Сойфертис Леонид (Вениамин) Владимирович (1911 – 1996)
Народный художник СССР (10.05.1990). Член-корреспондент Академии художеств РСФСР (1966).
Родился 14.11.1911 в еврейском местечке Ильенцы (ныне город в Винницкой области, Украина).
Учился в Харьковском художественном институте на графическом факультете (1928–1930), первые работы публиковал в "Комсомольце Украины". В 1930 году переехал в Москву. С 1933 по 1936 учился на отделении повышения квалификации художников при Московском институте изобразительных искусств (позднее МГХИ им. В.И.Сурикова) у А.А.Радакова, П.И.Львова, М.С.Родионова. В 1934 году вступил в СХ СССР. С 1934 г. сотрудничал с журналами «Смена», «Огонек», стал постоянным сотрудником журнала «Крокодил». Автор рисунков в советской периодической печати. В период с 1936 по 1940 годы работал над графической серией «Старая Москва». Был призван на фронт в июле 1941 на должность техника-интенданта 1 ранга, служил в Полит. Управлении Черноморского Флота— сотрудник фронтовой газеты «Красный черноморец», получил звание ст. лейтенанта административной службы. Находился в гуще событий обороны Одессы, Севастополя. Был эвакуирован из Крыма незадолго до окончания сопротивления. Печатался в сатирическом листке «Рында», его рисунки использовались для листовок. Автор серии зарисовок «Севастопольский альбом» (1941–1942). Эти его военные рисунки, как короткие "рассказы" о повседневности, особенно проникновенны, поскольку в их центре всегда человек. Многие запечатленные на них люди погибли. Но в момент их создания автор пытался рисовать оптимистично и даже весело. Вот как он сам вспоминает, почему выбрал такой подход: "«В Севастополе, — вспоминал художник, — я жил в центре города, но достаточно было выйти из дома, чтобы почувствовать себя на фронте. Меня поражала непрерывность жизни, сохраняющейся везде, несмотря на ужас беспрерывных бомбёжек и беспрерывных боёв. Помню, на аэродроме увидел лётчика, бреющегося перед боевым вылетом с хладнокровием человека, уверенного в возвращении.
Или такая деталь: в окопе рядом с миномётом стоит балалайка. Помню почтальоншу, которая разносила письма, пробираясь через только что разрушенное здание в бомбоубежище; она знала, в каком бомбоубежище находится её адресат. Мне передалась уверенность всех в победе, и хотелось рассказать о том, что я вижу, оптимистически, весело»
В 1943 г. состоялась выставка рисунков из "Севастопольского альбома" в Третьяковской галерее, организованная "Крокодилом". Был в командировке на Северном флоте. Судя по рисункам, был "на Дону" в 1944 г. Высаживался на Малую землю. Запечатлел он и моменты освобождения Крыма в 1944 г., следуя вместе с нашими наступающими войсками. Окончил войну в Берлине, где создал графическую серию «Берлин». Награжден орденом Красной Звезды (01.07.1943), орденом Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), медалями «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Валентин Катаев назвал Леонида Сойфертиса "снайпером пера и карандаша", поскольку его жанровые зарисовки, сделанные в годы Великой Отечественной войны, были удивительно точны и понятны каждому. Автор серии зарисовок «Севастопольский альбом» (1941–1942). Его военные работы – это короткие "рассказы" о повседневности. Но оттого они - еще более трогательны в своей простоте. Во второй половине 1950-х годов работал над обширной графической серией «годы войны», в которой заново переживает и переносит на бумагу военные впечатления. С 1960-х годов работал иллюстратором, был одним из авторов рисунков в юмористическом журнале «Крокодил». В 1960-70-е годы Сойфертис рисовал много и увлеченно. Большинство его миниатюр печаталось в "Крокодиле", интересно, что Сойфертис был одним из немногих (а, быть может, и единственным сотрудником редакции), кому разрешалось приносить свои работы без подписи. Юмористические комментарии к ним придумывали уже в редакции, хотя, справедливости ради, стоит признать, что сами по себе эти зарисовки выглядят куда более многозначно.
Участник многочисленных выставок. . Персональные выставки: в Ленинграде, Белграде (1967), в Ярославском художественном музее» (2014), Москве (Музей А.С.Пушкина, 2016), в Липецке (2019), в Белгородском художественном музее (2021).
Произведения Л. В. Сойфертиса находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Киевском музее русского искусства, Белгородском художественном музее.
Родился 14.11.1911 в еврейском местечке Ильенцы (ныне город в Винницкой области, Украина).
Учился в Харьковском художественном институте на графическом факультете (1928–1930), первые работы публиковал в "Комсомольце Украины". В 1930 году переехал в Москву. С 1933 по 1936 учился на отделении повышения квалификации художников при Московском институте изобразительных искусств (позднее МГХИ им. В.И.Сурикова) у А.А.Радакова, П.И.Львова, М.С.Родионова. В 1934 году вступил в СХ СССР. С 1934 г. сотрудничал с журналами «Смена», «Огонек», стал постоянным сотрудником журнала «Крокодил». Автор рисунков в советской периодической печати. В период с 1936 по 1940 годы работал над графической серией «Старая Москва». Был призван на фронт в июле 1941 на должность техника-интенданта 1 ранга, служил в Полит. Управлении Черноморского Флота— сотрудник фронтовой газеты «Красный черноморец», получил звание ст. лейтенанта административной службы. Находился в гуще событий обороны Одессы, Севастополя. Был эвакуирован из Крыма незадолго до окончания сопротивления. Печатался в сатирическом листке «Рында», его рисунки использовались для листовок. Автор серии зарисовок «Севастопольский альбом» (1941–1942). Эти его военные рисунки, как короткие "рассказы" о повседневности, особенно проникновенны, поскольку в их центре всегда человек. Многие запечатленные на них люди погибли. Но в момент их создания автор пытался рисовать оптимистично и даже весело. Вот как он сам вспоминает, почему выбрал такой подход: "«В Севастополе, — вспоминал художник, — я жил в центре города, но достаточно было выйти из дома, чтобы почувствовать себя на фронте. Меня поражала непрерывность жизни, сохраняющейся везде, несмотря на ужас беспрерывных бомбёжек и беспрерывных боёв. Помню, на аэродроме увидел лётчика, бреющегося перед боевым вылетом с хладнокровием человека, уверенного в возвращении.
Или такая деталь: в окопе рядом с миномётом стоит балалайка. Помню почтальоншу, которая разносила письма, пробираясь через только что разрушенное здание в бомбоубежище; она знала, в каком бомбоубежище находится её адресат. Мне передалась уверенность всех в победе, и хотелось рассказать о том, что я вижу, оптимистически, весело»
В 1943 г. состоялась выставка рисунков из "Севастопольского альбома" в Третьяковской галерее, организованная "Крокодилом". Был в командировке на Северном флоте. Судя по рисункам, был "на Дону" в 1944 г. Высаживался на Малую землю. Запечатлел он и моменты освобождения Крыма в 1944 г., следуя вместе с нашими наступающими войсками. Окончил войну в Берлине, где создал графическую серию «Берлин». Награжден орденом Красной Звезды (01.07.1943), орденом Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), медалями «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Валентин Катаев назвал Леонида Сойфертиса "снайпером пера и карандаша", поскольку его жанровые зарисовки, сделанные в годы Великой Отечественной войны, были удивительно точны и понятны каждому. Автор серии зарисовок «Севастопольский альбом» (1941–1942). Его военные работы – это короткие "рассказы" о повседневности. Но оттого они - еще более трогательны в своей простоте. Во второй половине 1950-х годов работал над обширной графической серией «годы войны», в которой заново переживает и переносит на бумагу военные впечатления. С 1960-х годов работал иллюстратором, был одним из авторов рисунков в юмористическом журнале «Крокодил». В 1960-70-е годы Сойфертис рисовал много и увлеченно. Большинство его миниатюр печаталось в "Крокодиле", интересно, что Сойфертис был одним из немногих (а, быть может, и единственным сотрудником редакции), кому разрешалось приносить свои работы без подписи. Юмористические комментарии к ним придумывали уже в редакции, хотя, справедливости ради, стоит признать, что сами по себе эти зарисовки выглядят куда более многозначно.
Участник многочисленных выставок. . Персональные выставки: в Ленинграде, Белграде (1967), в Ярославском художественном музее» (2014), Москве (Музей А.С.Пушкина, 2016), в Липецке (2019), в Белгородском художественном музее (2021).
Произведения Л. В. Сойфертиса находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Киевском музее русского искусства, Белгородском художественном музее.