Алексеев Адольф Евгеньевич (1934 – 2000)
Заслуженный художник РСФСР (1976).
Родился 25 апреля 1934 года в городе Ленинграде. Перед ВОВ семья переехала в Москву. В Ленинграде остались бабушка и дедушка по отцу, которые не пережили блокаду. В Москве жили на Брянской улице в семье родителей его матери. Учился в МСХШ с 1948 г. по 1953 г. у Соломина Н. К. С 1953 учился в МХАГИ им Сурикова в мастерской В.П.Ефанова, а также у П.И.Котова, Ф.И.Невежина – последователей русской реалистической школы. Также в годы учебы он увлекался творчеством Н.И. Фешина. В 1956 году А.Е. Алексеев на III Молодежной выставке в Манеже представил картину «Смоление сетей» (позднее была напечатана в журнале «Огонек»), созданную по итогам летней практики в городе Конаково на Волге. В этой же выставке участвовали Т.Т.Салахов, В.И.Иванов, Н.И.Андронов, братья А.А. и П.А.Смолины — будущие приверженцы «сурового стиля», влияние которого А.Е.Алексеев позднее также испытал. Вместе с лучшими студентами был направлен зимой 1957-1958 гг. в морскую круизную творческую поездку. Ребята были оформлены матросами, они посетили Турцию (Стамбул), Вьетнам (Ханой), Сингапур, Индонезию. Закончил институт дипломной картиной «Братск начинается», руководителем диплома был К.М.Максимов. Разрабатывая её, создал большие серии о Братске и Ангаре. В 1959 году по окончании института А.Е.Алексеева приняли в недавно организованные Творческие мастерские Академии художеств. Там Адольф Евгеньевич продолжил совершенствоваться под руководством президента Академии Б.В. Иогансона. В это время А.Е.Алексеев пишет серию «Московские ремесленники». Еще студентом он женился на Тамаре Борисовне Назаровой и сблизился с её братом Константином Борисовичем Назаровым, который также был художником. Вместе они выезжали на пленэры, ездили на берег Белого моря (серия «Порт Владимир»). Художники взаимно обогащали друг друга. В их творчестве много похожих сюжетов и композиций. Но позже их творческие пути разошлись. Адольф Евгеньевич в 1965 году стал членом студии военных художников им. М. Грекова, куда был приглашен руководителем студии Н.Н.Жуковым. Жуков надеялся на то, что Адольф оживит начинающую закосневать Студию. Первые же картины на военную тему утвердили за ним славу художника с неординарным самобытным мышлением и выразительно-драматическим, только ему присущим, живописным языком. Военное детство, воспоминания – помогли художнику прочувствовать и изобразить дух военного времени, он не просто запечатлел то время, а сделал это пронзительно точно и эмоционально проникновенно. А ещё он привнес в Студию новый образный взгляд и новый стиль, сильно отличающийся от гладкого и «фотографического» письма, принятого в Студии. Очевидно его влияние на В.К.Дмитриевского, с которым он делил мастерскую в Студии. Пожалуй, только П.И.Жигимонт позволял себе так же свободно и широко писать, но и то, только в этюдах. Из-за этого своего нежелания писать, как все, у А.Е.Алексеева возникали проблемы со сдачей положенного количества заказов, поскольку худ. совет не пропускал его работы. Однако, именно Адольф Алексеев стал первым художником студии, получившим награду Академии художеств СССР. За картину „Москва. Окружная. 1941 год” он был награжден серебряной медалью Академии (1970). Вместе с П.А.Кривоноговым, В.К.Дмитриевским, Н.С.Присекиным, Г.И.Прокопинским и Ф.П.Усыпенко принимал участие в восстановлении сгоревшей в 1967 г. живописной части панорамы Ф. Рубо «Бородинская битва». Была поставлена задача провести реставрацию к ноябрю 1967 г., т.е. за 4 месяца. Для того, чтобы уложиться в срок художники буквально жили в здании панорамы. А.Е. Алексеевым была выполнена одна из сложнейших частей с убитыми лошадьми на первом плане. За эту работу А.Е.Алексеев (как и другие художники) был награжден Золотой медалью им. М. Грекова (1968) и творческой поездкой в Италию. Прослужил Адольф Евгеньевич в Студии до конца своей жизни. Провел большое количество персональных выставок, среди которых: в студии военных художников им. М. Грекова (1964), в Центральном доме Советской армии (1974), в залах Московской Госдумы (1998) и др.
В марте 2024 года в ЦДРА открылась выставка "Культурный фронт", посвященная 90-летию со дня рождения художника.
Работы художника находятся в ГРМ, Музее Вооруженных Сил РФ, Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств, Музее Революции, Белгородском государственном художественном музее, Серпуховском художественно-историческом музее, Пермской государственной художественной галерее, Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Таганрогском художественном музее.
Родился 25 апреля 1934 года в городе Ленинграде. Перед ВОВ семья переехала в Москву. В Ленинграде остались бабушка и дедушка по отцу, которые не пережили блокаду. В Москве жили на Брянской улице в семье родителей его матери. Учился в МСХШ с 1948 г. по 1953 г. у Соломина Н. К. С 1953 учился в МХАГИ им Сурикова в мастерской В.П.Ефанова, а также у П.И.Котова, Ф.И.Невежина – последователей русской реалистической школы. Также в годы учебы он увлекался творчеством Н.И. Фешина. В 1956 году А.Е. Алексеев на III Молодежной выставке в Манеже представил картину «Смоление сетей» (позднее была напечатана в журнале «Огонек»), созданную по итогам летней практики в городе Конаково на Волге. В этой же выставке участвовали Т.Т.Салахов, В.И.Иванов, Н.И.Андронов, братья А.А. и П.А.Смолины — будущие приверженцы «сурового стиля», влияние которого А.Е.Алексеев позднее также испытал. Вместе с лучшими студентами был направлен зимой 1957-1958 гг. в морскую круизную творческую поездку. Ребята были оформлены матросами, они посетили Турцию (Стамбул), Вьетнам (Ханой), Сингапур, Индонезию. Закончил институт дипломной картиной «Братск начинается», руководителем диплома был К.М.Максимов. Разрабатывая её, создал большие серии о Братске и Ангаре. В 1959 году по окончании института А.Е.Алексеева приняли в недавно организованные Творческие мастерские Академии художеств. Там Адольф Евгеньевич продолжил совершенствоваться под руководством президента Академии Б.В. Иогансона. В это время А.Е.Алексеев пишет серию «Московские ремесленники». Еще студентом он женился на Тамаре Борисовне Назаровой и сблизился с её братом Константином Борисовичем Назаровым, который также был художником. Вместе они выезжали на пленэры, ездили на берег Белого моря (серия «Порт Владимир»). Художники взаимно обогащали друг друга. В их творчестве много похожих сюжетов и композиций. Но позже их творческие пути разошлись. Адольф Евгеньевич в 1965 году стал членом студии военных художников им. М. Грекова, куда был приглашен руководителем студии Н.Н.Жуковым. Жуков надеялся на то, что Адольф оживит начинающую закосневать Студию. Первые же картины на военную тему утвердили за ним славу художника с неординарным самобытным мышлением и выразительно-драматическим, только ему присущим, живописным языком. Военное детство, воспоминания – помогли художнику прочувствовать и изобразить дух военного времени, он не просто запечатлел то время, а сделал это пронзительно точно и эмоционально проникновенно. А ещё он привнес в Студию новый образный взгляд и новый стиль, сильно отличающийся от гладкого и «фотографического» письма, принятого в Студии. Очевидно его влияние на В.К.Дмитриевского, с которым он делил мастерскую в Студии. Пожалуй, только П.И.Жигимонт позволял себе так же свободно и широко писать, но и то, только в этюдах. Из-за этого своего нежелания писать, как все, у А.Е.Алексеева возникали проблемы со сдачей положенного количества заказов, поскольку худ. совет не пропускал его работы. Однако, именно Адольф Алексеев стал первым художником студии, получившим награду Академии художеств СССР. За картину „Москва. Окружная. 1941 год” он был награжден серебряной медалью Академии (1970). Вместе с П.А.Кривоноговым, В.К.Дмитриевским, Н.С.Присекиным, Г.И.Прокопинским и Ф.П.Усыпенко принимал участие в восстановлении сгоревшей в 1967 г. живописной части панорамы Ф. Рубо «Бородинская битва». Была поставлена задача провести реставрацию к ноябрю 1967 г., т.е. за 4 месяца. Для того, чтобы уложиться в срок художники буквально жили в здании панорамы. А.Е. Алексеевым была выполнена одна из сложнейших частей с убитыми лошадьми на первом плане. За эту работу А.Е.Алексеев (как и другие художники) был награжден Золотой медалью им. М. Грекова (1968) и творческой поездкой в Италию. Прослужил Адольф Евгеньевич в Студии до конца своей жизни. Провел большое количество персональных выставок, среди которых: в студии военных художников им. М. Грекова (1964), в Центральном доме Советской армии (1974), в залах Московской Госдумы (1998) и др.
В марте 2024 года в ЦДРА открылась выставка "Культурный фронт", посвященная 90-летию со дня рождения художника.
Работы художника находятся в ГРМ, Музее Вооруженных Сил РФ, Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств, Музее Революции, Белгородском государственном художественном музее, Серпуховском художественно-историческом музее, Пермской государственной художественной галерее, Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Таганрогском художественном музее.