Титов Ярослав Викторович (1906 – 2000)
Заслуженный художник РФ (1997 г.). Заслуженный работник культуры РСФСР.
Родился 21 декабря 1905 (2 января 1906) года в Варшаве. УУчился в школе художественного воспитания детей в Москве в 1918-1920 у В. Д. Фалилеева, в художественных мастерских Моспрофобра в 1920-1924 гг. у В. И. Захарова, В. П. Осетрова, Н. П. Ульянова. Во время работы в мастерских увлекся офортом. 1924-1928 гг. обучался, как вольнослушатель на полиграффаке в Московском высшем государственном художественно-техническом институте (легендарном ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе), посещал занятия у Н.Н. Купреянова в литографической мастерской. Одновременно работает хромолитографом в типографии газеты «Рабочая Москва». Был одним из первых художников, выехавших на Магнитку и запечатлевших ее грандиозное строительство. В 1920-30 гг. активно работал в области книжной графики, выполнил ряд обложек к популярным книгам тех лет, а также несколько эпичной сказочности филигранных заставок к пушкинской поэме «Руслан и Людмила». С 1924 года участник выставок. Член объединений: ОМАХР 1927-1928, АХРР 1929-1932. Занимался на отделении повышения квалификации живописцев в Московском институте изобразительных искусств при Академии Художеств у В.Н.Бакшеева в 1936-1939. В 1920 -30-е гг. он создает свои первые иллюстрации к произведениям Д. Лондона "Зверь из бездны" (1926), С. Есенина "Москва кабацкая" (1928), П. Бляхина "Красные дьяволята", В. Маргерит "Проститутка", А. Пушкина "Руслан и Людмила", М. Слободского "Новые похождения бравого солдата Швейка" и др. В 1930-е годы Титов обращается к теме спорта, особо близкой ему. года завершается первенство СССР по баскетболу. В 1935 в составе команды «Динамо» (Москва) Ярослав Титов становится чемпионом СССР по баскетболу. В 1939 году он вторично становится чемпионом СССР по баскетболу уже в составе команды «Локомотив». Одним из первых он получает звание мастера спорта СССР (звание учреждено в 1935 году). Ярослав Викторович сотрудничал с «Локомотивом» и как художник, он создал эскиз для первой формы футбольного клуба железнодорожников. В 1941 году Я.В. Титов работал в бригаде ДИТС (В. Демидов, К. Ипатов, Я. Титов, А. Сапожников) "Окон ТАСС". Его работы в области политической карикатуры были остры, точны и лаконичны. В 1941 же он просит отправить его добровольцем в действующую армию. Я.В.Титов трудился в подчинении политуправлений, создавал иллюстрации для военных газет «Фронтовая правда» (Волховский фронт), «В бой за родину» (Карельский фронт) и «Сталинский воин» (1- й Дальневосточный фронт), зарисовки и картины на военную тему. Создал серию живописных и графических работ «Волховский фронт», в т.ч. «Разрушенный фашистами мост в Новгороде через р. Волхов», «Новгород 20 января 1944 года», «Новгород снова наш!», «Малая Вишера», «Малая Вишера 2 февраля 1942 г.», «Слухачи», «Лыжный отряд» и др. Но Ярослав Викторович не отсиживался на штабных позициях. За участие в освобождении Новгорода в 1944 году Титов был удостоен Ордена Красной Звезды и звания майора. Затем Карельский фронт, форсирование реки Свирь. Приказом военного совета Карельского фронта Титов назначается главным художником строящегося фронтового музея «Свирская Победа» в городе Лодейное Поле. А потом был 1- й Дальневосточный фронт. Художник дошел с ним до Порт-Артура и вернулся в Москву в 1946 году с медалями «За победу над Японией» и «За освобождение Кореи». После войны Титов продолжал занятия спортом (до 1950 г). и живописью. Спортивная и военная темы оставались главными для него на протяжении всей жизни. В 1985 г. работы Я.В. Титова были представлены в Новгородском музее заповеднике на выставке фронтового рисунка, посвященной 40-летию Победы. Часть работ художник подарил музею. Произведения Я.В. Титова хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, в Центральном музее Вооруженных Сил СССР, Новосибирском государственном художественном музее, Белгородском государственном художественном музее, Курганском областном художественном музее,.Российском национальном музее музыки, Лодейнопольском историко-краеведческом музее, Музее изобразительных искусств Кузбасса.
Родился 21 декабря 1905 (2 января 1906) года в Варшаве. УУчился в школе художественного воспитания детей в Москве в 1918-1920 у В. Д. Фалилеева, в художественных мастерских Моспрофобра в 1920-1924 гг. у В. И. Захарова, В. П. Осетрова, Н. П. Ульянова. Во время работы в мастерских увлекся офортом. 1924-1928 гг. обучался, как вольнослушатель на полиграффаке в Московском высшем государственном художественно-техническом институте (легендарном ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе), посещал занятия у Н.Н. Купреянова в литографической мастерской. Одновременно работает хромолитографом в типографии газеты «Рабочая Москва». Был одним из первых художников, выехавших на Магнитку и запечатлевших ее грандиозное строительство. В 1920-30 гг. активно работал в области книжной графики, выполнил ряд обложек к популярным книгам тех лет, а также несколько эпичной сказочности филигранных заставок к пушкинской поэме «Руслан и Людмила». С 1924 года участник выставок. Член объединений: ОМАХР 1927-1928, АХРР 1929-1932. Занимался на отделении повышения квалификации живописцев в Московском институте изобразительных искусств при Академии Художеств у В.Н.Бакшеева в 1936-1939. В 1920 -30-е гг. он создает свои первые иллюстрации к произведениям Д. Лондона "Зверь из бездны" (1926), С. Есенина "Москва кабацкая" (1928), П. Бляхина "Красные дьяволята", В. Маргерит "Проститутка", А. Пушкина "Руслан и Людмила", М. Слободского "Новые похождения бравого солдата Швейка" и др. В 1930-е годы Титов обращается к теме спорта, особо близкой ему. года завершается первенство СССР по баскетболу. В 1935 в составе команды «Динамо» (Москва) Ярослав Титов становится чемпионом СССР по баскетболу. В 1939 году он вторично становится чемпионом СССР по баскетболу уже в составе команды «Локомотив». Одним из первых он получает звание мастера спорта СССР (звание учреждено в 1935 году). Ярослав Викторович сотрудничал с «Локомотивом» и как художник, он создал эскиз для первой формы футбольного клуба железнодорожников. В 1941 году Я.В. Титов работал в бригаде ДИТС (В. Демидов, К. Ипатов, Я. Титов, А. Сапожников) "Окон ТАСС". Его работы в области политической карикатуры были остры, точны и лаконичны. В 1941 же он просит отправить его добровольцем в действующую армию. Я.В.Титов трудился в подчинении политуправлений, создавал иллюстрации для военных газет «Фронтовая правда» (Волховский фронт), «В бой за родину» (Карельский фронт) и «Сталинский воин» (1- й Дальневосточный фронт), зарисовки и картины на военную тему. Создал серию живописных и графических работ «Волховский фронт», в т.ч. «Разрушенный фашистами мост в Новгороде через р. Волхов», «Новгород 20 января 1944 года», «Новгород снова наш!», «Малая Вишера», «Малая Вишера 2 февраля 1942 г.», «Слухачи», «Лыжный отряд» и др. Но Ярослав Викторович не отсиживался на штабных позициях. За участие в освобождении Новгорода в 1944 году Титов был удостоен Ордена Красной Звезды и звания майора. Затем Карельский фронт, форсирование реки Свирь. Приказом военного совета Карельского фронта Титов назначается главным художником строящегося фронтового музея «Свирская Победа» в городе Лодейное Поле. А потом был 1- й Дальневосточный фронт. Художник дошел с ним до Порт-Артура и вернулся в Москву в 1946 году с медалями «За победу над Японией» и «За освобождение Кореи». После войны Титов продолжал занятия спортом (до 1950 г). и живописью. Спортивная и военная темы оставались главными для него на протяжении всей жизни. В 1985 г. работы Я.В. Титова были представлены в Новгородском музее заповеднике на выставке фронтового рисунка, посвященной 40-летию Победы. Часть работ художник подарил музею. Произведения Я.В. Титова хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, в Центральном музее Вооруженных Сил СССР, Новосибирском государственном художественном музее, Белгородском государственном художественном музее, Курганском областном художественном музее,.Российском национальном музее музыки, Лодейнопольском историко-краеведческом музее, Музее изобразительных искусств Кузбасса.