воспитания школьников. Член правления и член президиума Московского отделения Союза художников. Участник художественных выставок с 1942 года.
Очень значительно его послевоенное творчество. Картины "Мать" (1945), "О далеких и близких" (1950), "Дыхание весны" (1955), "Машенька" (1956 - 1967), родившиеся из личных впечатлений, они встали в первый ряд художественных высказываний о войне. В начале 1960 начала свой путь самая известная и обсуждаемая его картина "Безымянная высота". Руководство Студии военных художников не захотело, чтобы работа выставлялась, как работа художника Студии. Для Неменского картина стала важнее обеспеченности художника Студии. О судьбе картины можно найти много информации. Её последний вариант "Это мы, Господи" на выставке "Память поколений" в Манеже в 2019 году привлекла внимание В.В.Путина. 100-летие художника было отмечено несколькими большими выставками: в Музее Победы «Художник эпохи», с 15 декабря 22 по 15 января 23, Новая Третьяковка представила расширенную экспозицию с 20 декабря 2022 по 14 мая 2023 г.. Несколько работ были представлены на выставке "Грани Победы" в мае 2023. Телеканал "Звезда" представил фильм о художнике в серии «Легенды армии».
Картины хранятся в ГТГ, ГРМ, Нижнетагильском МИИ, Омском ОМИИ им. М. А. Врубеля, Смоленском музее-заповеднике, Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, ГМО «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск).