Дмитриевский Виктор Константинович (1923 – 2006) - картины художника. В первые мирные дня и Баня. 1-ый день без войны.
"В первые мирные дня" и "Баня. 1-ый день без войны"
Материал: Холст, масло
Размер (см): 110 х 110
Год создания: 1987
На картине - художники Студии военных художников им. М.Б.Грекова на привале. В этом нет никаких сомнений, поскольку стоят этюдник и знаменитый "Студебеккер". Также понятно, что у художников банный день. А вот, что не ясно, так это, к какому времени относится запечатленная художником сценка. На обороте картины, кроме названия "Баня", есть также названия "1-ый день без войны" и "В первые мирные дни". Можно было бы согласиться с таким названием сюжета, но ... На работе, скорее всего, запечатлена осень, или последние дни лета. Ясно, что дело происходит на закате, и золотой цвет можно объяснить закатным светом, но рябина увешена гроздьями... Если принять логику названия "В первые мирные дни", то можно оправдать его, сказав, что работа посвящена мирным дням после победы над Японией. Однако... никакой информации о том, что Дмитриевский принимал участие в командировке на Дальний Восток, нет. Полагаю, что сначала картина называлась просто "Баня" и запечатлевала сценку августа 1944 года. В августе 1944 г. была завершена операция "Багратион". Войска 2-го и 3-го Белорусских фронтов, с которыми двигались на запад и художники, вышли на границу СССР. Командировка у них была оформлена до 1 сентября 1944 г. После чего они возвратились в Москву для творческого отчета. Воспоминание художника об этих значимых для всех Советских людей днях вполне могло лечь в основу идеи картины. Но видимо появился повод и заказ на картину о первых послевоенных днях, и легким росчерком на обратной стороне холста работа получила соответствующее название. Однако, работа от такой метаморфозы названия не стала менее значимой (ну, может чуть-чуть пафоснее стало). Художники, выполняющие свое важное дело, получили возможность радоваться освобождению родной земли, отдохнуть и помечтать о мирных днях на берегу озера с нетронутой войной природой. Дмитриевский, скорее всего, придавал фигурам художников схожесть с теми, кто был с ним в командировке. В первой командировке были также Н.Жуков (1908 -1973) (руководитель), П.Аввакумов (1908 – 1945), А.Кокорин (1908 - 1987), В.Арлашин (1923 – 1998), В.Климашин (1912 – 1960) , И.Евстигнеев (1899 – 1967), А.Дитлов (1912 -2009) (фотограф). В группе было получается 8 человек вместе с фотографом не из Студии. На картине 6 человек. Кто, где изображен на картине, пока я не разобрался. В фигуре второй справа угадывается Жуков Николай Николаевич. Себя художник, скорее всего, изобразил обернувшимся к зрителю, ему в то время был 21 год. Еще один молодой художник идет с двумя ведрами. Арлашин?