Цыплаков Виктор Григорьевич (1915 – 1986)
Народный художник РСФСР (1975). Член-корреспондент АХ СССР (1967). Лауреат Сталинской премии второй степени (1950).
Родился 14 (1 по ст. ст.) апреля 1915 г. в Москве в семье кузнеца. В официальных документах в качестве места рождения указано село Бурминка Ряжского уезда Рязанской губернии (ныне Александро–Невский район Рязанской области) – родина его отца Григория Степановича. Сюда же вскоре вернулась молодая семья, уезжавшая в столицу в поисках работы. Жили в доме деда художника, Степана Андреевича Цыплакова, искусного маляра–альфрейщика, зарабатывающего на жизнь росписью куполов церквей и помещичьих усадеб. С пятилетнего возраста Виктор помогал отцу в кузнице. С детства любил лепить фигурки из глины, рисовать углем на русской печи. С Бурминкой навсегда связаны самые теплые воспоминания детства Виктора Григорьевича. «Все мои картины – это мои воспоминания до девятилетнего возраста. Их у меня на всю жизнь хватит. Только бы успеть исполнить… На вокзалах был, видел войну, разрушения, людей той эпохи. Гражданская война вся на глазах прошла», – писал художник. Нужда и послевоенная разруха заставляли семью часто переезжать в поисках лучшей жизни. С 1920 г. Цыплаковы жили в Донбассе, в 1923 г. ненадолго возвратились в Бурминку, в 1925 г. поселились в г. Таганроге. В школе, где с 1925 по 1930 г. учился Виктор, на его способности обратил внимание учитель рисования Глеб Глебович Глебов. Он первый посоветовал Цыплакову получить профессиональное художественное образование. После окончания школы Виктор Григорьевич трудился на заводе, осваивая кузнечное и слесарное дело. В 1930 г. семья переехала в Москву; к этому моменту у Виктора уже имелось большое собрание рисунков и акварелей. В первых, еще наивных опытах художественного творчества проявились черты поэтического живописного понимания натуры, ставшие впоследствии, в период зрелости, характерными для искусства мастера. По настоянию брата Ивана и благодаря его материальной поддержке, с 1932 по 1936 г. Цыплаков учился в Московском полиграфическом техникуме Государственного издательства изобразительного искусства (ИЗОГИЗа) (ныне Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Федорова) под руководством Сергея Арсентьевича Матвеева. Здесь В. Г. Цыплаков открыл для себя искусство эпохи Возрождения, особенно выделяя творчество Леонардо да Винчи. Чтобы овладеть приемами рисунка мастера, художник упорно нарабатывал технические навыки, штудировал учебники и искусствоведческую литературу, копировал и повторял графические листы да Винчи. В 1935 г. художник написал «Автопортрет», выполненный в леонардовской манере параллельной штриховки. В 1936 г. Цыплаков стал студентом Московского института изобразительных искусств (с 1939 г. – Московский государственный художественный институт (МГХИ), ныне Московский государственный художественный институт (МГХИ) имени В. И. Сурикова). Наибольшее влияние на творчество Цыплакова оказали педагоги Григорий Михайлович Шегаль и его помощник по живописи Василий Васильевич Почиталов, преподаватели рисунка Александр Адольфович Деблер и Дмитрий Константинович Мочальский. По замечанию В.В. Почиталова, Цыплаков «…больше своим духом шел, своей мускулатурой, своей силой». О характере своего ученика он говорил: «Мягкий, душевный человек, очень чувствующий музыку, искусство. Я думал, он – простак, бывший кузнец, а когда разговорился, то убедился, что это не так. Оказывается, он уже тогда слушал симфоническую музыку, хорошо знал композиторов». Однокурсниками Цыплакова были Ю. П. Кугач, С. И. Дудник, В. К. Нечитайло, Н. Н. Горлов, Н. П. Толкунов и другие. По словам Цыплакова, все они «…учились не только у преподавателей, но и друг у друга». Ректор института Игорь Эммануилович Грабарь отмечал важность обучения студентов на пленэре: «Студентам, проходящим зимой курс живописи в условиях комнатного освещения, должна быть представлена возможность пройти особый курс живописи в условиях открытого воздуха, т.н. пленэра, без чего обучение не может быть полноценным».Летняя практика студентов, окончивших 1-й курс, проходила в с. Троицком Калужской области, бывшем имении Е. Р. Воронцовой-Дашковой. С 1934 г. на практику старшекурсники ездили в Крым в с. Козы (ныне с. Солнечная Долина), расположенное в нескольких километрах от г. Судак. Под руководством ведущих педагогов студенты писали натюрморты, пейзажи, обнаженную натуру. И. Э. Грабарь, регулярно посещая базу практикантов, устраивал выставки, обсуждение работ, подробно разбирая каждую из них, старался посвятить студентов в тайны композиции. Он настаивал на преподавании этого предмета совместно с живописью и рисунком с самого первого года обучения. Во время учебы в институте Цыплаков внимательно изучал картины старых мастеров, приемы классической композиции, гармонию целого и деталей. Среди особо почитаемых мастеров художника можно назвать Вечеллио Тициана, Диего Родригес де Сильва Веласкеса, Харменс ван Рейн Рембрандта. По признанию самого художника, в студенческие годы и даже после окончания МГХИ он, часто посещая Третьяковскую галерею и Музей нового западного искусства (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), учился на работах В. И. Сурикова, И. Е. Репина, И. И. Левитана и других. В первые дни Великой Отечественной войны студенты института были мобилизованы на строительство эшелонированных оборонительных сооружений в районе г. Вязьмы Смоленской области. К началу учебного года вернулись в Москву, заслужив благодарность командования. В середине октября 1941 г. МГХИ срочно эвакуировали в г. Самарканд Узбекской ССР. Цыплаков вспоминал: «Мы, студенты-дипломники, жили в старой мечети. Условия жизни были суровые. Но мы не унывали. Работали с ожесточением. Все горели желанием сделать для фронта как можно больше. Угнетало сознание, что мы, здоровые парни, сидим в тылу. К тому времени на фронте уже погибли многие наши товарищи… Во время работы над дипломами Герасимов и Грабарь старались не делать замечаний. «Работайте, ребята, на собственном глазу», - говорили они. И мы работали, не жалея себя. Да и темы старались брать героические: «Казнь Чернышевского», «Расстрел партизан»…». В 1942 г. Цыплаков с отличием окончил МГХИ по мастерской Г. М. Шегаля. Дипломная работа - картина «В. И. Чапаев», созданная под руководством Сергея Васильевича Герасимова, получила высокую оценку не только членов экзаменационной комиссии, но широкого круга профессионалов. В этом же году В. Г. Цыплаков был принят в члены Союза художников СССР. В 1943 г. в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина состоялась выставка дипломных работ молодых художников, в экспозицию которой организаторы включили картину Цыплакова. И. Э. Грабарь, ставший вскоре действительным членом АН СССР, в статье «Успех молодых художников», опубликованной 15 мая 1943 г. в газете «Правда», упоминает картину в числе лучших из выставленных работ и, в частности, пишет: «Как неожиданно, совершенно по-новому, дал своего Чапаева Цыплаков! Такого Чапаева мы еще не видали… Он дал своего цыплаковского Чапаева. И посмотрите, до чего его Чапаев убедителен и обаятелен… Картина написана с живописной свободой, какой мог позавидовать не один из наших мастеров…» В письме к своему сподвижнику и коллеге, профессору МГХИ И. М. Лейзерову Грабарь пишет о впечатлении, произведенном картиной Цыплакова на посетившего выставку председателя Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР Михаила Борисовича Храпченко: «Как Храпченко увидал Цыплакова, так сразу сдал. «Ну да, это да, это замечательно, что ж тут говорить!». Оценил вполне». И продолжает далее: «Да и для нас для всех… это бесспорно лучшая вещь, - во-первых, русская, во-вторых, в русских художественных традициях… Толкунов понравился, но Цыплаков его бьет». Дипломная работа Цыплакова была представлена на выставке произведений молодых художников, открывшейся 10 октября 1943 г. в Третьяковской галерее к 25-летию Ленинского комсомола. Виктор Григорьевич был оставлен в институте на два года для совершенствования мастерства; аспирантуру окончил под руководством И. Э. Грабаря.
В 1943 г. Виктор Григорьевич совершил поездку на фронт, в район Новороссийска и в январе в освобожденный Смоленск, результатом которой стало множество эскизов и зарисовок для будущих картин. Один из них Зоя представлен в коллекции.
После войны создает цикл портретов Ленина, портреты известных современников, часть которых вошла в масштабное полотно "Передовые люди Москвы в Кремле». За создание этого полотна и за серию портретов «Знатные люди Москвы» группа художников: В.П. Ефанов, С.И. Дудник, Ю.П. Кугач, К.М. Максимов, В.Г. Цыплаков была в 1949 г. удостоена Сталинской премии СССР..В 1950 г. Цыплаков в соавторстве с художниками Ю. П. Кугачом и В. К. Нечитайло создал полотно «Великому Сталину – слава!». В марте 1953 г., после смерти И. В. Сталина, В. Г. Цыплаков был в числе немногих художников, получивших официальное разрешение делать зарисовки его похорон. В 1956 г. в Москве состоялась первая персональная выставка В. Г. Цыплакова под названием «Времена года», на которой были представлены, в основном, пейзажи. Значительную часть творчества Цыплакова составляла работа на пленэре – на знаменитой академической даче в крымских Козах, в Саввинской слободе под Звенигородом или на Оке в окрестностях Рязани. Цыплаков любил творчество Коровина. В своем увлечении Коровиным В.Г. Цыплаков сблизился со своим старшим современником – народным художником СССР С. В. Герасимовым; эта близость находила выражение и в личных дружеских отношениях. Почти в одно и то же время они создавали портретные образы крестьян, писали свои «Зимы» и «Зимки». Оба художника жили и «дышали» русской деревней.
Еще в 1948 г. художник стал преподавателем Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова. А в 1957 г. была открыта персональная мастерская В. Г. Цыплакова, в которой обучались студенты, интересующиеся реалистическим направлением в искусстве. В своих беседах со студентами художник не уставал повторять: «Писать нужно мощно, чтобы восторг был, чтобы сейчас хорошо было и через двести лет тоже… Сложность живописи - передать свет в пространстве. Сейчас это редко кто может». Этому мастерству Цыплаков стремился научить своих студентов, всегда ратовал за наглядность обучения. Он умел увлекать и сам увлекался, хотя говорил, как правило, мало, больше афоризмами. Его крылатые изречения, такие, как «Победишь себя – станешь художником», передаются из поколения в поколение в мастерских института. Цыплаков по характеру был добрым и отзывчивым человеком. В своих учениках Виктор Григорьевич, прежде всего, ценил индивидуальность, незаметно, тактично направляя их на путь самостоятельных исканий. Студент мог иметь свою точку зрения и спорить с педагогом, если был не согласен с ним. Всегда внимательный к своим ученикам, художник говорил: «Мой метод в том, чтобы наблюдать, как развивается талант, не мешая. Легко сбить художника с собственного пути». В 1962 г. В. Г. Цыплаков утвержден в звании профессора МГХИ.
Скончался 8 июня 1986 г. в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище. В конце 1986 г. в АХ СССР состоялась посмертная персональная выставка В. Г. Цыплакова.
Произведения В. Г. Цыплакова находятся во многих музеях страны: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Рязанском государственном областном художественном музее И.П. Пожалостина, Данковской картинной галерее (Липецкая область), Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева, Архангельском областном музее изобразительных искусств, Художественном музее Алтайского края (г. Барнаул), Пермской художественной галерее, Тульском музее изобразительных искусств, Калужском Музее изобразительных искусств, Башкирском республиканском художественном музее им. Нестерова (г. Уфа), Харьковском художественном музее, Киевском музее русского искусства, частных коллекциях.
Родился 14 (1 по ст. ст.) апреля 1915 г. в Москве в семье кузнеца. В официальных документах в качестве места рождения указано село Бурминка Ряжского уезда Рязанской губернии (ныне Александро–Невский район Рязанской области) – родина его отца Григория Степановича. Сюда же вскоре вернулась молодая семья, уезжавшая в столицу в поисках работы. Жили в доме деда художника, Степана Андреевича Цыплакова, искусного маляра–альфрейщика, зарабатывающего на жизнь росписью куполов церквей и помещичьих усадеб. С пятилетнего возраста Виктор помогал отцу в кузнице. С детства любил лепить фигурки из глины, рисовать углем на русской печи. С Бурминкой навсегда связаны самые теплые воспоминания детства Виктора Григорьевича. «Все мои картины – это мои воспоминания до девятилетнего возраста. Их у меня на всю жизнь хватит. Только бы успеть исполнить… На вокзалах был, видел войну, разрушения, людей той эпохи. Гражданская война вся на глазах прошла», – писал художник. Нужда и послевоенная разруха заставляли семью часто переезжать в поисках лучшей жизни. С 1920 г. Цыплаковы жили в Донбассе, в 1923 г. ненадолго возвратились в Бурминку, в 1925 г. поселились в г. Таганроге. В школе, где с 1925 по 1930 г. учился Виктор, на его способности обратил внимание учитель рисования Глеб Глебович Глебов. Он первый посоветовал Цыплакову получить профессиональное художественное образование. После окончания школы Виктор Григорьевич трудился на заводе, осваивая кузнечное и слесарное дело. В 1930 г. семья переехала в Москву; к этому моменту у Виктора уже имелось большое собрание рисунков и акварелей. В первых, еще наивных опытах художественного творчества проявились черты поэтического живописного понимания натуры, ставшие впоследствии, в период зрелости, характерными для искусства мастера. По настоянию брата Ивана и благодаря его материальной поддержке, с 1932 по 1936 г. Цыплаков учился в Московском полиграфическом техникуме Государственного издательства изобразительного искусства (ИЗОГИЗа) (ныне Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Федорова) под руководством Сергея Арсентьевича Матвеева. Здесь В. Г. Цыплаков открыл для себя искусство эпохи Возрождения, особенно выделяя творчество Леонардо да Винчи. Чтобы овладеть приемами рисунка мастера, художник упорно нарабатывал технические навыки, штудировал учебники и искусствоведческую литературу, копировал и повторял графические листы да Винчи. В 1935 г. художник написал «Автопортрет», выполненный в леонардовской манере параллельной штриховки. В 1936 г. Цыплаков стал студентом Московского института изобразительных искусств (с 1939 г. – Московский государственный художественный институт (МГХИ), ныне Московский государственный художественный институт (МГХИ) имени В. И. Сурикова). Наибольшее влияние на творчество Цыплакова оказали педагоги Григорий Михайлович Шегаль и его помощник по живописи Василий Васильевич Почиталов, преподаватели рисунка Александр Адольфович Деблер и Дмитрий Константинович Мочальский. По замечанию В.В. Почиталова, Цыплаков «…больше своим духом шел, своей мускулатурой, своей силой». О характере своего ученика он говорил: «Мягкий, душевный человек, очень чувствующий музыку, искусство. Я думал, он – простак, бывший кузнец, а когда разговорился, то убедился, что это не так. Оказывается, он уже тогда слушал симфоническую музыку, хорошо знал композиторов». Однокурсниками Цыплакова были Ю. П. Кугач, С. И. Дудник, В. К. Нечитайло, Н. Н. Горлов, Н. П. Толкунов и другие. По словам Цыплакова, все они «…учились не только у преподавателей, но и друг у друга». Ректор института Игорь Эммануилович Грабарь отмечал важность обучения студентов на пленэре: «Студентам, проходящим зимой курс живописи в условиях комнатного освещения, должна быть представлена возможность пройти особый курс живописи в условиях открытого воздуха, т.н. пленэра, без чего обучение не может быть полноценным».Летняя практика студентов, окончивших 1-й курс, проходила в с. Троицком Калужской области, бывшем имении Е. Р. Воронцовой-Дашковой. С 1934 г. на практику старшекурсники ездили в Крым в с. Козы (ныне с. Солнечная Долина), расположенное в нескольких километрах от г. Судак. Под руководством ведущих педагогов студенты писали натюрморты, пейзажи, обнаженную натуру. И. Э. Грабарь, регулярно посещая базу практикантов, устраивал выставки, обсуждение работ, подробно разбирая каждую из них, старался посвятить студентов в тайны композиции. Он настаивал на преподавании этого предмета совместно с живописью и рисунком с самого первого года обучения. Во время учебы в институте Цыплаков внимательно изучал картины старых мастеров, приемы классической композиции, гармонию целого и деталей. Среди особо почитаемых мастеров художника можно назвать Вечеллио Тициана, Диего Родригес де Сильва Веласкеса, Харменс ван Рейн Рембрандта. По признанию самого художника, в студенческие годы и даже после окончания МГХИ он, часто посещая Третьяковскую галерею и Музей нового западного искусства (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), учился на работах В. И. Сурикова, И. Е. Репина, И. И. Левитана и других. В первые дни Великой Отечественной войны студенты института были мобилизованы на строительство эшелонированных оборонительных сооружений в районе г. Вязьмы Смоленской области. К началу учебного года вернулись в Москву, заслужив благодарность командования. В середине октября 1941 г. МГХИ срочно эвакуировали в г. Самарканд Узбекской ССР. Цыплаков вспоминал: «Мы, студенты-дипломники, жили в старой мечети. Условия жизни были суровые. Но мы не унывали. Работали с ожесточением. Все горели желанием сделать для фронта как можно больше. Угнетало сознание, что мы, здоровые парни, сидим в тылу. К тому времени на фронте уже погибли многие наши товарищи… Во время работы над дипломами Герасимов и Грабарь старались не делать замечаний. «Работайте, ребята, на собственном глазу», - говорили они. И мы работали, не жалея себя. Да и темы старались брать героические: «Казнь Чернышевского», «Расстрел партизан»…». В 1942 г. Цыплаков с отличием окончил МГХИ по мастерской Г. М. Шегаля. Дипломная работа - картина «В. И. Чапаев», созданная под руководством Сергея Васильевича Герасимова, получила высокую оценку не только членов экзаменационной комиссии, но широкого круга профессионалов. В этом же году В. Г. Цыплаков был принят в члены Союза художников СССР. В 1943 г. в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина состоялась выставка дипломных работ молодых художников, в экспозицию которой организаторы включили картину Цыплакова. И. Э. Грабарь, ставший вскоре действительным членом АН СССР, в статье «Успех молодых художников», опубликованной 15 мая 1943 г. в газете «Правда», упоминает картину в числе лучших из выставленных работ и, в частности, пишет: «Как неожиданно, совершенно по-новому, дал своего Чапаева Цыплаков! Такого Чапаева мы еще не видали… Он дал своего цыплаковского Чапаева. И посмотрите, до чего его Чапаев убедителен и обаятелен… Картина написана с живописной свободой, какой мог позавидовать не один из наших мастеров…» В письме к своему сподвижнику и коллеге, профессору МГХИ И. М. Лейзерову Грабарь пишет о впечатлении, произведенном картиной Цыплакова на посетившего выставку председателя Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР Михаила Борисовича Храпченко: «Как Храпченко увидал Цыплакова, так сразу сдал. «Ну да, это да, это замечательно, что ж тут говорить!». Оценил вполне». И продолжает далее: «Да и для нас для всех… это бесспорно лучшая вещь, - во-первых, русская, во-вторых, в русских художественных традициях… Толкунов понравился, но Цыплаков его бьет». Дипломная работа Цыплакова была представлена на выставке произведений молодых художников, открывшейся 10 октября 1943 г. в Третьяковской галерее к 25-летию Ленинского комсомола. Виктор Григорьевич был оставлен в институте на два года для совершенствования мастерства; аспирантуру окончил под руководством И. Э. Грабаря.
В 1943 г. Виктор Григорьевич совершил поездку на фронт, в район Новороссийска и в январе в освобожденный Смоленск, результатом которой стало множество эскизов и зарисовок для будущих картин. Один из них Зоя представлен в коллекции.
После войны создает цикл портретов Ленина, портреты известных современников, часть которых вошла в масштабное полотно "Передовые люди Москвы в Кремле». За создание этого полотна и за серию портретов «Знатные люди Москвы» группа художников: В.П. Ефанов, С.И. Дудник, Ю.П. Кугач, К.М. Максимов, В.Г. Цыплаков была в 1949 г. удостоена Сталинской премии СССР..В 1950 г. Цыплаков в соавторстве с художниками Ю. П. Кугачом и В. К. Нечитайло создал полотно «Великому Сталину – слава!». В марте 1953 г., после смерти И. В. Сталина, В. Г. Цыплаков был в числе немногих художников, получивших официальное разрешение делать зарисовки его похорон. В 1956 г. в Москве состоялась первая персональная выставка В. Г. Цыплакова под названием «Времена года», на которой были представлены, в основном, пейзажи. Значительную часть творчества Цыплакова составляла работа на пленэре – на знаменитой академической даче в крымских Козах, в Саввинской слободе под Звенигородом или на Оке в окрестностях Рязани. Цыплаков любил творчество Коровина. В своем увлечении Коровиным В.Г. Цыплаков сблизился со своим старшим современником – народным художником СССР С. В. Герасимовым; эта близость находила выражение и в личных дружеских отношениях. Почти в одно и то же время они создавали портретные образы крестьян, писали свои «Зимы» и «Зимки». Оба художника жили и «дышали» русской деревней.
Еще в 1948 г. художник стал преподавателем Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова. А в 1957 г. была открыта персональная мастерская В. Г. Цыплакова, в которой обучались студенты, интересующиеся реалистическим направлением в искусстве. В своих беседах со студентами художник не уставал повторять: «Писать нужно мощно, чтобы восторг был, чтобы сейчас хорошо было и через двести лет тоже… Сложность живописи - передать свет в пространстве. Сейчас это редко кто может». Этому мастерству Цыплаков стремился научить своих студентов, всегда ратовал за наглядность обучения. Он умел увлекать и сам увлекался, хотя говорил, как правило, мало, больше афоризмами. Его крылатые изречения, такие, как «Победишь себя – станешь художником», передаются из поколения в поколение в мастерских института. Цыплаков по характеру был добрым и отзывчивым человеком. В своих учениках Виктор Григорьевич, прежде всего, ценил индивидуальность, незаметно, тактично направляя их на путь самостоятельных исканий. Студент мог иметь свою точку зрения и спорить с педагогом, если был не согласен с ним. Всегда внимательный к своим ученикам, художник говорил: «Мой метод в том, чтобы наблюдать, как развивается талант, не мешая. Легко сбить художника с собственного пути». В 1962 г. В. Г. Цыплаков утвержден в звании профессора МГХИ.
Скончался 8 июня 1986 г. в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище. В конце 1986 г. в АХ СССР состоялась посмертная персональная выставка В. Г. Цыплакова.
Произведения В. Г. Цыплакова находятся во многих музеях страны: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Рязанском государственном областном художественном музее И.П. Пожалостина, Данковской картинной галерее (Липецкая область), Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева, Архангельском областном музее изобразительных искусств, Художественном музее Алтайского края (г. Барнаул), Пермской художественной галерее, Тульском музее изобразительных искусств, Калужском Музее изобразительных искусств, Башкирском республиканском художественном музее им. Нестерова (г. Уфа), Харьковском художественном музее, Киевском музее русского искусства, частных коллекциях.