"Дайрен. Улица. Дама с зонтиком"
Материал: Бумага, карандаш
Размер (см): 19,4 х 33,5
Год создания: 1945
22 августа 1945 года советские десантники освободили от японской оккупации порт Дальний (яп.- Дайрен, кит. - Далянь) на китайском полуострове Даля́нь — город в северо-восточной части Китая, порт в заливе Даляньвань Жёлтого моря на южной оконечности полуострова Ляодун — Квантунском полуострове.
Пророков был в Дайрене в период с августа по октябрь 1945 г.
Историческая справка.
Под названием Дальний город основан русскими в 1898 году на месте китайского рыбацкого посёлка Циннива (青泥洼) на арендованной у Китая территории.
На строительство города Россия затратила 30 млн золотых рублей (около 11,5 млрд нынешних рублей). Строительство заняло около 7 лет. Своими архитектурно-планировочными достоинствами Дальний выделялся не только среди городов Китайско-Восточной железной дороги, но и, по мнениям российских специалистов того времени, среди новых городов России только он один был спланирован и красиво, и интересно.
По количеству населения быстро вышел в Маньчжурии на второе после Мукдена (Шэньяна) место. Хорошо по тому времени оборудованный и механизированный порт принимал океанские суда и в короткое время занял второе (после Шанхая) место по грузообороту на всём континентальном побережье от Охотского до Южно-Китайского моря.
В 1896 г. правительство России договорилось с Китаем о возможности прокладки железной дороги из Забайкалья в Приморье напрямую, минуя сибирские просторы. По договору русские строили дорогу и за это получали ее в последующую аренду на 85 лет. Дорога получила название КВЖД – Китайская восточная железная дорога. Право строить дорогу Китай предоставил русским в обмен на поддержку последними Китая в случае войны с Японией. В марте 1898 г. «Его величество император и самодержец всероссийский и Его величество император китайский, желая еще более скрепить существующие между обеими империями дружеские отношения» подписали конвенцию, по которой Китай дополнительно к КВЖД передавал России в аренду Люйшунь и Даляньвань, а также разрешал построить ветку КВЖД от Харбина к этим портам. Люйшунь и Даляньвань передавались российскому правительству в полное и исключительное пользование на 25 лет. Император России Николай II написал по этому поводу: «Это так хорошо, что даже не верится». Согласно конвенции, военное и гражданское управление портами полностью осуществлялось российской стороной.
16 марта 1898 г. все китайские солдаты ушли из Люйшуня и Даляньваня. На их место пришли российские казаки и артиллеристы. На Золотой горе Люйшуня подняли русский флаг и эскадра кораблей произвела салют, ознаменовав занятие порта. В тот же день десант в 160 человек при трех орудиях был высажен в Даляньване. Почти все китайское население покинуло город. Люйшунь вновь стал Порт-Артуром, а Даляньвань получил более созвучное русскому уху наименование – Дальний. Так началась «русская» эпоха нынешнего Даляня, продолжавшаяся девять лет.
В 1898 г. в Китае вспыхнуло Боксерское восстание, свое название получившее от изображения кулака на флаге повстанцев. Восставшие крестьяне были недовольны засильем иностранцев в Китае и свое недовольство вылили на строящиеся «заморскими дьяволами» железные дороги, телеграфы и европейские дома. «Огненные телеги (паровозы) беспокоят дракона земли», – считали крестьяне и принялись разрушать русскую ветку, ведущую к Дальнему. Появились жертвы и среди русских железнодорожников. Так, строитель КВЖД, инженер Верховский, решил пробиваться в Порт-Артур, но был захвачен повстанцами; его отрубленную голову вывесили на воротах города Ляояна. Для борьбы с повстанцами вокруг Дальнего и Порт-Артура было сосредоточено 23 000 российских солдат. В обоих городах было объявлено военное положение. Борьба закончилась победой русских в 1901 г., а захваченные у китайцев пушки впоследствии стали использоваться для обороны Дальнего во время русско-японской войны.
В 1901 г. Порт-Артур уже представлял собой находящуюся в котловине гор крепость, разделенную речкой Дракона на две части: Новый и Старый город. Новый город был местом проживания русских военных и напоминал Кронштадт. Здесь проходила улица Пушкинская, издавалась газета и возвышались здания знаменитых магазинов Чурина и Кунста и Альбертса. В Старом городе в одноэтажных глиняных домах проживала китайская часть населения. Для нужд флота было проведено углубление порта, построен судостроительный завод, на котором вскоре начали собирать миноносцы.
Развивался и Далянь. Русские построили центральную площадь, вокруг которой стали строиться первые крупные каменные дома, разбили красивый парк. Был образован порт, и в 1903 г. началась работа судо– и паровозостроительных заводов.
В 1903 г. образованная из Дальнего и Порт-Артура с прилегающими территориями Квантунская область административно вошла в состав Дальневосточного наместничества России.
Одновременно с портами строилась и 950–километровая южная ветка КВЖД (ЮМЖД). Пришлось построить и 500 мостов. Ветка стала работать раньше, чем основная трасса. Как вспоминал начальник ЮМЖД Феофил Гиршман: «Я горжусь тем, что мне удалось побить железнодорожный рекорд на быстроту постройки. В этой полудикой стране, в которой все материалы приходилось перевозить извне, мы проложили 550 верст за 13 месяцев». С постройкой КВЖД основной импортный товар – чай – пошел в Россию через порт Дальний. В 1903 г. из Москвы в Дальний уже ходили 4 роскошных поезда, преодолевавших расстояние между этими пунктами за 16 суток.
В Порт-Артуре находилось управление созданного пароходства КВЖД. Это было одно из крупнейших пароходств России, владевших 20 океаническими пароходами. Пароходство, например, осуществляло 59 рейсов в год из Порт-Артура во Владивосток
К 1904 г. вложения России в Порт-Артур, Дальний и флот КВЖД составляло 1/10 всех вложений России в северный Китай. А вместе с ЮМЖД это составляло почти 1/5 российских инвестиций. Порт-Артур стал главной базой Тихоокеанского флота России, а в крепости разместилась 21 батарея из 116 орудий. В 1904 г. здесь уже проживало 15 тысяч русских и 35 тысяч китайцев.
Дальний и Порт-Артур постоянно развивались и модернизировались. Последний должны были окончательно достроить в 1909 году, но развитию порта помешала начавшаяся в 1904 г. Русско-японская война, в результате которой Россия на 40 лет потеряла ЮМЖД, военно-морскую базу Порт-Артур и торговый порт Дальний.
Его развитие продолжалось японцами по планам российских инженеров. В августе 1945 года город был освобожден советскими войсками. В 1945—1950 годах в статусе свободного китайского порта, арендованного СССР. В 1950 году безвозмездно передан правительством СССР Китаю.
С получением от России прав на Дальний и Порт-Артур в 1905 г. Япония первым же делом переименовала их в Дайрен и Редзюн, что соответствовало японскому произношению китайских названий Далянь и Люйшунь.
Японцы начали активно осваивать захваченные города. Как писала в 1909 г. газета «Восточное обозрение»: «Японцы приводили в такое образцовое состояние Дайрен и Порт-Артур, на которое следовало бы обратить внимание русскому правительству: улицы мостятся, водопровод и электричество проводятся, строятся трамвайные линии, для которых вагоны выписаны из Франции». Тогда же началось расширение морского порта, промышленных предприятий, жилых домов.
В Дайрене начали возводиться жилые дома для прибывающих туда японцев, строились и европейцы. В 1907 г. Дайрен уже стал основным портом вывоза главного продукта северо-восточного Китая – сои – в Европу. Через Дайрен проходило 90 % маньчжурского экспорта и импорта!
В 20–х годах, по словам русского путешественника, «город с моря выглядел большим и импозантным». При японцах Дайрен превратился в спокойный провинциальный город с известным курортным пригородом – Хасигаура.
В 1923 г. права на территорию, занятую японцами у России, закончились, но Япония отказалась вернуть Дайрен и Редзюн Китаю, который, раздираемый гражданской войной, противодействовать японскому решению не мог.
В 1932 г. ряд китайских политических деятелей по инициативе Японии и при ее прямой экономической и военной помощи объявил об отделении от Китая трех северо-восточных провинций и о создании на их территории независимого государства Маньчжоуго. Во главе нового образования японцы поставили последнего императора Китая Сюаньтуна, свергнутого еще в 1911 г. Новый император, получивший имя Пу И, будучи буддистом, запретил убивать мух в своем новом дворце. Столицей Маньчжоуго был объявлен нынешний город Чанчунь, а территория, на которой располагались Дайрен и Редзюн, также вошла в состав Маньчжоуго, у которого теперь Япония и стала арендовать эти два города.
В связи с тем, что Дайрен был объявлен японцами беспошлинным портом, город в 1935 г. стал одним из самых дешевых для проживания городов мира.
В 1940 г. население Дайрена составило круглую цифру – 555 555 человек. По числу жителей Дайрен уступал только Харбину и Шэньяну.
В Дайрене базировались такие крупные японские предприятия, как концерн «Мантецу», владевший ЮМЖД, «Манге», управлявший машиностроительным и автомобильным заводами, «Данге», управлявший 3–й по величине электростанцией на севере Китая. Всего в Дайрене уже работало более 20 крупных предприятий, включая морские доки, паровозоремонтный и цементный заводы.
Судостроительный и судоремонтный завод Дайрена стал одним из крупнейших заводов в Азии, обслуживающих суда до 12 000 тонн. Дайрен стал всемирно известным портом, и здесь открылось консульство СССР.
Вся территория вокруг Дайрена и Редзюна представляла залитые водой поля без растений. Это были соляные промыслы.
Через систему шлюзов площади заполнялись небольшим слоем морской воды, которая под лучами жаркого летнего и осеннего солнца испарялась и оставляла соль. Соль из Дайрена снабжала всю рыбную промышленность как Маньчжурии, так и Японии.
С началом войны на Тихом океане в 1941 г. Дайрен стал подвергаться регулярным бомбежкам американских Б–25. В Дайрене зародился и план покушения на Сталина (см. "операция "Медведь" или Генрих Люшков).
На Ялтинской конференции стран антигитлеровской коалиции в феврале 1945 г. СССР принял на себя обязательство после разгрома Германии начать войну с Японией при условии восстановления права России на интернациональный торговый порт Далянь, с обеспечением преимущества интересов СССР, и восстановления аренды на Порт-Артур как военно-морской базы СССР. Предполагалась также совместная эксплуатация с Китаем ветки ЮМЖД.
К концу войны в Европе в Дайрене, Редзюне и Маньчжурии располагалась так называемая японская Квантунская армия, в основном дислоцировавшаяся на западной оконечности Ляодунского полуострова – Гуандуне (Квантуне), откуда она и получила своё название. В составе армии насчитывалось 1 млн. 320 тыс. человек, 1155 танков, 6260 орудий, 1900 самолётов и 25 кораблей. Квантунская армия располагала также бактериологическим оружием, которое предназначалось для применения против советских Вооруженных сил.
В августе 1945 г., во исполнение Ялтинских обещаний, советские войска неожиданно перешли в наступление, освободили от японцев северо-восточный Китай и тем самым победоносно закончили Вторую мировую войну. В этой операции советские войска потеряли на территории соседнего Китая 8219 человек, навечно занесенных в анналы китайской истории.
Для захвата городов Дайрена и Редзюна, располагавшихся далеко за линией фронта, 22 августа был выслан разведдесант Забайкальского фронта. В Дайрене высадилось 956 человек, а в Редзюне приземлилось 10 самолетов с 205 десантниками. Начальник Редзюнского гарнизона, признавая поражение, отдал русским свой меч. Но, согласно приказу Сталина оставлять офицерам холодное оружие, меч японцу вернули. Через два дня в Редзюне приводнилось 6 летающих лодок Тихоокеанского флота (ТОФ) и 12 в Дайрене, дополнительно высадив 265 морских пехотинцев. Вскоре по железной дороге из Забайкалья прибыла и пехота с танками. 28 сентября подошли суда эскадры ТОФ и освобождение Дайрена и Редзюна было закончено.
Третьего сентября указом президиума Верховного Совета был объявлен праздник победы над Японией, в результате которой из под японского гнета была освобождена китайская территория в 1,3 млн. кв. км и население в 40 млн. человек. Были возвращены СССР и Дальний с Порт-Артуром. Перед освободившей Маньчжурию Красной Армией встала задача помощи новой китайской власти.
В 1945 г. советские войска освободили северо-восток Китая от японцев и КВЖД вместе с ЮМЖД вновь перешло под совместное управление СССР и Китая, уже под новым названием – Китайская Чанчуньская железная дорога – КЧЖД. В августе 1945 года в Москве было подписано соглашение о КЧЖД, Порт-Артуре и городе Дальнем. Предполагалась совместная эксплуатация дороги как общей собственности «в целях укрепления безопасности Китая и СССР», совместное использование Порт-Артура как военно-морской базы, а Дальний объявлялся свободным портом для международной торговли с передачей в аренду СССР части пристаней и сооружений. Соглашение было подписано на 30 лет, после чего все перечисленное вместе с имуществом должно было быть безвозмездно передано Китаю.
После подписания соглашения Советский Союз приступил к восстановлению работы дороги, порта Дальнего и развитию военно-морской базы. В Китае в то время шла гражданская война между Чан Кайши, поддерживаемым США, и Мао Цзедуном, которого поддерживал СССР. Благодаря тому, что Квантунский полуостров практически был передан в аренду СССР, он 4 года был под контролем советской администрации. И когда США обратились к СССР с просьбой разрешить Чан Кайши перебросить свои войска на Ляодунский полуостров, им в этом было отказано.
Во время гражданской войны хозяйственные связи были разрушены, и советская администрация договорной территории приступила к восстановлению промышленности. Для управления бывшими японскими предприятиями были созданы различные смешанные советско-китайские общества.
Например, «Квантунрыба» стала поставлять соль на весь Дальний Восток СССР, «Дальбанк» стал выпускать местные деньги. Дальний стал портом, занявшим значительное место в российско-китайской торговле. Сам же город стал местом отдыха военнослужащих и их семей из Порт-Артура. Улицы вновь получили русские названия: улица Сверкающих лучей, Утренняя,
Советские войска на Ляодуне имели стрелковые, танковые, артиллерийские соединения, военно-морские и авиационные силы. В районе Порт-Артура курсировало 4 бронепоезда. Личный состав сухопутных сил СССР с семьями офицеров на Ляодуне составлял более 100 000 человек. Как вспоминал один из офицеров, «зарплата была довольно высокая. К слову, я в то время получал 4 миллиона юаней в месяц. А когда приехал в Порт-Артур, для «подъемных» понадобился чемодан. В Китае в те годы была страшная инфляция – счет шел на миллионы. При этом двери никогда не запирались, даже если в доме, как у меня, хранилась нередко довольно крупная сумма. За два года, что довелось провести в Порт-Артуре, не было ни одного случая воровства. Китайский закон за это преступление карал немилосердно».
На Ляодуне долгое время свирепствовал так называемый комариный энцефалит. Наши военные медики провели громадную работу по дезинфекции. Врачи и медицинские сестры трудились по 12–16 часов в день, и эпидемия была ликвидирована.
Гражданская война в Китае закончилась победой Мао Цзедуна. Чан Кайши бежал на Тайвань, и 1 октября 1949 г. в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика. Несколько месяцев спустя в Порт-Артур прибыла большая делегация во главе с премьером Государственного административного совета КНР Чжоу Эньлаем. В 1950 г. в Москве был подписан Договор о дружбе союзе и взаимопомощи, согласно которому в 1952 г. было решено безвозмездно передать Китаю КЧЖД вместе со всем имуществом, что и было сделано 31 декабря 1952 г. В 1950 г. китайской стороне было передано российское имущество в Дальнем. Предполагалось вернуть и Порт-Артур, но, в связи с начавшейся в Корее войной, его аренду продлили. Война окончилась в 1953 г. и в 1954 г., в связи с ее окончанием, укреплением КНР и, согласно подписанному соглашению, «советские военные части выводятся из совместно используемой ВМБ Порт-Артур и сооружения безвозмездно передаются правительству КНР к 31 мая 1955 г.».
Для решения вопроса о выводе войск в 1954 г. в Порт-Артур прибыл Хрущев. Выслушивая доклад командования советских войск, он вдруг с силой ударил ладонью по столу и буквально крикнул: «Хватит болтать! Вы мне лучше мне скажите, зачем вы здесь стоите?» – «Для защиты дальневосточных рубежей нашей Родины», – ответили ему армейцы. Хрущев сердито заявил: «Вы мне лучше скажите, сколько надо времени, чтобы здесь не осталось ни одного вашего солдата, даже вашего духа?» – «Месяца три-четыре». – «Даю пять, – сказал Хрущев. – И чтобы по истечении этого срока никого из вас не осталось. А теперь давайте перейдем к разговору: что китайцам продавать, а что так отдать». Но практически все было передано бесплатно, включая десятки торпедных катеров, танки, подводные лодки, весь боезапас. В день ухода войск состоялось торжественное построение в частях, где китайцам передали ключи от имущества. Под звуки советского гимна спустили военно-морской флаг Советского Союза, и тут же его место занял китайский стяг.
В мае 1955 г. СССР полностью вывел свои вооруженные силы с Ляодунского полуострова. После ухода в Порт-Артуре какое-то время еще оставались советские специалисты, учившие китайских подводников.
Десятилетнее присутствие советских войск на Ляодунском полуострове позволило предотвратить здесь кровопролитные бои в гражданской войне китайского народа, помогло подготовке китайских военных кадров и оказало сильное влияние на укрепление обороноспособности Китая.
/Текст для справки частично заимствован на сайте https://rusantikvar.ru/forum/viewtopic.php?t=10954&start=20
Пророков был в Дайрене в период с августа по октябрь 1945 г.
Историческая справка.
Под названием Дальний город основан русскими в 1898 году на месте китайского рыбацкого посёлка Циннива (青泥洼) на арендованной у Китая территории.
На строительство города Россия затратила 30 млн золотых рублей (около 11,5 млрд нынешних рублей). Строительство заняло около 7 лет. Своими архитектурно-планировочными достоинствами Дальний выделялся не только среди городов Китайско-Восточной железной дороги, но и, по мнениям российских специалистов того времени, среди новых городов России только он один был спланирован и красиво, и интересно.
По количеству населения быстро вышел в Маньчжурии на второе после Мукдена (Шэньяна) место. Хорошо по тому времени оборудованный и механизированный порт принимал океанские суда и в короткое время занял второе (после Шанхая) место по грузообороту на всём континентальном побережье от Охотского до Южно-Китайского моря.
В 1896 г. правительство России договорилось с Китаем о возможности прокладки железной дороги из Забайкалья в Приморье напрямую, минуя сибирские просторы. По договору русские строили дорогу и за это получали ее в последующую аренду на 85 лет. Дорога получила название КВЖД – Китайская восточная железная дорога. Право строить дорогу Китай предоставил русским в обмен на поддержку последними Китая в случае войны с Японией. В марте 1898 г. «Его величество император и самодержец всероссийский и Его величество император китайский, желая еще более скрепить существующие между обеими империями дружеские отношения» подписали конвенцию, по которой Китай дополнительно к КВЖД передавал России в аренду Люйшунь и Даляньвань, а также разрешал построить ветку КВЖД от Харбина к этим портам. Люйшунь и Даляньвань передавались российскому правительству в полное и исключительное пользование на 25 лет. Император России Николай II написал по этому поводу: «Это так хорошо, что даже не верится». Согласно конвенции, военное и гражданское управление портами полностью осуществлялось российской стороной.
16 марта 1898 г. все китайские солдаты ушли из Люйшуня и Даляньваня. На их место пришли российские казаки и артиллеристы. На Золотой горе Люйшуня подняли русский флаг и эскадра кораблей произвела салют, ознаменовав занятие порта. В тот же день десант в 160 человек при трех орудиях был высажен в Даляньване. Почти все китайское население покинуло город. Люйшунь вновь стал Порт-Артуром, а Даляньвань получил более созвучное русскому уху наименование – Дальний. Так началась «русская» эпоха нынешнего Даляня, продолжавшаяся девять лет.
В 1898 г. в Китае вспыхнуло Боксерское восстание, свое название получившее от изображения кулака на флаге повстанцев. Восставшие крестьяне были недовольны засильем иностранцев в Китае и свое недовольство вылили на строящиеся «заморскими дьяволами» железные дороги, телеграфы и европейские дома. «Огненные телеги (паровозы) беспокоят дракона земли», – считали крестьяне и принялись разрушать русскую ветку, ведущую к Дальнему. Появились жертвы и среди русских железнодорожников. Так, строитель КВЖД, инженер Верховский, решил пробиваться в Порт-Артур, но был захвачен повстанцами; его отрубленную голову вывесили на воротах города Ляояна. Для борьбы с повстанцами вокруг Дальнего и Порт-Артура было сосредоточено 23 000 российских солдат. В обоих городах было объявлено военное положение. Борьба закончилась победой русских в 1901 г., а захваченные у китайцев пушки впоследствии стали использоваться для обороны Дальнего во время русско-японской войны.
В 1901 г. Порт-Артур уже представлял собой находящуюся в котловине гор крепость, разделенную речкой Дракона на две части: Новый и Старый город. Новый город был местом проживания русских военных и напоминал Кронштадт. Здесь проходила улица Пушкинская, издавалась газета и возвышались здания знаменитых магазинов Чурина и Кунста и Альбертса. В Старом городе в одноэтажных глиняных домах проживала китайская часть населения. Для нужд флота было проведено углубление порта, построен судостроительный завод, на котором вскоре начали собирать миноносцы.
Развивался и Далянь. Русские построили центральную площадь, вокруг которой стали строиться первые крупные каменные дома, разбили красивый парк. Был образован порт, и в 1903 г. началась работа судо– и паровозостроительных заводов.
В 1903 г. образованная из Дальнего и Порт-Артура с прилегающими территориями Квантунская область административно вошла в состав Дальневосточного наместничества России.
Одновременно с портами строилась и 950–километровая южная ветка КВЖД (ЮМЖД). Пришлось построить и 500 мостов. Ветка стала работать раньше, чем основная трасса. Как вспоминал начальник ЮМЖД Феофил Гиршман: «Я горжусь тем, что мне удалось побить железнодорожный рекорд на быстроту постройки. В этой полудикой стране, в которой все материалы приходилось перевозить извне, мы проложили 550 верст за 13 месяцев». С постройкой КВЖД основной импортный товар – чай – пошел в Россию через порт Дальний. В 1903 г. из Москвы в Дальний уже ходили 4 роскошных поезда, преодолевавших расстояние между этими пунктами за 16 суток.
В Порт-Артуре находилось управление созданного пароходства КВЖД. Это было одно из крупнейших пароходств России, владевших 20 океаническими пароходами. Пароходство, например, осуществляло 59 рейсов в год из Порт-Артура во Владивосток
К 1904 г. вложения России в Порт-Артур, Дальний и флот КВЖД составляло 1/10 всех вложений России в северный Китай. А вместе с ЮМЖД это составляло почти 1/5 российских инвестиций. Порт-Артур стал главной базой Тихоокеанского флота России, а в крепости разместилась 21 батарея из 116 орудий. В 1904 г. здесь уже проживало 15 тысяч русских и 35 тысяч китайцев.
Дальний и Порт-Артур постоянно развивались и модернизировались. Последний должны были окончательно достроить в 1909 году, но развитию порта помешала начавшаяся в 1904 г. Русско-японская война, в результате которой Россия на 40 лет потеряла ЮМЖД, военно-морскую базу Порт-Артур и торговый порт Дальний.
Его развитие продолжалось японцами по планам российских инженеров. В августе 1945 года город был освобожден советскими войсками. В 1945—1950 годах в статусе свободного китайского порта, арендованного СССР. В 1950 году безвозмездно передан правительством СССР Китаю.
С получением от России прав на Дальний и Порт-Артур в 1905 г. Япония первым же делом переименовала их в Дайрен и Редзюн, что соответствовало японскому произношению китайских названий Далянь и Люйшунь.
Японцы начали активно осваивать захваченные города. Как писала в 1909 г. газета «Восточное обозрение»: «Японцы приводили в такое образцовое состояние Дайрен и Порт-Артур, на которое следовало бы обратить внимание русскому правительству: улицы мостятся, водопровод и электричество проводятся, строятся трамвайные линии, для которых вагоны выписаны из Франции». Тогда же началось расширение морского порта, промышленных предприятий, жилых домов.
В Дайрене начали возводиться жилые дома для прибывающих туда японцев, строились и европейцы. В 1907 г. Дайрен уже стал основным портом вывоза главного продукта северо-восточного Китая – сои – в Европу. Через Дайрен проходило 90 % маньчжурского экспорта и импорта!
В 20–х годах, по словам русского путешественника, «город с моря выглядел большим и импозантным». При японцах Дайрен превратился в спокойный провинциальный город с известным курортным пригородом – Хасигаура.
В 1923 г. права на территорию, занятую японцами у России, закончились, но Япония отказалась вернуть Дайрен и Редзюн Китаю, который, раздираемый гражданской войной, противодействовать японскому решению не мог.
В 1932 г. ряд китайских политических деятелей по инициативе Японии и при ее прямой экономической и военной помощи объявил об отделении от Китая трех северо-восточных провинций и о создании на их территории независимого государства Маньчжоуго. Во главе нового образования японцы поставили последнего императора Китая Сюаньтуна, свергнутого еще в 1911 г. Новый император, получивший имя Пу И, будучи буддистом, запретил убивать мух в своем новом дворце. Столицей Маньчжоуго был объявлен нынешний город Чанчунь, а территория, на которой располагались Дайрен и Редзюн, также вошла в состав Маньчжоуго, у которого теперь Япония и стала арендовать эти два города.
В связи с тем, что Дайрен был объявлен японцами беспошлинным портом, город в 1935 г. стал одним из самых дешевых для проживания городов мира.
В 1940 г. население Дайрена составило круглую цифру – 555 555 человек. По числу жителей Дайрен уступал только Харбину и Шэньяну.
В Дайрене базировались такие крупные японские предприятия, как концерн «Мантецу», владевший ЮМЖД, «Манге», управлявший машиностроительным и автомобильным заводами, «Данге», управлявший 3–й по величине электростанцией на севере Китая. Всего в Дайрене уже работало более 20 крупных предприятий, включая морские доки, паровозоремонтный и цементный заводы.
Судостроительный и судоремонтный завод Дайрена стал одним из крупнейших заводов в Азии, обслуживающих суда до 12 000 тонн. Дайрен стал всемирно известным портом, и здесь открылось консульство СССР.
Вся территория вокруг Дайрена и Редзюна представляла залитые водой поля без растений. Это были соляные промыслы.
Через систему шлюзов площади заполнялись небольшим слоем морской воды, которая под лучами жаркого летнего и осеннего солнца испарялась и оставляла соль. Соль из Дайрена снабжала всю рыбную промышленность как Маньчжурии, так и Японии.
С началом войны на Тихом океане в 1941 г. Дайрен стал подвергаться регулярным бомбежкам американских Б–25. В Дайрене зародился и план покушения на Сталина (см. "операция "Медведь" или Генрих Люшков).
На Ялтинской конференции стран антигитлеровской коалиции в феврале 1945 г. СССР принял на себя обязательство после разгрома Германии начать войну с Японией при условии восстановления права России на интернациональный торговый порт Далянь, с обеспечением преимущества интересов СССР, и восстановления аренды на Порт-Артур как военно-морской базы СССР. Предполагалась также совместная эксплуатация с Китаем ветки ЮМЖД.
К концу войны в Европе в Дайрене, Редзюне и Маньчжурии располагалась так называемая японская Квантунская армия, в основном дислоцировавшаяся на западной оконечности Ляодунского полуострова – Гуандуне (Квантуне), откуда она и получила своё название. В составе армии насчитывалось 1 млн. 320 тыс. человек, 1155 танков, 6260 орудий, 1900 самолётов и 25 кораблей. Квантунская армия располагала также бактериологическим оружием, которое предназначалось для применения против советских Вооруженных сил.
В августе 1945 г., во исполнение Ялтинских обещаний, советские войска неожиданно перешли в наступление, освободили от японцев северо-восточный Китай и тем самым победоносно закончили Вторую мировую войну. В этой операции советские войска потеряли на территории соседнего Китая 8219 человек, навечно занесенных в анналы китайской истории.
Для захвата городов Дайрена и Редзюна, располагавшихся далеко за линией фронта, 22 августа был выслан разведдесант Забайкальского фронта. В Дайрене высадилось 956 человек, а в Редзюне приземлилось 10 самолетов с 205 десантниками. Начальник Редзюнского гарнизона, признавая поражение, отдал русским свой меч. Но, согласно приказу Сталина оставлять офицерам холодное оружие, меч японцу вернули. Через два дня в Редзюне приводнилось 6 летающих лодок Тихоокеанского флота (ТОФ) и 12 в Дайрене, дополнительно высадив 265 морских пехотинцев. Вскоре по железной дороге из Забайкалья прибыла и пехота с танками. 28 сентября подошли суда эскадры ТОФ и освобождение Дайрена и Редзюна было закончено.
Третьего сентября указом президиума Верховного Совета был объявлен праздник победы над Японией, в результате которой из под японского гнета была освобождена китайская территория в 1,3 млн. кв. км и население в 40 млн. человек. Были возвращены СССР и Дальний с Порт-Артуром. Перед освободившей Маньчжурию Красной Армией встала задача помощи новой китайской власти.
В 1945 г. советские войска освободили северо-восток Китая от японцев и КВЖД вместе с ЮМЖД вновь перешло под совместное управление СССР и Китая, уже под новым названием – Китайская Чанчуньская железная дорога – КЧЖД. В августе 1945 года в Москве было подписано соглашение о КЧЖД, Порт-Артуре и городе Дальнем. Предполагалась совместная эксплуатация дороги как общей собственности «в целях укрепления безопасности Китая и СССР», совместное использование Порт-Артура как военно-морской базы, а Дальний объявлялся свободным портом для международной торговли с передачей в аренду СССР части пристаней и сооружений. Соглашение было подписано на 30 лет, после чего все перечисленное вместе с имуществом должно было быть безвозмездно передано Китаю.
После подписания соглашения Советский Союз приступил к восстановлению работы дороги, порта Дальнего и развитию военно-морской базы. В Китае в то время шла гражданская война между Чан Кайши, поддерживаемым США, и Мао Цзедуном, которого поддерживал СССР. Благодаря тому, что Квантунский полуостров практически был передан в аренду СССР, он 4 года был под контролем советской администрации. И когда США обратились к СССР с просьбой разрешить Чан Кайши перебросить свои войска на Ляодунский полуостров, им в этом было отказано.
Во время гражданской войны хозяйственные связи были разрушены, и советская администрация договорной территории приступила к восстановлению промышленности. Для управления бывшими японскими предприятиями были созданы различные смешанные советско-китайские общества.
Например, «Квантунрыба» стала поставлять соль на весь Дальний Восток СССР, «Дальбанк» стал выпускать местные деньги. Дальний стал портом, занявшим значительное место в российско-китайской торговле. Сам же город стал местом отдыха военнослужащих и их семей из Порт-Артура. Улицы вновь получили русские названия: улица Сверкающих лучей, Утренняя,
Советские войска на Ляодуне имели стрелковые, танковые, артиллерийские соединения, военно-морские и авиационные силы. В районе Порт-Артура курсировало 4 бронепоезда. Личный состав сухопутных сил СССР с семьями офицеров на Ляодуне составлял более 100 000 человек. Как вспоминал один из офицеров, «зарплата была довольно высокая. К слову, я в то время получал 4 миллиона юаней в месяц. А когда приехал в Порт-Артур, для «подъемных» понадобился чемодан. В Китае в те годы была страшная инфляция – счет шел на миллионы. При этом двери никогда не запирались, даже если в доме, как у меня, хранилась нередко довольно крупная сумма. За два года, что довелось провести в Порт-Артуре, не было ни одного случая воровства. Китайский закон за это преступление карал немилосердно».
На Ляодуне долгое время свирепствовал так называемый комариный энцефалит. Наши военные медики провели громадную работу по дезинфекции. Врачи и медицинские сестры трудились по 12–16 часов в день, и эпидемия была ликвидирована.
Гражданская война в Китае закончилась победой Мао Цзедуна. Чан Кайши бежал на Тайвань, и 1 октября 1949 г. в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика. Несколько месяцев спустя в Порт-Артур прибыла большая делегация во главе с премьером Государственного административного совета КНР Чжоу Эньлаем. В 1950 г. в Москве был подписан Договор о дружбе союзе и взаимопомощи, согласно которому в 1952 г. было решено безвозмездно передать Китаю КЧЖД вместе со всем имуществом, что и было сделано 31 декабря 1952 г. В 1950 г. китайской стороне было передано российское имущество в Дальнем. Предполагалось вернуть и Порт-Артур, но, в связи с начавшейся в Корее войной, его аренду продлили. Война окончилась в 1953 г. и в 1954 г., в связи с ее окончанием, укреплением КНР и, согласно подписанному соглашению, «советские военные части выводятся из совместно используемой ВМБ Порт-Артур и сооружения безвозмездно передаются правительству КНР к 31 мая 1955 г.».
Для решения вопроса о выводе войск в 1954 г. в Порт-Артур прибыл Хрущев. Выслушивая доклад командования советских войск, он вдруг с силой ударил ладонью по столу и буквально крикнул: «Хватит болтать! Вы мне лучше мне скажите, зачем вы здесь стоите?» – «Для защиты дальневосточных рубежей нашей Родины», – ответили ему армейцы. Хрущев сердито заявил: «Вы мне лучше скажите, сколько надо времени, чтобы здесь не осталось ни одного вашего солдата, даже вашего духа?» – «Месяца три-четыре». – «Даю пять, – сказал Хрущев. – И чтобы по истечении этого срока никого из вас не осталось. А теперь давайте перейдем к разговору: что китайцам продавать, а что так отдать». Но практически все было передано бесплатно, включая десятки торпедных катеров, танки, подводные лодки, весь боезапас. В день ухода войск состоялось торжественное построение в частях, где китайцам передали ключи от имущества. Под звуки советского гимна спустили военно-морской флаг Советского Союза, и тут же его место занял китайский стяг.
В мае 1955 г. СССР полностью вывел свои вооруженные силы с Ляодунского полуострова. После ухода в Порт-Артуре какое-то время еще оставались советские специалисты, учившие китайских подводников.
Десятилетнее присутствие советских войск на Ляодунском полуострове позволило предотвратить здесь кровопролитные бои в гражданской войне китайского народа, помогло подготовке китайских военных кадров и оказало сильное влияние на укрепление обороноспособности Китая.
/Текст для справки частично заимствован на сайте https://rusantikvar.ru/forum/viewtopic.php?t=10954&start=20