Ученики Почиталова В.В - выдающиеся художники послевоенного времени
В.В.Почиталов начал преподавательскую деятельность в 1936 в Московском институте изобразительного искусства, который в 1939 был преобразован в МГХИ. Поскольку сам В.В.Почиталов на раннем этапе своего творчества увлекался живописью Сезанна, то он большое значение придавал освоению в живописи сложного цвета. Макс Бирштейн в своей книге «Жизнь и картины» вспоминал о годах учебы в институте: «Василий Васильевич Почиталов — мягкий, полноватый, его высокий немного странный лоб и лысина окаймлены мягкими рыжими волосами, светятся добрые голубые глаза. В его маленькой мастерской — небольшие, такие тонкие, густые по цвету картины, до сих пор мне слышатся его странные советы во время работы: "Повести через лиловую на сиреневую"; во Вхутемасе, когда он учился, ему дали прозвище "Васька-Цветовик". Они, Шегаль и Почиталов, очень разные, но их объединяло одно — любовь к искусству и к своим ученикам». В МСХШ с момента её открытия в 1939 и да 1948 г. вел живопись и композицию (старший преподаватель). В 1941 г. был со школой в эвакуации в с. Воскресенском. Как вспоминал в своей повести «Лучи детства» один из учеников - воскресенцев Люциан Шитов: «И запомните,— вещал Василий Васильевич Почиталов, наш педагог по живописи (мы сокращенно зовем его “Вас-Вас иконостас”, или “Вас-Вас сложноцвет”),— надо иметь в душе “свой жанр”, присущую только тебе и соответствующему именно твоему голосу мелодию. У художника должна быть своя песня, пусть маленькая, но своя, подвластная природным возможностям. И поверьте, обязательно найдутся, хотя их может быть совсем немного, люди, зрители, настроенные на твою волну. Полистайте историю искусства. Она состоит из совершенно различных, не обязательно титанически великих, мастеров живописи...» Был доцентом кафедры живописи и композиции Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова. Но в 1948 году Василий Васильевич вынужден был перевестись в Московский текстильный институт, где работал до выхода на пенсию. Причина “перехода” все та же — очищение Суриковского вуза от “формалистов” во главе с С.В.Герасимовым. Нашёлся формальный же повод. В 1948 г. студенты его группы к выпускному вечеру написали картину «Утро стрелецкой казни», выведя вместо персонажей себя и ряд своих преподавателей, что вызвало скандал. Самого Почиталова даже пытались за это обвинить как «врага народа», но ограничились переводом. Преподавал в конце 40-х - начале 50-х в художественной студии инвалидов войны вместе с М. Добросердовым. В Текстильном институте он стал доцентом кафедры живописи и деканом факультета прикладного искусства.
Он принимал участие в обучении таких замечательных художников, как: Владимир Гаврилов, Виктор Иванов, Андрей Горский, Владимир Горский, Владимир Гремитских, Пётр Оссовский, Иван Сорокин, Игорь Попов, Ефрем Зверьков, Гелий Коржев, Кира Коржева, Валентин Сидоров, Владимир Стожаров, Виктор Дмитриевский, Алексей Ткачёв, Андрей Тутунов, Валентин Пурыгин, Владислав Скок, Виктор Цыплаков, Игорь Тарасов, Василий Нечитайло, Мария Савченко (Нечитайло), Кира Власова,Эдуард Браговский, Макс Бирштейн, Георгий Сысолятин, Олег Чистяков, Виктор Прибыловский, Игорь Рубинский, Николай Грицюк, Геннадий Пасько.
А.П.Ткачев вспоминает: "Почиталов воспитал целую плеяду замечательных художников, которые сейчас составляют гордость отечественного искусства".
Он принимал участие в обучении таких замечательных художников, как: Владимир Гаврилов, Виктор Иванов, Андрей Горский, Владимир Горский, Владимир Гремитских, Пётр Оссовский, Иван Сорокин, Игорь Попов, Ефрем Зверьков, Гелий Коржев, Кира Коржева, Валентин Сидоров, Владимир Стожаров, Виктор Дмитриевский, Алексей Ткачёв, Андрей Тутунов, Валентин Пурыгин, Владислав Скок, Виктор Цыплаков, Игорь Тарасов, Василий Нечитайло, Мария Савченко (Нечитайло), Кира Власова,Эдуард Браговский, Макс Бирштейн, Георгий Сысолятин, Олег Чистяков, Виктор Прибыловский, Игорь Рубинский, Николай Грицюк, Геннадий Пасько.
А.П.Ткачев вспоминает: "Почиталов воспитал целую плеяду замечательных художников, которые сейчас составляют гордость отечественного искусства".