Оссовский Пётр Павлович (1925 — 2015)
Народный художник СССР (1989), Академик РАХ (1995; член-корреспондент 1988).Лауреат Государственной премии СССР (1985), лауреат Международной премии им. Шолохова (2006).
Родился 18 мая 1925 в с. Малая Виска, Зиновьевский округ (ныне Кировоградская область).на Украине, Вскоре после рождения Петра семья Оссовских переехала в Россию, где он учился. В 1940 г. поступил в Московскую среднюю художественную школу, которая в 1941 году была эвакуирована в с. Воскресенское Башкирской ССР. Учился в ней у В.В.Почиталова. В 1944 году окончил Московскую среднюю художественную школу. В 1944—1950 гг. обучался в Государственном художественном институте имени В. И. Сурикова (мастерская народного художника СССР, профессора С. В. Герасимова). С 1954 года участник выставок. В 1956 году принят в Союз художников СССР. А несколько лет спустя его работа «Три поколения» (1959), показанная на выставке «Советская Россия — 1» (1960), с легкой руки известного искусствоведа А. А. Каменского дала название целому художественному течению: в своей рецензии на эту картину, Каменский охарактеризовал манеру художника как «суровый стиль». Немалую роль в формировании этой новой эстетики сыграло искусство Рокуэлла Кента. В 1958 и 1960 годах в Москве с аншлагом прошли две его персональные выставки, по окончании которых Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина получил в дар от автора около тысячи произведений. Новый, незнакомый художественный язык Кента стал для молодых, только что завершивших академическое образование художников глотком северного воздуха — холодного, свежего и чистого. Глотком, если угодно, «мужского» искусства — прямого, без намеков и полутонов, сдержанного и безусловно правдивого. Свое дело, быть может, сделала и повальная увлеченность советских мальчишек Джеком Лондоном — и оказалось, что так можно писать не только книги, но и картины, — словом, молодые Кента поняли и поверили ему. Художник стал настолько популярен, что в середине 1960-х годов и после на русский язык были переведены несколько автобиографических книг Кента: «Это я, Господи!», «В диком краю («Дневник мирных приключений на Аляске»)», «Гренландский дневник», «Саламина» и др. Оссовский выезжал в зарубежные творческие поездки. 4 раза посещал Италию в 1956, 1965, 1972, 1990 годах. Путешествия являлись неотъемлемой частью его творческой жизни — Петр Павлович не просто открывал для себя новые страны, будучи подлинным интернационалистом, он понимал душу другого народа. Так, во время посещения Мексики, он изучал творчество местных артистов, изучал язык и даже знал некоторые мексиканские песни. В 1961 году Оссовский совершил творческую поездку на Кубу и в Мексику совместно с В.Ивановым. В 1963 году был награжден Серебряной медалью АХ СССР за серию работ «Куба». В 1966 Пётр Оссовский впервые приехал в Псков, и с этого времени Псков и Изборск стали тем источником не только вдохновения, но и самого существования. «Благодаря Пскову и его людям ко мне пришло особенное понимание русских традиций и культуры», — говорил сам художник. В 1971 году создал героико-драматический цикл-полиптих "Рубежи жизни Родины", в который входят четыре крупных полотна: "Год 1919", "Год 1930". "Год 1943 (Возвращение") и "Год 1965". Это вехи, раскрывающие исторический путь Отчизны, этапы ее борьбы и становления. В 1975 году в Пскове прошла юбилейная к 50-летию со дня рождения Оссовского выставка «На земле древнего Пскова». В 1979 году был награждён Золотой медалью Итальянской Академии искусств за серию «Славянские портреты». В 1985 году он получил Государственную премию СССР за цикл картин о Московском Кремле (1978–1985): «Золотой Кремлевский холм», «Века проходят над Кремлем», «Солнце над Красной площадью», «Дворцовая площадь». В 1988 году Петру Оссовскому присуждено звание «Народный художник СССР», тогда же он был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В 1997 году он был удостоен Золотой медали Российской академии художеств за выставку произведений, показанных в ее залах годом ранее. 2013 года Пётр Оссовский был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. «Я верю, — сказал художник, принимая награду, — что у русского реализма есть будущее, ибо народ наш не может жить без искусства духовного, делающего жизнь человека богаче и ярче, наполненного чувствами и мыслями, возвышающими его самого и его воистину великую землю». 11 июля 2008 года художнику присвоено звание «Почётный гражданин г. Пскова». Умер художник 1 августа 2015 в Пскове. В 2020 г. прошла персональная выставка в Выставочном зале Дома Н.В.Гоголя в Москве. Произведения живописца находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Псковской картинной галерее (специальный зал, Калужском музее изобразительных искусств, Чувашском государственном художественном музее (Чебоксары), Музее изобразительных искусств Кузбасса (Кемерово), других художественных музеях России и стран СНГ.
Родился 18 мая 1925 в с. Малая Виска, Зиновьевский округ (ныне Кировоградская область).на Украине, Вскоре после рождения Петра семья Оссовских переехала в Россию, где он учился. В 1940 г. поступил в Московскую среднюю художественную школу, которая в 1941 году была эвакуирована в с. Воскресенское Башкирской ССР. Учился в ней у В.В.Почиталова. В 1944 году окончил Московскую среднюю художественную школу. В 1944—1950 гг. обучался в Государственном художественном институте имени В. И. Сурикова (мастерская народного художника СССР, профессора С. В. Герасимова). С 1954 года участник выставок. В 1956 году принят в Союз художников СССР. А несколько лет спустя его работа «Три поколения» (1959), показанная на выставке «Советская Россия — 1» (1960), с легкой руки известного искусствоведа А. А. Каменского дала название целому художественному течению: в своей рецензии на эту картину, Каменский охарактеризовал манеру художника как «суровый стиль». Немалую роль в формировании этой новой эстетики сыграло искусство Рокуэлла Кента. В 1958 и 1960 годах в Москве с аншлагом прошли две его персональные выставки, по окончании которых Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина получил в дар от автора около тысячи произведений. Новый, незнакомый художественный язык Кента стал для молодых, только что завершивших академическое образование художников глотком северного воздуха — холодного, свежего и чистого. Глотком, если угодно, «мужского» искусства — прямого, без намеков и полутонов, сдержанного и безусловно правдивого. Свое дело, быть может, сделала и повальная увлеченность советских мальчишек Джеком Лондоном — и оказалось, что так можно писать не только книги, но и картины, — словом, молодые Кента поняли и поверили ему. Художник стал настолько популярен, что в середине 1960-х годов и после на русский язык были переведены несколько автобиографических книг Кента: «Это я, Господи!», «В диком краю («Дневник мирных приключений на Аляске»)», «Гренландский дневник», «Саламина» и др. Оссовский выезжал в зарубежные творческие поездки. 4 раза посещал Италию в 1956, 1965, 1972, 1990 годах. Путешествия являлись неотъемлемой частью его творческой жизни — Петр Павлович не просто открывал для себя новые страны, будучи подлинным интернационалистом, он понимал душу другого народа. Так, во время посещения Мексики, он изучал творчество местных артистов, изучал язык и даже знал некоторые мексиканские песни. В 1961 году Оссовский совершил творческую поездку на Кубу и в Мексику совместно с В.Ивановым. В 1963 году был награжден Серебряной медалью АХ СССР за серию работ «Куба». В 1966 Пётр Оссовский впервые приехал в Псков, и с этого времени Псков и Изборск стали тем источником не только вдохновения, но и самого существования. «Благодаря Пскову и его людям ко мне пришло особенное понимание русских традиций и культуры», — говорил сам художник. В 1971 году создал героико-драматический цикл-полиптих "Рубежи жизни Родины", в который входят четыре крупных полотна: "Год 1919", "Год 1930". "Год 1943 (Возвращение") и "Год 1965". Это вехи, раскрывающие исторический путь Отчизны, этапы ее борьбы и становления. В 1975 году в Пскове прошла юбилейная к 50-летию со дня рождения Оссовского выставка «На земле древнего Пскова». В 1979 году был награждён Золотой медалью Итальянской Академии искусств за серию «Славянские портреты». В 1985 году он получил Государственную премию СССР за цикл картин о Московском Кремле (1978–1985): «Золотой Кремлевский холм», «Века проходят над Кремлем», «Солнце над Красной площадью», «Дворцовая площадь». В 1988 году Петру Оссовскому присуждено звание «Народный художник СССР», тогда же он был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В 1997 году он был удостоен Золотой медали Российской академии художеств за выставку произведений, показанных в ее залах годом ранее. 2013 года Пётр Оссовский был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. «Я верю, — сказал художник, принимая награду, — что у русского реализма есть будущее, ибо народ наш не может жить без искусства духовного, делающего жизнь человека богаче и ярче, наполненного чувствами и мыслями, возвышающими его самого и его воистину великую землю». 11 июля 2008 года художнику присвоено звание «Почётный гражданин г. Пскова». Умер художник 1 августа 2015 в Пскове. В 2020 г. прошла персональная выставка в Выставочном зале Дома Н.В.Гоголя в Москве. Произведения живописца находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Псковской картинной галерее (специальный зал, Калужском музее изобразительных искусств, Чувашском государственном художественном музее (Чебоксары), Музее изобразительных искусств Кузбасса (Кемерово), других художественных музеях России и стран СНГ.