Кривоногов Петр Александрович (1910 – 1967)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955), лауреат Сталинской премии второй степени (1949).
Родился 8 [21] сентября 1910 в Киясово Вятской губернии (сейчас территория Удмуртии). Его детство пришлось на трудное время: революция, гражданская война, голод. Один из его старших братьев, Иван, (в семье было пятеро детей) во время войны добровольно вступил в ряды Красной армии. В условиях, когда власть в селе менялась практически каждую ночь, расправы было не избежать. Однажды ночью в дом семьи Кривоноговых пришли, отца жестоко избили. Он умер от побоев, а мать с детьми остались одни. В 1921 году, когда в Поволжье переживают сильнейший голод, матери Анне Ивановне приходится двоих своих сыновей – Петра и Василия – отправить на батрацкие работы. Будущий художник в 11 лет вынужден работать как взрослый мужчина. Позже в своих воспоминаниях он напишет, что единственное, что его радовало, это соприкосновение с природой, и если бы он не был баталистом, то непременно стал бы пейзажистом. Целый год Петр и Василий занимались тяжелой физической работой. В 1922 году они вернулись к семье. Мать понимала, что Петр – это необычный ребенок. «В семилетнем возрасте на табуреточку перед ним ставили младшего брата, наряжали его. Петр его рисовал. То есть уже тогда он считался художником в своей семье… В десять лет он написал потрет Ленина, за который ему вручили награду. А маме – порекомендовали отправить его учиться на художника», - рассказывает директор Киясовского районного музея Петра Кривоногова Евгения Глухова. В те годы в Киясово нельзя было получить даже среднего образования, не говоря уже о дополнительном. Кроме того, учеба предполагала, что Петра необходимо содержать, а денег в семье не было. Поэтому мама художника приняла решение отправить его в Сарапульский детский дом. «Петр Александрович сбегает оттуда. Сбегает, подговорив еще нескольких ребят, в Москву, чтобы стать художником. Но до Москвы он не добирается, а останавливается в Кинешме» - говорит Глухова. Так осенью 1924 года Петр оказался в городе Кинешма Ивановской области городе на Волге. Дальше – полгода беспризорничества, детский приемник, откуда был определен в детский дом, в котором проходил школьную программу и обучался художественным азам у выпускника «Строгановки» Сергея Коковина. В 1930 году по окончании семилетней школы П. Кривоногов был принят на рабфак искусств при академии художеств в Ленинграде, затем поступил в институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств. Его учителями были И.И. Бродский, П.А. Шиллинговский, К.Ф. Юон. Кривоногов получил диплом с отличием, а его дипломная работа, посвященная походу Таманской армии по книге А.С. Серафимовича, осталась в постоянной экспозиции музея Академии. В 1939 году был призван в армию, в кавалерию. В 1940 году был зачислен в Красноармейскую Студию имени М.Б. Грекова, с которой прошел всю Великую Отечественную войну от Волоколамска до Берлина. В 1942 году он написал одну из своих первых известных работ – «Зверства в Речице». За годы войны художник карандашом, сангиной, углем и акварелью сделал более 300 графических работ, в них – летописная история героической борьбы, ратного подвига и великой победы советских воинов. В 1943 году был принят в Союз художников СССР. Был награжден орденом Красной Звезды. Еще до окончания войны по горячим следам, почти с натуры, П. Кривоногов пишет большое полотно «Корсунь-Шевченковское побоище». Этой картиной он заявил о себе как самобытный художник реалистической школы, продолжатель славных традиций русской батальной живописи. В победные дни П.А. Кривоногову удается попасть в Берлин и создать эскизы, которые в последствии станут основой для картины «Победа». Это самая известная картина Кривоногова, которая вошла во многие учебники истории. Полотно длиной 4 метра и высотой 2,4 хранится в Центральном музее вооруженных сил России. «Я очень спешил прибыть к началу наступления на Берлин… — вспоминал позже художник. — В политуправлении фронта, где я изложил свою просьбу, ко мне отнеслись с недоумением: «Что это вы все на Берлин! Разве других участков мало? Вот поезжайте в ту часть, которая должна встретиться с союзниками». Как ни интересно было быть очевидцем встречи с союзными войсками, я всё-таки решительно отказался, ведь я задумал создание картины, в которой должен был бы звучать гимн Победе над фашистской армией. Рейхстаг для нас всех был тогда тем местом, которое символизировало всё тёмное, звериное фашистской Германии. После объяснения причины, почему меня интересует именно Берлин, и настойчивой просьбы меня направили туда, куда я хотел». И вот Пётр Кривоногов в шинели с погонами лейтенанта едет в кабине попутного грузовика в сторону Берлина. Внимательный взгляд художника фиксирует в памяти взорванные мосты, разбитую военную технику и почему-то летящий по воздуху в придорожных населённых пунктах пух из разорванных подушек и перин... «2 мая, в весенний солнечный день я делал этюд с Рейхстага, — будет потом вспоминать Пётр Александрович. — Только что над куполом его взвился алый стяг Победы, водружённый бойцами батальона капитана Самсонова — героями-разведчиками Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария. Какая это была историческая, волнующая картина! Поистине величественным был этот момент, когда у изрешечённых стен Рейхстага наши скромные труженики войны, наши чудо-богатыри торжествовали свою великую Победу. В эти дни по изрытым траншеями и заваленным кирпичом улицам Берлина потянулись колонны пленных немцев. Но враг ещё огрызался. Засевшие на верхних этажах зданий вражеские снайперы обстреливали улицы, и на середине ещё нельзя было появляться. Помню, как я, устроившись в кузове брошенной машины, рисовал. А когда закончил, то едва отошёл от машины, как сзади раздался взрыв. Машина разлетелась в щепки...» Этюды, рисунки и снова этюды... И вот уже в сознании художника вырисовывается силуэт, контур будущей картины, складывается её композиция: «Рейхстаг ещё горит. На нём видны следы упорных боёв наших войск. Колонны выщерблены осколками и пулями. Широкая лестница завалена телами убитых, вывороченными каменными плитами, обломками штукатурки. Всюду — на ступеньках лестницы, на цоколях колонн, на высоких каменных парапетах — наши бойцы, запылённые, закопчённые пороховым дымом долгих боёв. Взметнулись в воздух руки бойцов с винтовками и автоматами, стальными касками и пилотками. Кое-где видны красные флажки. Все головы подняты, все глаза устремлены в одну точку, вверх, туда, где под куполом полощется на весеннем ветру красное знамя Победы. Под сводами здания раскатывается могучее русское «Ура!». «Художник, должно быть, всё это видел своими глазами, — делился своим первым впечатлением о картине Петра Кривоногова «Победа» Герой Советского Союза К. Самсонов. — Здание Рейхстага и все детали того памятного события, когда бойцы моего батальона Егоров и Кантария подняли над Рейхстагом знамя Победы, переданы верно. Хорошо написаны наши солдаты и офицеры. Каждый из тех, кто брал Рейхстаг, может сказать: «Вот это я!» Вот как отозвался о картине «Победа» искусствовед Е.Востоков в своей книге «П.А.Кривоногов»: «Уже много лет прошло со времени появления картины, но мы не могли поставить рядом какое-либо другое произведение живописи на эту тему. Она приобрела значение художественно-исторического документа». На этом полотне все изображено достоверно и подробно, даже сколы на колоннах абсолютно идентичны. На полотне Кривоногова можно найти и реальных участников тех событий. При этом нет никакого романтического налета, все максимально документально. Работа над картиной заняла у художника три года, он закончил ее в 1948 году, а 1949 году П.А. Кривоногова наградили Сталинской премией второй степени. После войны Петр Александрович жил в Москве. Уехав из Киясово еще в 1920-х годах, туда он больше ни разу не возвращался. Долгое время его мать даже не догадывалась о том, что ее сын жив. Увиделись они только в 1966 году в Свердловске - Анна Ивановна переехала туда к дочери. После войны были созданы живописные полотна: «Капитуляция фашистских войск в Берлине» (1946), «Советская конница в боях под Москвой» (1949), «На Курской дуге» (1949), «Поединок» (1964), «Комиссар крепости» (1966). В них художник Кривоногов демонстрирует мастерство многофигурной композиции, завидный талант живописца и тонкого колориста. Еще одна знаменитая работа Кривоногова – картина «Защитники Брестской крепости». А один из вариантов, датируемый 1951 годом, хранится в Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств. «Эта работа, может быть, не совсем законченная. Тем не менее, художник смог композиционно и колористически найти решение своей будущей картины. Петру Александровичу удалось передать драматизм ситуации. Константин Симонов в своих воспоминаниях писал, что в «Защитниках Брестской крепости" – поэзия, героизм и вера в победу наших солдат», - говорит Елкин. В 1940–1950‑е годы художник Кривоногов находил время и для занятий агитационным искусством, в том числе плакатом, им были выполнены выразительные листы в лучших традициях этого жанра. Созданная в 1964 году картина «Поединок» – одна из ключевых работ в творчестве Петра Кривоногова. Она посвящена битве на Курской дуге в 1943 году. В 1967 году, в полувековой юбилей революции, Петру Кривоногову поручают возглавить группу художников, восстанавливающих панораму Бородинского сражения. Работа велась в строжайшей секретности, художникам приходилось носить огромные холсты на себе. Большая ответственность, а также физические нагрузки привели 57-летнего Кривоногова к сердечному приступу. Петр Алексеевич Кривоногов умер 22 августа 1967 года в Москве, похоронен на Пятницком кладбище. Посмертно был награжден Золотой медалью имени М. Б. Грекова за лучшие произведения в изобразительном искусстве на военную тему, которая была учреждена в 1967 году. Он стал первым живописцем, удостоенным этой награды. Еще в 1965 году киясовские школьники начали переписываться с семьей Петра Александровича. Летом 1967 года он принимал их в Москве, знакомил со своими работами и даже подарил репродукцию картины «Знамя Победы» с автографом «Моим дорогим землякам школы с.Киясово от заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата государственной премии СССР Петра Кривоногова. 1967 год». После смерти художника его супруга Елена Андреевна передала в Киясово и другие работы из личной коллекции. В 1971 году в селе был открыт музей, который до 1997 года функционировал как школьный. 20 лет назад он стал муниципальным учреждением, а в 2000 году переехал в собственное помещение – историческое здание, построенное в селе в 1956 году. Здесь находится 105 оригинальных произведений Кривоногова, а также репродукции картин, в том числе - копия «Победы».
При написании биографии использованы сведения с сайта https://udmurt.media/rubrics/kultura_i_turizm/68954-master_batalnoy_zhivopisi_zhizn_i_tvorchestvo_urozhentsa_udmurtii_petra_krivonogova/?ysclid=lv3zvynf22808117118
Родился 8 [21] сентября 1910 в Киясово Вятской губернии (сейчас территория Удмуртии). Его детство пришлось на трудное время: революция, гражданская война, голод. Один из его старших братьев, Иван, (в семье было пятеро детей) во время войны добровольно вступил в ряды Красной армии. В условиях, когда власть в селе менялась практически каждую ночь, расправы было не избежать. Однажды ночью в дом семьи Кривоноговых пришли, отца жестоко избили. Он умер от побоев, а мать с детьми остались одни. В 1921 году, когда в Поволжье переживают сильнейший голод, матери Анне Ивановне приходится двоих своих сыновей – Петра и Василия – отправить на батрацкие работы. Будущий художник в 11 лет вынужден работать как взрослый мужчина. Позже в своих воспоминаниях он напишет, что единственное, что его радовало, это соприкосновение с природой, и если бы он не был баталистом, то непременно стал бы пейзажистом. Целый год Петр и Василий занимались тяжелой физической работой. В 1922 году они вернулись к семье. Мать понимала, что Петр – это необычный ребенок. «В семилетнем возрасте на табуреточку перед ним ставили младшего брата, наряжали его. Петр его рисовал. То есть уже тогда он считался художником в своей семье… В десять лет он написал потрет Ленина, за который ему вручили награду. А маме – порекомендовали отправить его учиться на художника», - рассказывает директор Киясовского районного музея Петра Кривоногова Евгения Глухова. В те годы в Киясово нельзя было получить даже среднего образования, не говоря уже о дополнительном. Кроме того, учеба предполагала, что Петра необходимо содержать, а денег в семье не было. Поэтому мама художника приняла решение отправить его в Сарапульский детский дом. «Петр Александрович сбегает оттуда. Сбегает, подговорив еще нескольких ребят, в Москву, чтобы стать художником. Но до Москвы он не добирается, а останавливается в Кинешме» - говорит Глухова. Так осенью 1924 года Петр оказался в городе Кинешма Ивановской области городе на Волге. Дальше – полгода беспризорничества, детский приемник, откуда был определен в детский дом, в котором проходил школьную программу и обучался художественным азам у выпускника «Строгановки» Сергея Коковина. В 1930 году по окончании семилетней школы П. Кривоногов был принят на рабфак искусств при академии художеств в Ленинграде, затем поступил в институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств. Его учителями были И.И. Бродский, П.А. Шиллинговский, К.Ф. Юон. Кривоногов получил диплом с отличием, а его дипломная работа, посвященная походу Таманской армии по книге А.С. Серафимовича, осталась в постоянной экспозиции музея Академии. В 1939 году был призван в армию, в кавалерию. В 1940 году был зачислен в Красноармейскую Студию имени М.Б. Грекова, с которой прошел всю Великую Отечественную войну от Волоколамска до Берлина. В 1942 году он написал одну из своих первых известных работ – «Зверства в Речице». За годы войны художник карандашом, сангиной, углем и акварелью сделал более 300 графических работ, в них – летописная история героической борьбы, ратного подвига и великой победы советских воинов. В 1943 году был принят в Союз художников СССР. Был награжден орденом Красной Звезды. Еще до окончания войны по горячим следам, почти с натуры, П. Кривоногов пишет большое полотно «Корсунь-Шевченковское побоище». Этой картиной он заявил о себе как самобытный художник реалистической школы, продолжатель славных традиций русской батальной живописи. В победные дни П.А. Кривоногову удается попасть в Берлин и создать эскизы, которые в последствии станут основой для картины «Победа». Это самая известная картина Кривоногова, которая вошла во многие учебники истории. Полотно длиной 4 метра и высотой 2,4 хранится в Центральном музее вооруженных сил России. «Я очень спешил прибыть к началу наступления на Берлин… — вспоминал позже художник. — В политуправлении фронта, где я изложил свою просьбу, ко мне отнеслись с недоумением: «Что это вы все на Берлин! Разве других участков мало? Вот поезжайте в ту часть, которая должна встретиться с союзниками». Как ни интересно было быть очевидцем встречи с союзными войсками, я всё-таки решительно отказался, ведь я задумал создание картины, в которой должен был бы звучать гимн Победе над фашистской армией. Рейхстаг для нас всех был тогда тем местом, которое символизировало всё тёмное, звериное фашистской Германии. После объяснения причины, почему меня интересует именно Берлин, и настойчивой просьбы меня направили туда, куда я хотел». И вот Пётр Кривоногов в шинели с погонами лейтенанта едет в кабине попутного грузовика в сторону Берлина. Внимательный взгляд художника фиксирует в памяти взорванные мосты, разбитую военную технику и почему-то летящий по воздуху в придорожных населённых пунктах пух из разорванных подушек и перин... «2 мая, в весенний солнечный день я делал этюд с Рейхстага, — будет потом вспоминать Пётр Александрович. — Только что над куполом его взвился алый стяг Победы, водружённый бойцами батальона капитана Самсонова — героями-разведчиками Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария. Какая это была историческая, волнующая картина! Поистине величественным был этот момент, когда у изрешечённых стен Рейхстага наши скромные труженики войны, наши чудо-богатыри торжествовали свою великую Победу. В эти дни по изрытым траншеями и заваленным кирпичом улицам Берлина потянулись колонны пленных немцев. Но враг ещё огрызался. Засевшие на верхних этажах зданий вражеские снайперы обстреливали улицы, и на середине ещё нельзя было появляться. Помню, как я, устроившись в кузове брошенной машины, рисовал. А когда закончил, то едва отошёл от машины, как сзади раздался взрыв. Машина разлетелась в щепки...» Этюды, рисунки и снова этюды... И вот уже в сознании художника вырисовывается силуэт, контур будущей картины, складывается её композиция: «Рейхстаг ещё горит. На нём видны следы упорных боёв наших войск. Колонны выщерблены осколками и пулями. Широкая лестница завалена телами убитых, вывороченными каменными плитами, обломками штукатурки. Всюду — на ступеньках лестницы, на цоколях колонн, на высоких каменных парапетах — наши бойцы, запылённые, закопчённые пороховым дымом долгих боёв. Взметнулись в воздух руки бойцов с винтовками и автоматами, стальными касками и пилотками. Кое-где видны красные флажки. Все головы подняты, все глаза устремлены в одну точку, вверх, туда, где под куполом полощется на весеннем ветру красное знамя Победы. Под сводами здания раскатывается могучее русское «Ура!». «Художник, должно быть, всё это видел своими глазами, — делился своим первым впечатлением о картине Петра Кривоногова «Победа» Герой Советского Союза К. Самсонов. — Здание Рейхстага и все детали того памятного события, когда бойцы моего батальона Егоров и Кантария подняли над Рейхстагом знамя Победы, переданы верно. Хорошо написаны наши солдаты и офицеры. Каждый из тех, кто брал Рейхстаг, может сказать: «Вот это я!» Вот как отозвался о картине «Победа» искусствовед Е.Востоков в своей книге «П.А.Кривоногов»: «Уже много лет прошло со времени появления картины, но мы не могли поставить рядом какое-либо другое произведение живописи на эту тему. Она приобрела значение художественно-исторического документа». На этом полотне все изображено достоверно и подробно, даже сколы на колоннах абсолютно идентичны. На полотне Кривоногова можно найти и реальных участников тех событий. При этом нет никакого романтического налета, все максимально документально. Работа над картиной заняла у художника три года, он закончил ее в 1948 году, а 1949 году П.А. Кривоногова наградили Сталинской премией второй степени. После войны Петр Александрович жил в Москве. Уехав из Киясово еще в 1920-х годах, туда он больше ни разу не возвращался. Долгое время его мать даже не догадывалась о том, что ее сын жив. Увиделись они только в 1966 году в Свердловске - Анна Ивановна переехала туда к дочери. После войны были созданы живописные полотна: «Капитуляция фашистских войск в Берлине» (1946), «Советская конница в боях под Москвой» (1949), «На Курской дуге» (1949), «Поединок» (1964), «Комиссар крепости» (1966). В них художник Кривоногов демонстрирует мастерство многофигурной композиции, завидный талант живописца и тонкого колориста. Еще одна знаменитая работа Кривоногова – картина «Защитники Брестской крепости». А один из вариантов, датируемый 1951 годом, хранится в Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств. «Эта работа, может быть, не совсем законченная. Тем не менее, художник смог композиционно и колористически найти решение своей будущей картины. Петру Александровичу удалось передать драматизм ситуации. Константин Симонов в своих воспоминаниях писал, что в «Защитниках Брестской крепости" – поэзия, героизм и вера в победу наших солдат», - говорит Елкин. В 1940–1950‑е годы художник Кривоногов находил время и для занятий агитационным искусством, в том числе плакатом, им были выполнены выразительные листы в лучших традициях этого жанра. Созданная в 1964 году картина «Поединок» – одна из ключевых работ в творчестве Петра Кривоногова. Она посвящена битве на Курской дуге в 1943 году. В 1967 году, в полувековой юбилей революции, Петру Кривоногову поручают возглавить группу художников, восстанавливающих панораму Бородинского сражения. Работа велась в строжайшей секретности, художникам приходилось носить огромные холсты на себе. Большая ответственность, а также физические нагрузки привели 57-летнего Кривоногова к сердечному приступу. Петр Алексеевич Кривоногов умер 22 августа 1967 года в Москве, похоронен на Пятницком кладбище. Посмертно был награжден Золотой медалью имени М. Б. Грекова за лучшие произведения в изобразительном искусстве на военную тему, которая была учреждена в 1967 году. Он стал первым живописцем, удостоенным этой награды. Еще в 1965 году киясовские школьники начали переписываться с семьей Петра Александровича. Летом 1967 года он принимал их в Москве, знакомил со своими работами и даже подарил репродукцию картины «Знамя Победы» с автографом «Моим дорогим землякам школы с.Киясово от заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата государственной премии СССР Петра Кривоногова. 1967 год». После смерти художника его супруга Елена Андреевна передала в Киясово и другие работы из личной коллекции. В 1971 году в селе был открыт музей, который до 1997 года функционировал как школьный. 20 лет назад он стал муниципальным учреждением, а в 2000 году переехал в собственное помещение – историческое здание, построенное в селе в 1956 году. Здесь находится 105 оригинальных произведений Кривоногова, а также репродукции картин, в том числе - копия «Победы».
При написании биографии использованы сведения с сайта https://udmurt.media/rubrics/kultura_i_turizm/68954-master_batalnoy_zhivopisi_zhizn_i_tvorchestvo_urozhentsa_udmurtii_petra_krivonogova/?ysclid=lv3zvynf22808117118