Пророков Борис Иванович (1911 – 1972)
Народный художник СССР (1971), член-корреспондент Академии художеств (1954), лауреат Ленинской премии (1961)
Б. И. Пророков родился 26 апреля (9 мая) 1911 года в Иваново-Вознесенске (ныне Иваново). Одно из самых первых и жутких впечатлений его детства, которое во многом определило его устремления — события августа 1915 года – жестокий разгон мирной демонстрации ивановских рабочих, превратившийся в кровавый разгул казаков. Рисовать он начал с раннего детства. Формированию будущего художника помогала творческая атмосфера родительского дома. Его отец работал колористом на ситценабивной фабрике, был музыкантом-любителем, играл на скрипке и альте. Мать была выпускницей Московской консерватории, обладала замечательным голосом. Все дети в семье играли на музыкальных инструментах, и в доме Пророковых проводились дружеские музыкальные вечера. Отец помогал сыну понимать изобразительное искусство, подолгу разбирая с ним картины передвижников. Ещё учась в средней школе, с 1928 года Борис Пророков стал сотрудничать в «Комсомольской правды», став «художкором» (художественным корреспондентом). После школы работал в строительном клубе и на кирпичном заводе оформителем. Начинающих «худжкоров» консультировали знаменитые Моор и Дени. В 1929 «Комсомолка» организовала конкурс среди своих «художкоров», Пророков получил первую премию на этом конкурсе, что означало направление на поступление в художественный институт. Поступил учиться в Московский полиграфический институт на художественно-полиграфический факультет (созданный на базе ВХУТЕМАСа) у Бруни, П.Я.Павлинова и Д.С.Моора. Институт не закончил, был отчислен по недоразумению со второго курса в 1931 году, тогда начал работать в штате «Комсомольской правде», объездил с командировками почти всю страну. С 1933 по 1935 годы служил в РККА в саперном батальоне, конечно, художником. После службы вернулся в «Комсомольскую правду». Молодой художник активно сотрудничал с журналами «Смена» (1929–1937) и «Крокодил» (с 1938), где в то же время работал Сойфертис, с которым они сдружились. Восхищался творчеством Дейнеки, жалел, что мало ему подражал. В 1939 году Пророков создаёт новые политические карикатуры и первую программную работу в жанре изобразительной публицистики – ставший хрестоматийным рисунок-плакат «Фашизм – враг культуры». В 1940 побывал на передовой на Ухтинском участке Советско-финского противоборства. В первый же день Великой отечественной войны включился в работу над новыми плакатами. На второй день отправился в военкомат с просьбой отправить на фронт. Но поскольку уже был приписан к Главному управлению политической пропаганды (ГлавПУРККА) Военно-морского флота поступил в его распоряжение. К ГлавПУРККА ВМФ были приписаны и распределены - на Черное море: К.Дорохов, Л.Сойфертис, Ф.Решетников, А.Фирсов; на Балтику: С.Бойм (Боим), Б.Пророков, Я.Ромас, Титов Иван; на Северный флот: А.Меркулов, Н.Цейтлин, А.Кольцов. Пророков буквально выпросил командировку на базу на полуостров Ханко, на который отправился в конце июля 1941 через Таллин. Военно-морская база на Ханко контролировала вход в Финский залив, препятствуя вторжению противника со стороны материка или с моря на полуостров и прилегающие острова. Более пяти месяцев под постоянными обстрелами героический гарнизон Ханко сковывал силы врага, оказывая существенную помощь войскам, оборонявшим Ленинград. Здесь в редакции газеты «Красный Гангут» Борис Иванович встретился с земляком – поэтом Михаилом Дудиным, с которым вместе выпускал сатирический раздел «Гангут смеется». Рисунки художник резал на линолеуме, содранном с полов разрушенных домов. Дудин писал хлесткие подписи. Печатали листовки, которые наши летчики разбрасывали над вражеской территорией. Однажды возле сухопутной линии фронта поймали лошадь. Ее обклеили разноцветными листовками «Пара гнедых», где Гитлер изображался на паре своих сателлитов, подстегнули лошадь и отправили ее на вражескую территорию. Последний номер газеты был выпущен 1 декабря 1941г. Во время эвакуации из Ханко в Ленинград по Балтийскому морю огромный новый турбоэлектроход «Иосиф Сталин» подорвался на минах. Борис Пророков проявил себя не просто смелым человеком, но и взял на себя командование частью оказавшихся вокруг бойцов, чтобы попытаться спасти как можно больше терпящих бедствие. Сам он оказался на волосок от смерти – его, прыгнувшего на подошедший тральщик, матрос поймал за ноги. Почти все работы, созданные на Гангуте погибли. Остался маленький блокнот, и тот только потому, что Пророков случайно отдал его на Гогланде вместе с бушлатом замерзающему матросу, который нашел художника и вернул ему блокнот. Дальше была страшная зима 1941-1942 года в осажденном Ленинграде. Борис Петрович создавал циклы антифашистских карикатур и плакатов, работал в технике автолитографии, создавал сатирические окна «Балтийский прожектор», выезжал на боевые корабли, к летчикам на Ладогу. Подготовил альбом их портретов – дружеских шаржей. Весной 1942 был вызван в Москву для работы в культмассовом отделе ГлавПУРККА ВМФ. В качестве инструктора по наглядной агитации в августе 1942 г был командирован на Черноморский флот, где больше месяца пробыл в 255-й морской бригаде, где и была придумана знаменитая «Полундра» - рисованный и рукописный журнал со сменными листами. Осенью опять возвратился в Москву, потом опять на Черное море, где в ноябре 1942 г. участвовал с оружием в руках в штурме высоты, в феврале-апреле 1943 г. был на Малой земле вместе со своим другом Сойфертисом. В мае 1943 г. опять вызов в Москву, в июле 1943 опять командировка на Черноморский флот. В действующих частях Черноморского флота Пророков провел с небольшими перерывами около восьми месяцев. А в 1944-м - снова на Балтике, участвовал в штурме Выборга, «рисовал, не выпуская карандаша». Вспоминал: «В Выборге у меня произошла необычная дуэль с фашистским летчиком. Фашистский летчик, видимо, по моему темному флотскому костюму и блестящей кокарде на фуражке принял меня за большого начальника и, оскалив зубы, дал по мне очередь из пулемета. Я успел выхватить револьвер и четыре раза выстрелил в него. Это было смешно. Но надо же было что-то делать…». Вечером того же дня во время сильного артобстрела получил контузию с сотрясениям мозга. Едва поправившись, отправился с наступающими частями освобождать Таллин. Незабываемое потрясение испытал Пророков, когда вместе с частями советской армии вошел в фашистский лагерь смерти Клоога под Таллином. В дневнике записал: «Сотни людей были загнаны в недостроенный барак и расстреляны, потом барак был облит бензином и сожжен. Неподалеку от лагеря на песчаной поляне были приготовлены огромные поленницы для костров. На костры валили людей и расстреливали в упор. Матерей с детьми, стариков и юношей. Спеша, немцы бросали в огонь живых». А затем во время десанта на острове Эзель он получил вторую травму головы. Эта контузия впоследствии сыграла для Пророкова роковую роль. А пока случилась передышка: художник стал готовить свою персональную выставку, приводил в порядок тысячи военных зарисовок, отбирал лучшее. Открывшаяся в феврале сорок пятого выставка стала творческим отчетом военного художника Пророкова. Побывавший на выставке Дейнека хвалил многие наброски, особенно серию фрицев (рисунки серии «Арийские вояки» - портреты немецких солдат и командиров, взятых в плен на Кавказе и Балтике), советовал делать большие работы. Пророков выезжает в Берлин сразу после Победы. Борис Иванович вспоминал: «С первых дней войны я пришел в армию, стал военным художником и мог убедиться, что искусство было насущной потребностью советских воинов. Рядом с солдатами я прошел долгий и тяжкий путь. Я много видел и знаю, что такое война. Но мне посчастливилось вместе со всеми дойти до Берлина. Там, спустившись в гитлеровское подземелье, я с неожиданным восторгом и упоением посидел минут десять на гитлеровском кресле…» Достав из ящика письменного стола Гитлера именной бланк с факсимиле фюрера, Пророков нарисовал на нем свой последний на него шарж и поставил памятную дату: «Май 1945 года, Берлин, Имперская канцелярия». Но война для художника Пророкова не закончилась: он побывал еще на Тихоокеанском флоте с августа по октябрь 1945, был в Порт-Артуре и Дайрене. Был награжден Медалью «За боевые заслуги» (1942), Орденом Красной Звезды (1944), медалями «За оборону Кавказа», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За победу над Японией». Но после полученных на войне двух тяжелых контузий работать становилось все труднее, спустя несколько лет после войны появились нестерпимая головная боль и конвульсии. Но и в этой ситуации проявился твердый, целеустремленный и мужественный характер Пророкова - он создал 19 серий станковой графики, три из которых получили всемирную известность: «В Европе – американцы» (1952), «Это не должно повториться!» (1958-1959), «Сыну» (1965-1967) Главная тема его творчества – антивоенная, во многом основанная на материале ВОВ. В 1960- на выставке московских художников в Манежне были представлены десять больших листов из серии «Это не должно повториться». За этот цикл был удостоен Ленинской премии (1961). Часть из десяти листов серии «Сыну» экспонировалась на выставке «На страже мира» в 1965 г. Б. И. Пророков умер 19 сентября 1972 года. В историческом центре города Иваново именем художника названа улица, на которой в 1980 году был открыт дом-музей Бориса Ивановича Пророкова, он расположен в деревянном одноэтажном доме, где его семья жила с 1927 по 1949 годы. Графические и тиражные работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Воронежском областном музее изобразительных искусств, Ивановском областном художественном музее в Доме-музее Пророкова. В собрании Российской государственной библиотеки, Мемориальном музее немецких антифашистов (ММНА) в Красногорске.
Б. И. Пророков родился 26 апреля (9 мая) 1911 года в Иваново-Вознесенске (ныне Иваново). Одно из самых первых и жутких впечатлений его детства, которое во многом определило его устремления — события августа 1915 года – жестокий разгон мирной демонстрации ивановских рабочих, превратившийся в кровавый разгул казаков. Рисовать он начал с раннего детства. Формированию будущего художника помогала творческая атмосфера родительского дома. Его отец работал колористом на ситценабивной фабрике, был музыкантом-любителем, играл на скрипке и альте. Мать была выпускницей Московской консерватории, обладала замечательным голосом. Все дети в семье играли на музыкальных инструментах, и в доме Пророковых проводились дружеские музыкальные вечера. Отец помогал сыну понимать изобразительное искусство, подолгу разбирая с ним картины передвижников. Ещё учась в средней школе, с 1928 года Борис Пророков стал сотрудничать в «Комсомольской правды», став «художкором» (художественным корреспондентом). После школы работал в строительном клубе и на кирпичном заводе оформителем. Начинающих «худжкоров» консультировали знаменитые Моор и Дени. В 1929 «Комсомолка» организовала конкурс среди своих «художкоров», Пророков получил первую премию на этом конкурсе, что означало направление на поступление в художественный институт. Поступил учиться в Московский полиграфический институт на художественно-полиграфический факультет (созданный на базе ВХУТЕМАСа) у Бруни, П.Я.Павлинова и Д.С.Моора. Институт не закончил, был отчислен по недоразумению со второго курса в 1931 году, тогда начал работать в штате «Комсомольской правде», объездил с командировками почти всю страну. С 1933 по 1935 годы служил в РККА в саперном батальоне, конечно, художником. После службы вернулся в «Комсомольскую правду». Молодой художник активно сотрудничал с журналами «Смена» (1929–1937) и «Крокодил» (с 1938), где в то же время работал Сойфертис, с которым они сдружились. Восхищался творчеством Дейнеки, жалел, что мало ему подражал. В 1939 году Пророков создаёт новые политические карикатуры и первую программную работу в жанре изобразительной публицистики – ставший хрестоматийным рисунок-плакат «Фашизм – враг культуры». В 1940 побывал на передовой на Ухтинском участке Советско-финского противоборства. В первый же день Великой отечественной войны включился в работу над новыми плакатами. На второй день отправился в военкомат с просьбой отправить на фронт. Но поскольку уже был приписан к Главному управлению политической пропаганды (ГлавПУРККА) Военно-морского флота поступил в его распоряжение. К ГлавПУРККА ВМФ были приписаны и распределены - на Черное море: К.Дорохов, Л.Сойфертис, Ф.Решетников, А.Фирсов; на Балтику: С.Бойм (Боим), Б.Пророков, Я.Ромас, Титов Иван; на Северный флот: А.Меркулов, Н.Цейтлин, А.Кольцов. Пророков буквально выпросил командировку на базу на полуостров Ханко, на который отправился в конце июля 1941 через Таллин. Военно-морская база на Ханко контролировала вход в Финский залив, препятствуя вторжению противника со стороны материка или с моря на полуостров и прилегающие острова. Более пяти месяцев под постоянными обстрелами героический гарнизон Ханко сковывал силы врага, оказывая существенную помощь войскам, оборонявшим Ленинград. Здесь в редакции газеты «Красный Гангут» Борис Иванович встретился с земляком – поэтом Михаилом Дудиным, с которым вместе выпускал сатирический раздел «Гангут смеется». Рисунки художник резал на линолеуме, содранном с полов разрушенных домов. Дудин писал хлесткие подписи. Печатали листовки, которые наши летчики разбрасывали над вражеской территорией. Однажды возле сухопутной линии фронта поймали лошадь. Ее обклеили разноцветными листовками «Пара гнедых», где Гитлер изображался на паре своих сателлитов, подстегнули лошадь и отправили ее на вражескую территорию. Последний номер газеты был выпущен 1 декабря 1941г. Во время эвакуации из Ханко в Ленинград по Балтийскому морю огромный новый турбоэлектроход «Иосиф Сталин» подорвался на минах. Борис Пророков проявил себя не просто смелым человеком, но и взял на себя командование частью оказавшихся вокруг бойцов, чтобы попытаться спасти как можно больше терпящих бедствие. Сам он оказался на волосок от смерти – его, прыгнувшего на подошедший тральщик, матрос поймал за ноги. Почти все работы, созданные на Гангуте погибли. Остался маленький блокнот, и тот только потому, что Пророков случайно отдал его на Гогланде вместе с бушлатом замерзающему матросу, который нашел художника и вернул ему блокнот. Дальше была страшная зима 1941-1942 года в осажденном Ленинграде. Борис Петрович создавал циклы антифашистских карикатур и плакатов, работал в технике автолитографии, создавал сатирические окна «Балтийский прожектор», выезжал на боевые корабли, к летчикам на Ладогу. Подготовил альбом их портретов – дружеских шаржей. Весной 1942 был вызван в Москву для работы в культмассовом отделе ГлавПУРККА ВМФ. В качестве инструктора по наглядной агитации в августе 1942 г был командирован на Черноморский флот, где больше месяца пробыл в 255-й морской бригаде, где и была придумана знаменитая «Полундра» - рисованный и рукописный журнал со сменными листами. Осенью опять возвратился в Москву, потом опять на Черное море, где в ноябре 1942 г. участвовал с оружием в руках в штурме высоты, в феврале-апреле 1943 г. был на Малой земле вместе со своим другом Сойфертисом. В мае 1943 г. опять вызов в Москву, в июле 1943 опять командировка на Черноморский флот. В действующих частях Черноморского флота Пророков провел с небольшими перерывами около восьми месяцев. А в 1944-м - снова на Балтике, участвовал в штурме Выборга, «рисовал, не выпуская карандаша». Вспоминал: «В Выборге у меня произошла необычная дуэль с фашистским летчиком. Фашистский летчик, видимо, по моему темному флотскому костюму и блестящей кокарде на фуражке принял меня за большого начальника и, оскалив зубы, дал по мне очередь из пулемета. Я успел выхватить револьвер и четыре раза выстрелил в него. Это было смешно. Но надо же было что-то делать…». Вечером того же дня во время сильного артобстрела получил контузию с сотрясениям мозга. Едва поправившись, отправился с наступающими частями освобождать Таллин. Незабываемое потрясение испытал Пророков, когда вместе с частями советской армии вошел в фашистский лагерь смерти Клоога под Таллином. В дневнике записал: «Сотни людей были загнаны в недостроенный барак и расстреляны, потом барак был облит бензином и сожжен. Неподалеку от лагеря на песчаной поляне были приготовлены огромные поленницы для костров. На костры валили людей и расстреливали в упор. Матерей с детьми, стариков и юношей. Спеша, немцы бросали в огонь живых». А затем во время десанта на острове Эзель он получил вторую травму головы. Эта контузия впоследствии сыграла для Пророкова роковую роль. А пока случилась передышка: художник стал готовить свою персональную выставку, приводил в порядок тысячи военных зарисовок, отбирал лучшее. Открывшаяся в феврале сорок пятого выставка стала творческим отчетом военного художника Пророкова. Побывавший на выставке Дейнека хвалил многие наброски, особенно серию фрицев (рисунки серии «Арийские вояки» - портреты немецких солдат и командиров, взятых в плен на Кавказе и Балтике), советовал делать большие работы. Пророков выезжает в Берлин сразу после Победы. Борис Иванович вспоминал: «С первых дней войны я пришел в армию, стал военным художником и мог убедиться, что искусство было насущной потребностью советских воинов. Рядом с солдатами я прошел долгий и тяжкий путь. Я много видел и знаю, что такое война. Но мне посчастливилось вместе со всеми дойти до Берлина. Там, спустившись в гитлеровское подземелье, я с неожиданным восторгом и упоением посидел минут десять на гитлеровском кресле…» Достав из ящика письменного стола Гитлера именной бланк с факсимиле фюрера, Пророков нарисовал на нем свой последний на него шарж и поставил памятную дату: «Май 1945 года, Берлин, Имперская канцелярия». Но война для художника Пророкова не закончилась: он побывал еще на Тихоокеанском флоте с августа по октябрь 1945, был в Порт-Артуре и Дайрене. Был награжден Медалью «За боевые заслуги» (1942), Орденом Красной Звезды (1944), медалями «За оборону Кавказа», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За победу над Японией». Но после полученных на войне двух тяжелых контузий работать становилось все труднее, спустя несколько лет после войны появились нестерпимая головная боль и конвульсии. Но и в этой ситуации проявился твердый, целеустремленный и мужественный характер Пророкова - он создал 19 серий станковой графики, три из которых получили всемирную известность: «В Европе – американцы» (1952), «Это не должно повториться!» (1958-1959), «Сыну» (1965-1967) Главная тема его творчества – антивоенная, во многом основанная на материале ВОВ. В 1960- на выставке московских художников в Манежне были представлены десять больших листов из серии «Это не должно повториться». За этот цикл был удостоен Ленинской премии (1961). Часть из десяти листов серии «Сыну» экспонировалась на выставке «На страже мира» в 1965 г. Б. И. Пророков умер 19 сентября 1972 года. В историческом центре города Иваново именем художника названа улица, на которой в 1980 году был открыт дом-музей Бориса Ивановича Пророкова, он расположен в деревянном одноэтажном доме, где его семья жила с 1927 по 1949 годы. Графические и тиражные работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Воронежском областном музее изобразительных искусств, Ивановском областном художественном музее в Доме-музее Пророкова. В собрании Российской государственной библиотеки, Мемориальном музее немецких антифашистов (ММНА) в Красногорске.