Аврутис Хаим Авраамович (1928 – 2007)
Почетный член Академии Художеств России.
Родился 12 апреля 1928 г. в селе Барышевка Киевской области в хасидской семье. В 1933 году семья переехала в Москву. Учился у Н.В. Синицына (1937-1940) (вместе со Скородумовой Т.Н.), в 1940 поступил в Московскую среднюю художественную школу, где учился в классе В.В.Почиталова, с 1941 по 1943 г. вместе с учениками и преподавателями школы находился в эвакуации в старом русском (староверческом) селе Воскресенское в Башкирии. Его учителями в школе также были А.Г.Сукиасян, А.О.Барщ, П.И.Котов, П.В.Мальков. После окончания МСХШ продолжил учебу в Московском художественном институте им. В.И.Сурикова (1947 – 1953). В 1954 – 1967 жил в Новосибирске, работал преимущественно в жанре портрета (серия "Теоретики" и др.). В 1956 г. принят в Союз художников СССР. В 1957 и 1958 был в числе первых участников творческих смен в Доме творчества им. Д.Н.Кардовского в Переславле-Залесском. Вместе с ним там побывали и его "однокашники" по МСХШ: "воскресенцы" П.Оссовский, И.Попов, А.Тутунов. Там с ними был и Е.Зверьков, Эту поездку художник считал началом своей самостоятельной работы в живописи. Активно выступал в областной газете "Советская Сибирь" с разъяснениями того, что такое настоящая и что такое поддельная культура. В конце 1950-х наряду с другими художниками совершал рейды по заводским общежитиям, в ходе которых изымались предметы быта, казавшиеся пошлыми или бывшие на самом деле таковыми. Одновременно много работал в области книжной иллюстрации для детей, вел преподавательскую и просветительскую деятельность. На рубеже 50-60-х гг. примкнул к так называемому "суровому стилю", для которого характерны обычно темный цвет и экспрессивный тяжелый мазок. Стал одним из мастеров, определявших лицо новосибирского изобразительного искусства 1960-х годов. Его работа "Теоретики" (находится в Новосибирском ГХМ), написанная в манере "сурового стиля" и представленная на Первой зональной выставке "Сибирь социалистическая" в конце 1964 года, вызвала бурные споры. Иллюстрировал детские книги. В 1968 г. переехал во Владимир, а в 1969 – в Ярославль. С 1971 жил и работал в г. Троицке Московской области. Создал ряд циклов (главным образом темперой), лучшим из которых является "Великая Французская революция". Целая серия работ посвящена еврейской тематике ("В писании сказано...", "Мальчик и талмудисты", "Менора: Древо мучеников" и др.). Писал портреты и пейзажи Подмосковья. Продолжал заниматься иллюстрацией: сборник сказок народов Сибири о животных "Дети зверя Мааны" (1988) и др. Участник городских, групповых, зональных, региональных, республиканских, всесоюзных выставок. Персональная выставка прошла в 1986 в Москве. В 1995 году выехал в Израиль, где поселился в городе Цфате. Умер в нем же в 2007 г. Награжден медалями Академии Художеств. Его произведения находятся в Новосибирском государственном художественном музее, Тульском музее изобразительных искусств, других собраниях.
Родился 12 апреля 1928 г. в селе Барышевка Киевской области в хасидской семье. В 1933 году семья переехала в Москву. Учился у Н.В. Синицына (1937-1940) (вместе со Скородумовой Т.Н.), в 1940 поступил в Московскую среднюю художественную школу, где учился в классе В.В.Почиталова, с 1941 по 1943 г. вместе с учениками и преподавателями школы находился в эвакуации в старом русском (староверческом) селе Воскресенское в Башкирии. Его учителями в школе также были А.Г.Сукиасян, А.О.Барщ, П.И.Котов, П.В.Мальков. После окончания МСХШ продолжил учебу в Московском художественном институте им. В.И.Сурикова (1947 – 1953). В 1954 – 1967 жил в Новосибирске, работал преимущественно в жанре портрета (серия "Теоретики" и др.). В 1956 г. принят в Союз художников СССР. В 1957 и 1958 был в числе первых участников творческих смен в Доме творчества им. Д.Н.Кардовского в Переславле-Залесском. Вместе с ним там побывали и его "однокашники" по МСХШ: "воскресенцы" П.Оссовский, И.Попов, А.Тутунов. Там с ними был и Е.Зверьков, Эту поездку художник считал началом своей самостоятельной работы в живописи. Активно выступал в областной газете "Советская Сибирь" с разъяснениями того, что такое настоящая и что такое поддельная культура. В конце 1950-х наряду с другими художниками совершал рейды по заводским общежитиям, в ходе которых изымались предметы быта, казавшиеся пошлыми или бывшие на самом деле таковыми. Одновременно много работал в области книжной иллюстрации для детей, вел преподавательскую и просветительскую деятельность. На рубеже 50-60-х гг. примкнул к так называемому "суровому стилю", для которого характерны обычно темный цвет и экспрессивный тяжелый мазок. Стал одним из мастеров, определявших лицо новосибирского изобразительного искусства 1960-х годов. Его работа "Теоретики" (находится в Новосибирском ГХМ), написанная в манере "сурового стиля" и представленная на Первой зональной выставке "Сибирь социалистическая" в конце 1964 года, вызвала бурные споры. Иллюстрировал детские книги. В 1968 г. переехал во Владимир, а в 1969 – в Ярославль. С 1971 жил и работал в г. Троицке Московской области. Создал ряд циклов (главным образом темперой), лучшим из которых является "Великая Французская революция". Целая серия работ посвящена еврейской тематике ("В писании сказано...", "Мальчик и талмудисты", "Менора: Древо мучеников" и др.). Писал портреты и пейзажи Подмосковья. Продолжал заниматься иллюстрацией: сборник сказок народов Сибири о животных "Дети зверя Мааны" (1988) и др. Участник городских, групповых, зональных, региональных, республиканских, всесоюзных выставок. Персональная выставка прошла в 1986 в Москве. В 1995 году выехал в Израиль, где поселился в городе Цфате. Умер в нем же в 2007 г. Награжден медалями Академии Художеств. Его произведения находятся в Новосибирском государственном художественном музее, Тульском музее изобразительных искусств, других собраниях.