Почиталов Василий Васильевич (1902 – 1973)
Заслуженный деятель искусств РСФСР..
Родился 11 января 1903 году в одном из рабочих районов Марьиной рощи в многодетной семье столяра-модельщика. Отец его родом из крестьян Ярославской губернии в 1884 г. перебрался в Москву и устроился на завод Густава Листа (при советской власти назывался «Борец»). В 12 лет Василий попал в школу – трудовую колонию для детей рабочих, которой руководил известный педагог Станислав Шацкий. Колонию он создал вместе со своим другом архитектором А.У.Зеленко, незадолго до этого побывавшим в Америке, где он познакомился с жизнью бойскаутов. Сам Шацкий был прекрасным музыкантом, впоследствии он занимал должность директора Московской консерватории. Его супруга была незаурядной пианисткой и часто устраивала камерные концерты в колонии. Здесь детей приучали к работе, но и много занимались музыкой, учили рисовать. С детьми ставили спектакли, в том числе оперные, занимались иностранными языками. Василий живописи впервые начал учиться у Анны Ивановны Трояновской; писал натюрморты в стиле Сезанна. Художник А.В. Гаврилов, воспитанник Шацкого, после окончания Строгановского училища прибыл в колонию и организовал изостудию. Ребята учились живописи, готовили декорации к спектаклям, занимались резьбой по дереву. Ребята очень любили студию, а своего педагога называли Гавгушей. Они находились на полном самообеспечении. Уже после революции колония получила название «Бодрая жизнь». Там же с 1916 г. Почиталов встречался с жившим рядом Петром Кончаловским. Перед Василием Почиталовым встал выбор: стать актером или художником. Шацкий напутствовал Почиталова: «Ты должен стать педагогом». Василия приняли сразу и в Малый, и в Камерный театры. Но он выбрал ВХУТЕИН (ВХУТЕМАС), куда поступил в 1924 г. где учился у Александра Шевченко, был заметной фигурой в училище и старостой в мастерской Шевченко. В 1930 г. он выпустился вместе с Г.Нисским, Р.Барто, Н.Ромадиным, М.Кончаловским. С 1928 года участвовал в московских, республиканских и всесоюзных художественных выставках. Преподавал с 1936 в Московском институте изобразительного искусства, который в 1939 был преобразован в МГХИ. Поскольку сам В.В.Почиталов на раннем этапе своего творчества увлекался живописью Сезанна, то он большое значение придавал освоению в живописи сложного цвета. Макс Бирштейн в своей книге «Жизнь и картины» вспоминал о годах учебы в институте: «Василий Васильевич Почиталов — мягкий, полноватый, его высокий немного странный лоб и лысина окаймлены мягкими рыжими волосами, светятся добрые голубые глаза. В его маленькой мастерской — небольшие, такие тонкие, густые по цвету картины, до сих пор мне слышатся его странные советы во время работы: "Повести через лиловую на сиреневую"; во Вхутемасе, когда он учился, ему дали прозвище "Васька-Цветовик". Они, Шегаль и Почиталов, очень разные, но их объединяло одно — любовь к искусству и к своим ученикам». В МСХШ с момента её открытия в 1939 и да 1948 г. вел живопись и композицию (старший преподаватель). В 1941 г. был со школой в эвакуации в с. Воскресенском. Как вспоминал в своей повести «Лучи детства» один из учеников - воскресенцев Люциан Шитов: «И запомните,— вещал Василий Васильевич Почиталов, наш педагог по живописи (мы сокращенно зовем его “Вас-Вас иконостас”, или “Вас-Вас сложноцвет”),— надо иметь в душе “свой жанр”, присущую только тебе и соответствующему именно твоему голосу мелодию. У художника должна быть своя песня, пусть маленькая, но своя, подвластная природным возможностям. И поверьте, обязательно найдутся, хотя их может быть совсем немного, люди, зрители, настроенные на твою волну. Полистайте историю искусства. Она состоит из совершенно различных, не обязательно титанически великих, мастеров живописи...» Был доцентом кафедры живописи и композиции Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова. Но в 1948 году Василий Васильевич вынужден был перевестись в Московский текстильный институт, где работал до выхода на пенсию. Причина “перехода” все та же — очищение Суриковского вуза от “формалистов” во главе с С.В.Герасимовым. Нашёлся формальный же повод. В 1948 г. студенты его группы к выпускному вечеру написали картину «Утро стрелецкой казни», выведя вместо персонажей себя и ряд своих преподавателей, что вызвало скандал. Самого Почиталова даже пытались за это обвинить как «врага народа», но ограничились переводом. Преподавал в конце 40-х - начале 50-х в художественной студии инвалидов войны вместе с М. Добросердовым. В Текстильном институте он стал доцентом кафедры живописи и деканом факультета прикладного искусства. Умер в 1973 году в Москве. Смерть застала его за работой в мастерской, когда ему было 70 лет. Это произошло накануне открытия его первой персональной выставки. Эту выставку, которую ему не суждено было увидеть, подготовили его ближайшие ученики, которые были рядом всю жизнь. Вторая персональная выставка состоялась в 2003 году по случаю 100-летия художника в Москве.Он принимал участие в обучении таких замечательных художников, как: Владимир Гаврилов, Андрей Горский, Владимир Горский, Владимир Гремитских, Пётр Оссовский, Иван Сорокин, Игорь Попов, Виктор Иванов. Николай Грицюк, Ефрем Зверьков, Гелий Коржев, Кира Коржева, Валентин Сидоров, Владимир Стожаров, Виктор Дмитриевский, Алексей Ткачёв, Андрей Тутунов, Валентин Пурыгин, Владислав Скок, Виктор Цыплаков, Игорь Тарасов, Василий Нечитайло, Мария Савченко (Нечитайло), Эдуард Браговский, Макс Бирштейн, Виктор Иванов, Георгий Сысолятин, Олег Чистяков, Кира Власова..
В 2024 году в Калужском музее изобразительных искусств прошла выставка "Учитель и ученик", где, в том числе, была представлены работы Почиталова и его многочисленных учеников.
Произведения художника находятся в Калужском муз-ее изобразительных искусств, Ростовском областном музее изобразительного искусства, Государственном архиве художественных произведений (Сергиев Посад), Архангельском музее изобразительных искусств, Костромском областном музее изобразительных искусств, Брянском музее изобразительного искусства, Государственном музее изобразительных искусств. г. Фрунзе, Музее изобразительных искусств г. Грозный, Новгородском историко-архитектурный музее-заповеднике, Музей изобразительных искусств. г. Казань, Воскресенской картинной галерее, Данковском краеведческом музее, Арзамасском краеведческом музее.
Родился 11 января 1903 году в одном из рабочих районов Марьиной рощи в многодетной семье столяра-модельщика. Отец его родом из крестьян Ярославской губернии в 1884 г. перебрался в Москву и устроился на завод Густава Листа (при советской власти назывался «Борец»). В 12 лет Василий попал в школу – трудовую колонию для детей рабочих, которой руководил известный педагог Станислав Шацкий. Колонию он создал вместе со своим другом архитектором А.У.Зеленко, незадолго до этого побывавшим в Америке, где он познакомился с жизнью бойскаутов. Сам Шацкий был прекрасным музыкантом, впоследствии он занимал должность директора Московской консерватории. Его супруга была незаурядной пианисткой и часто устраивала камерные концерты в колонии. Здесь детей приучали к работе, но и много занимались музыкой, учили рисовать. С детьми ставили спектакли, в том числе оперные, занимались иностранными языками. Василий живописи впервые начал учиться у Анны Ивановны Трояновской; писал натюрморты в стиле Сезанна. Художник А.В. Гаврилов, воспитанник Шацкого, после окончания Строгановского училища прибыл в колонию и организовал изостудию. Ребята учились живописи, готовили декорации к спектаклям, занимались резьбой по дереву. Ребята очень любили студию, а своего педагога называли Гавгушей. Они находились на полном самообеспечении. Уже после революции колония получила название «Бодрая жизнь». Там же с 1916 г. Почиталов встречался с жившим рядом Петром Кончаловским. Перед Василием Почиталовым встал выбор: стать актером или художником. Шацкий напутствовал Почиталова: «Ты должен стать педагогом». Василия приняли сразу и в Малый, и в Камерный театры. Но он выбрал ВХУТЕИН (ВХУТЕМАС), куда поступил в 1924 г. где учился у Александра Шевченко, был заметной фигурой в училище и старостой в мастерской Шевченко. В 1930 г. он выпустился вместе с Г.Нисским, Р.Барто, Н.Ромадиным, М.Кончаловским. С 1928 года участвовал в московских, республиканских и всесоюзных художественных выставках. Преподавал с 1936 в Московском институте изобразительного искусства, который в 1939 был преобразован в МГХИ. Поскольку сам В.В.Почиталов на раннем этапе своего творчества увлекался живописью Сезанна, то он большое значение придавал освоению в живописи сложного цвета. Макс Бирштейн в своей книге «Жизнь и картины» вспоминал о годах учебы в институте: «Василий Васильевич Почиталов — мягкий, полноватый, его высокий немного странный лоб и лысина окаймлены мягкими рыжими волосами, светятся добрые голубые глаза. В его маленькой мастерской — небольшие, такие тонкие, густые по цвету картины, до сих пор мне слышатся его странные советы во время работы: "Повести через лиловую на сиреневую"; во Вхутемасе, когда он учился, ему дали прозвище "Васька-Цветовик". Они, Шегаль и Почиталов, очень разные, но их объединяло одно — любовь к искусству и к своим ученикам». В МСХШ с момента её открытия в 1939 и да 1948 г. вел живопись и композицию (старший преподаватель). В 1941 г. был со школой в эвакуации в с. Воскресенском. Как вспоминал в своей повести «Лучи детства» один из учеников - воскресенцев Люциан Шитов: «И запомните,— вещал Василий Васильевич Почиталов, наш педагог по живописи (мы сокращенно зовем его “Вас-Вас иконостас”, или “Вас-Вас сложноцвет”),— надо иметь в душе “свой жанр”, присущую только тебе и соответствующему именно твоему голосу мелодию. У художника должна быть своя песня, пусть маленькая, но своя, подвластная природным возможностям. И поверьте, обязательно найдутся, хотя их может быть совсем немного, люди, зрители, настроенные на твою волну. Полистайте историю искусства. Она состоит из совершенно различных, не обязательно титанически великих, мастеров живописи...» Был доцентом кафедры живописи и композиции Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова. Но в 1948 году Василий Васильевич вынужден был перевестись в Московский текстильный институт, где работал до выхода на пенсию. Причина “перехода” все та же — очищение Суриковского вуза от “формалистов” во главе с С.В.Герасимовым. Нашёлся формальный же повод. В 1948 г. студенты его группы к выпускному вечеру написали картину «Утро стрелецкой казни», выведя вместо персонажей себя и ряд своих преподавателей, что вызвало скандал. Самого Почиталова даже пытались за это обвинить как «врага народа», но ограничились переводом. Преподавал в конце 40-х - начале 50-х в художественной студии инвалидов войны вместе с М. Добросердовым. В Текстильном институте он стал доцентом кафедры живописи и деканом факультета прикладного искусства. Умер в 1973 году в Москве. Смерть застала его за работой в мастерской, когда ему было 70 лет. Это произошло накануне открытия его первой персональной выставки. Эту выставку, которую ему не суждено было увидеть, подготовили его ближайшие ученики, которые были рядом всю жизнь. Вторая персональная выставка состоялась в 2003 году по случаю 100-летия художника в Москве.Он принимал участие в обучении таких замечательных художников, как: Владимир Гаврилов, Андрей Горский, Владимир Горский, Владимир Гремитских, Пётр Оссовский, Иван Сорокин, Игорь Попов, Виктор Иванов. Николай Грицюк, Ефрем Зверьков, Гелий Коржев, Кира Коржева, Валентин Сидоров, Владимир Стожаров, Виктор Дмитриевский, Алексей Ткачёв, Андрей Тутунов, Валентин Пурыгин, Владислав Скок, Виктор Цыплаков, Игорь Тарасов, Василий Нечитайло, Мария Савченко (Нечитайло), Эдуард Браговский, Макс Бирштейн, Виктор Иванов, Георгий Сысолятин, Олег Чистяков, Кира Власова..
В 2024 году в Калужском музее изобразительных искусств прошла выставка "Учитель и ученик", где, в том числе, была представлены работы Почиталова и его многочисленных учеников.
Произведения художника находятся в Калужском муз-ее изобразительных искусств, Ростовском областном музее изобразительного искусства, Государственном архиве художественных произведений (Сергиев Посад), Архангельском музее изобразительных искусств, Костромском областном музее изобразительных искусств, Брянском музее изобразительного искусства, Государственном музее изобразительных искусств. г. Фрунзе, Музее изобразительных искусств г. Грозный, Новгородском историко-архитектурный музее-заповеднике, Музей изобразительных искусств. г. Казань, Воскресенской картинной галерее, Данковском краеведческом музее, Арзамасском краеведческом музее.