Федоров Владислав Георгиевич (1924-1993)
Родился 2 июня 1924 г. в Туле. С детства любил рисовать, занимался во Дворце пионеров в Туле. В 1939 году поступил в только что образованную Московскую среднюю художественную школу (для одаренных детей). Был одним из лучших учеников В.В.Почиталова и в предвоенные месяцы 1941 года участвовал своими натюрмортами на выставке школы на Кузнецком мосту. Когда школа уехала в эвакуацию, был в Туле и работал, что называется, крепя оборону города. «…ночами простаивал на крыше, отважно сражаясь с вражескими зажигалками. Днем подключался к сооружению баррикад на улицах, рыл противотанковые рвы на окраине города… рвался в истребительный батальон» (И.Симанчук «У тех Синих Венцов»). Добрался Владислав до Воскресенского самостоятельно в сентябре 1941. Был поражен вестью о смерти Никиты Калиновича, с которым очень сдружился. Начал писать этюды, а выходили они у него очень сумрачные, совсем непохожие на те, что Слава писал в Москве. Почиталов, рассматривая такие этюды, сказал: «Это, брат, все война .. Засело в тебе все, чего ты навидался и пережил. Бомбежки, обстрелы… Давят они на твои эмоции мешают верному восприятию природы… Походи, просто погляди, почувствуй сердцем эту тишину, эту красоту. И обязательно отойдешь, душевно отогреешься» (И.Симанчук «У тех Синих Венцов»). Но не долго пришлось Славе любоваться красотой и слушать тишину, в ноябре 1942 г. он был призван в Красную Армию. Направили его в артиллерийское училище. После ускоренного выпуска в марте 1943 г. был направлен на Западный фронт. Его отправили в артиллерийскую разведку. Служил разведчиком-вычислителем в звании ефрейтора. Но за его возвращение не переставали хлопотать Г.Шегаль, Н.Карренберг, В.Почиталов. Решающее значение имело ходатайство И.Э.Грабаря. «Наконец-то в августе 1943 г. ему объявили, что он отозван для продолжения учебы. Возвращаясь из штаба в расположение разведчиков, попал под минометный обстрел. Осколки мин порвали гимнастерку, а на теле ни царапины! Его возвращение в школе отметили «праздничным застольем» - сварили тощего и жилистого петуха. И опять принялся Слава за этюды. И опять вылезала в них мрачность, темнота, скудность колорита. Но Слава следовал советам Почиталова, прошло время и снова ожила палитра!»
По окончании школы в 1944 году был принят в МГХИ им. Сурикова, где учился у В.В.Почиталова, Н.Х.Максимова, С.Н.Костина. Последние курсы прошли в мастерской профессора С.В.Герасимова, под руководством которого была написана дипломная работа "Первенец", определившая одну из основных тем творчества В.Г.Федорова — материнство. Вячеслав соединил свою жизнь с Тамарой Осиповой, соученицей и сокурсницей. По окончании института у них было увлечение романтикой моря, пейзажи и картины экспонировались на выставках маринистов. Федоров много ездил по стране, писал на Украине, Дальнем Востоке, в Крыму, Закавказье, на Валааме, в Москве. Самым любимым и дорогим художнику было село Протасово Тульской области, куда он регулярно возвращался и где увлеченно работал последние двенадцать лет своей жизни. «В искусстве должно быть Что, Как и… Нечто» - так говорил Вячеслав Георгиевич, в первую очередь, о своем творчестве. Член МОСХа с 1956 года, Федоров участвовал на всех значительных выставках, московских, российских, зональных и всесоюзных, выставках "Земля и люди". Особенно значительно он выставился на "Выставке 23-x выпускников МСХШ» в 1978 году на Кузнецком мосту в Москве, в 1990 и 1991 годах на аукционе Друо-Ришелье в Париже "Русская традиция". Уже после смерти художника (13 ноября 1993 г.) его работы экспонировались на выставках в Доме Правительства РФ (1995, 1996), выставках семьи художника "Династия Осиповых и Федоровых" в Москве (1994, 1995, 1999) и в США (1995, 1997 - 2002) на выставке "Муж и жена" (1996, Москва), "И мастерство и вдохновенье" (1996, Москва), на выставках галереи "Les Oreades" (1997 и 1998, Москва), «Владислав Фёдоров. «Живописец» в залах Московского товарищества живописцев (2018, Москва). В настоящее время происходит открытие творчества этого художника, существовавшего в своем творчестве отдельно от любых объединений, гос. заказов и компромиссов. Российской Академией художеств в 2018 году была проведена конференция «Творческие искания и мера свободы в отечественной живописи 1940-1980-х годов. Памяти Владислава Федорова». На основе статей участников конференции была издана коллективная научная монография с идентичным названием («Союз Дизайн», 2021).
Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном, Русском музее, Московском музее современного искусства, Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, Тульском областном художественном музее, Музее океанографии.