"Сказка о Севере глубока и пленительна" Н.Рерих
Открытие Севера, как изобильной кухни для художников, состоялось в 50-е годы ХХ века, благодаря развитию путей коммуникаций во время социалистического освоения северных территорий. А территории эти простираются на 20 тысяч км. Конечно, не везде художники могут писать. В основном это "европейский" Север от Выборга до Нарьян-Мара. Уже в конце XIX
века интерес к Северу в художественных кругах был. К.Коровин и В.Серов предприняли по настоянию С.Мамонтова небольшое путешествие, побывав на Северной Двине и Новой Земле. Восторженный К.Коровин в своих «Воспоминаниях» написал об этой поездке, как о захватывающем приключении. Неяркая и неброская северная природа заставляла художников искать особенные цветовые решения. Север поражал необычайно сложными цветовыми переходами, особым воздействием света на фактуру предметов. Серов писал: «…на Севере свет всё вбок светит-мокрый свет». Писать надо было быстро, ведь освещение могло поменяться в любой момент. Широкий мазок, беглое письмо хорошо передавали ощущение прохладного, прозрачного, очень влажного воздуха, а серебристо-серая гамма позволяла акцентировать внимание на ярких цветовых пятнах". Некоторое время жизни прожил и творил в Сортавале Н.Рерих. Он очень полюбил эти места. В советское время огромную роль в популяризации природы и культуры Севера сослужило творчество В.Стожарова, В.Попкова, Е.Зверькова. Их творчество разбудило и официальные организации художников. Так в конце 70-х годов ХХ века в МОСХ было создано творческое объединение "Русский Север". Чем еще, кроме природы, манил Север, так это остатками былой уникальной культуры. Традиционной культуры свободных, суровых, мужественных людей, сохраняющих предания и традиции предков, в том числе и их веру. Многое изменилось после прихода советских цивилизаторов, много ушло безвозвратно. На полотнах художников середины прошлого века мы еще можем видеть осколки былой величественной и сейчас загадочной для нас культуры.
века интерес к Северу в художественных кругах был. К.Коровин и В.Серов предприняли по настоянию С.Мамонтова небольшое путешествие, побывав на Северной Двине и Новой Земле. Восторженный К.Коровин в своих «Воспоминаниях» написал об этой поездке, как о захватывающем приключении. Неяркая и неброская северная природа заставляла художников искать особенные цветовые решения. Север поражал необычайно сложными цветовыми переходами, особым воздействием света на фактуру предметов. Серов писал: «…на Севере свет всё вбок светит-мокрый свет». Писать надо было быстро, ведь освещение могло поменяться в любой момент. Широкий мазок, беглое письмо хорошо передавали ощущение прохладного, прозрачного, очень влажного воздуха, а серебристо-серая гамма позволяла акцентировать внимание на ярких цветовых пятнах". Некоторое время жизни прожил и творил в Сортавале Н.Рерих. Он очень полюбил эти места. В советское время огромную роль в популяризации природы и культуры Севера сослужило творчество В.Стожарова, В.Попкова, Е.Зверькова. Их творчество разбудило и официальные организации художников. Так в конце 70-х годов ХХ века в МОСХ было создано творческое объединение "Русский Север". Чем еще, кроме природы, манил Север, так это остатками былой уникальной культуры. Традиционной культуры свободных, суровых, мужественных людей, сохраняющих предания и традиции предков, в том числе и их веру. Многое изменилось после прихода советских цивилизаторов, много ушло безвозвратно. На полотнах художников середины прошлого века мы еще можем видеть осколки былой величественной и сейчас загадочной для нас культуры.