Пластов Аркадий Александрович (1893 -1972)
Народный художник СССР (1962).. Академик АХ СССР (1947). Лауреат Сталинской премии первой степени (1946) и Ленинской премии (1966).
Родился 31 января (19 по старому стилю) 1893 года в селе Прислониха (ныне Карсунский район, Ульяновская область) в семье потомственных иконописцев. Родители Аркадия хотели, чтобы их сын стал священником, тем более что многие отмечали его необычные склонности к созерцанию природы, единению с растениями и животными. После того, как Аркадий окончил третий класс сельской школы (в 1903 году), его отдали в Симбирское духовное училище. Весной 1908 поступил в Симбирскую духовную семинарию и приехал «на побывку» домой, где в это время отец руководил подновлением росписи в церкви в родном селе. Церковь Богоявления Господня была построена по проекту и под руководством деда Аркадия, Григория Гавриловича Пластова. «Когда начали ставить леса, – пишет художник в своей автобиографии, – тереть краски, варить на крутом берегу речки олифу, я сам был не свой и ходил, как зачарованный, около приехавших чудодеев». Отец научил Аркадия растирать краски, начал обучать основам живописи. Впоследствии художник вспоминал: …саженные пророки и архангелы с крыльями обступили меня кругом. Как зачарованный я во все глаза смотрел, как среди розовых облаков зарождался какой-нибудь красавец-гигант, крылатый, в хламиде цвета огня. Быть только живописцем и никем более!» — шептал я тогда пересохшим от волнения губами. Осенью 1908 года внезапно умирает отец Аркадия. Аркадий возвращается в семинарию, но учится без всякой охоты. Учеба в семинарии ему не нравилась из-за сурового, скучного режима изоляции от внешнего мира, формализма и даже жестокости старших по отношению к младшим. В семинарии Аркадий рисует портреты своих однокурсников. Эти «портретики» увидел преподаватель философии, психологии логики и французского языка Вишняков, который решил взять талантливого подростка под свою опеку и начал заниматься с Аркадием теорией живописи. От Вишнякова Аркадий узнал о существовании различных направлений в живописи, о архитектуре и архитектурных стилях и был поражён великолепной архитектурой Парижа и Рима, которую увидел в книгах. Вскоре в семинарии, как вспомогательную дисциплину, ввели урок рисунка. Уроки рисунка вёл начинающий художник Д.И. Архангельский, который вскоре стал наставником Аркадия Пластова. Картины Васнецова, Сурикова, Репина и Нестерова просто очаровали Аркадия: «Я начал малевать богатырей, домовых в конюшнях, леших, лошадей богомолок на пустых проселках, жнецов в знойных полях, стариков в чапанах, убогие деревеньки, занесенные снегом…». И чем больше юноша узнавал о мировой живописи, знакомился с творчеством русских художников, тем сильнее было его желание стать живописцем. Профессор семинарии Вишняков ввёл молодого художника в круги симбирской знати и достаточно скоро нашёл для Аркадия попечителя, который согласился оплачивать обучение молодого художника в Москве. Да ещё и Симбирская управа согласилась выплачивать талантливому молодому человеку стипендию в размере 25 рублей в месяц. Впрочем, практически всю эту стипендию Аркадий отдавал матери, которая жила в Прислонихе с тремя малолетними детьми. Через четыре года, в 1912 году, Пластов поехал в Москву поступать в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Однако, не имеющего системной подготовки Пластова в МУВЖЗ не приняли, и он поступил учеником в мастерскую И.И. Машкова, а затем перешёл в Строгановском училище, вольнослушателем, где его наставниками были С.С. Алешин и Ф.Ф. Федорковский. В 1914 году молодой художник поступает в МУВЖЗ, где занимался у скульптора С.М. Волнухина и живописцев А.М. Корина, А.М. Васнецова, А.Е. Архипова, А.С. Степанова, Л.О. Пастернака. После октябрьской революции Пластов вернулся в родную Прислониху, устроился на должность секретаря сельского совета, крестьянствовал, а в свободное время рисовал. Лишь через восемь лет, в 1925 году Аркадий Александрович вернулся в Москву, где рисует сельскохозяйственные плакаты, работает в различных издательствах Москвы. Но малую родину не забывает и часто гостит в Прислонихе, принимает самое активное участие в организации колхоза в родном селе, два года работает рядовым колхозником, только на зиму выезжает в Москву со справкой о том, что «колхозник А.А. Пластов отпускается на зиму в отхожий промысел по своей специальности». В 1931 году случилась трагедия – пожар уничтожил 59 дворов в Прислонихе, в том числе. и дом Пластова — в огне погибли все работы художника. У художника уцелел только огород и корова. С того момента Пластов полностью отказывается от крестьянствования и всё своё время посвящает живописи. Именно в тот период у Аркадия Александровича появляется правило: ничего не писать, не проверив несколько раз на натуре. Художник с великой тщательностью пишет этюды всех частей и деталей будущей картины в результате чего эскиз каждой картины «обрастает» огромным количеством рабочих набросков, этюдов, зарисовок. В 1935-м на выставке в Москве впервые экспонировались картины Пластова: "Стрижка овец", "На сенокосе", "Колхозная конюшня". Именно с того дебюта художник начал постоянно выставляться на всех крупных художественных выставках. А ещё через два года картина «Колхозный праздник» (1937), показанная на выставке «Индустрия социализма» приносит автору и успех, и всесоюзную известность. Известно, что художник не по своей воле поместил в картину лозунг и портрет Сталина, таковы были условия приемки картины. Ему начинают давать государственные заказы на написание работ. Так родилась самая значительная работа Аркадия Пластова того времени «Купание коней», созданная в 1938 году по заказу к юбилейной выставке «XX лет РККА И ФМФ» и считающаяся самой свободной и искренней картиной своего времени. Для написания картины «Купание коней» художника командируют в воинскую часть, которая квартировала в районах Кавказских предгорий. Написав ее, Пластов состоялся как художник и приобрел широкую популярность. Другое яркое произведение — «Колхозное стадо» (1938). Общие черты его картин — жанровая сцена не мыслится вне пейзажа, вне русской природы, которая всегда трактуется лирически. Другая его особенность — отсутствие конфликта или особого момента, события в сюжете, хотя при этом всё равно создаётся поэтическая выразительность образа. Пред самым началом Великой Отечественной войны Пластов пишет несколько больших композиционных акварелей, в том числе и автобиографическое полотно «Выборы комитета бедноты». В 1941 году началась мобилизация в Красную Армию и в родное село Прислониха, с фронтов Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) вернутся лишь человек 20. Все, с кого в родной деревне писал портреты художник в 30-е годы, погибнут, защищая своё Отечество. В военные годы художник пишет целую серию картин, которые отличаются от всех его предыдущих работ огромным драматизмом. «Гитлеровцы пришли», «Один против танка», «Защита родного очага». 7 ноября 1942 года художник на выставке «Великая Отечественная война» в Третьяковской галерее представил три работы: «К партизанам», «Защита родного очага», «Фашист пролетел». Полотно «Фашист пролетел» стало одним из самых трагических и сильных художественных произведений, написанных во время войны и о войне. В 1943 году майора интендантской службы Пластова командируют в очищенный от фашистов Сталинград . Художник был до глубины души поражён размером и глубиной увиденного в тех местах человеческого горя и внезапно, впервые, написал обнажённое женское тело в картинах «Трактористки» и «Суббота». Жизнь должна победить и сокрушить смерть – вот сокровенный замысел этих картин. Работы художника были представлены на Всесоюзной выставке «Героический фронт и тыл», проходившей в Москве в Третьяковской галерее с 8 ноября 1943 г. до 19 сентября 1944 г. А потом пришла долгожданная победа. Кончена война, кончена победой великого советского народа над чудовищными, небывалыми еще во всей истории человечества силами зла, смерти и разрушения. Какое же искусство, мы, художники, – пишет Пластов в своей автобиографии, – должны взрастить сейчас для нашего народа: мне кажется – искусство радости… Что бы это ни было – прославление ли бессмертных подвигов победителей или картины мирного труда; миновавшее безмерное горе народное или мирная природа нашей Родины – все равно все должно быть напоено могучим дыханием искренности, правды и оптимизма. Художник пишет одновременно две картины: «Сенокос» и «Жатва». Если «Сенокос» — это яркая радость от продолжающейся жизни, то «Жатва» рассказывает о непростой жизни в послевоенной советской деревне: нелегок труд крестьянина. В 1946 году Пластов пишет одно из самых лиричных своих полотен – «Первый снег». В 1947 году – «Едут на выборы», через два года – «Колхозный ток», ещё через два года «Ужин трактористов». Через семь лет эту картину («Ужин трактористов») покажут на выставке в Лондоне и Президент Королевской академии художеств Чарльз Уилер увидев картину скажет: «Как много дает такое искусство… Реализм… Вы знаете, я как-то теперь особенно ясно понял, почему вы, русские, смогли выстоять в войне и победить. Кто может так упоенно работать, о, того нелегко одолеть! Да, вы знаете толк в работе». В 1953-1954 годах Пластов пишет великолепные картины «Юность» и «Весна». В шестидесятых годах художник создаёт целый ряд полотен, посвященных русской женщине, счастью материнства: «Солнышко», «Из прошлого», «Мама». Художник работал до своего последнего дня. Умер Аркадий Александрович Пластов 12 мая 1972 года в своей родной деревне Прислониха. В 1974 года состоялась юбилейная выставка произведений членов Академии художеств СССР, на которой были представлены 7 больших полотен мастера, а также иллюстрации, выполненные Пластовым. Персональные выставки проходили в 1973 году (к 80-летию со дня рождения художника) в Ульяновском областном художественном музее; в 2006 года в Мраморном дворце Государственного Русского музея были представлены более 50 живописных его произведений в программе официальных мероприятий, проходивших в рамках культурной программы Саммита «Большой Восьмёрки» в Санкт-Петербурге; в 2013 году (в год 120-летия со дня рождения Аркадия Пластова) в Государственном Русском музее прошла выставка «Аркадий Пластов. Почва и судьба»; в 2018 – в Смоленской художественной галерее; в 2021 г. - выставка в Вятском художественном музее имени Васнецовых "Мысль народная", в экспозиции которой – около двухсот работ мастера, а также фотографии из семейного архива. В селе Прислониха в 1988 г. был открыт «Музей-усадьба народного художника СССР А. А. Пластова» - филиал «Ульяновского художественного музея». В 2017 году филиал переименован в Историко-художественный музей-заповедник «Прислониха — родина А. А. Пластова». В 2010 году в Ульяновске состоялось открытие «Музея А. А. Пластова» — нового филиала «Ульяновского художественного музея». Работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Ульяновского областного художественного музея, Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева («Ужин трактористов» (1951 года), Самарского художественного музея, Смоленского музея-заповедника («Гость с фронта»), Нижнетагильского музея изобразительных искусств, государственных музеев Армении, Украины и др.
"Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймёт он эту удивительность, громоподобность бытия, — на всё его тогда хватит: и на подвиг в работе и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись…" Аркадий Пластов.
Родился 31 января (19 по старому стилю) 1893 года в селе Прислониха (ныне Карсунский район, Ульяновская область) в семье потомственных иконописцев. Родители Аркадия хотели, чтобы их сын стал священником, тем более что многие отмечали его необычные склонности к созерцанию природы, единению с растениями и животными. После того, как Аркадий окончил третий класс сельской школы (в 1903 году), его отдали в Симбирское духовное училище. Весной 1908 поступил в Симбирскую духовную семинарию и приехал «на побывку» домой, где в это время отец руководил подновлением росписи в церкви в родном селе. Церковь Богоявления Господня была построена по проекту и под руководством деда Аркадия, Григория Гавриловича Пластова. «Когда начали ставить леса, – пишет художник в своей автобиографии, – тереть краски, варить на крутом берегу речки олифу, я сам был не свой и ходил, как зачарованный, около приехавших чудодеев». Отец научил Аркадия растирать краски, начал обучать основам живописи. Впоследствии художник вспоминал: …саженные пророки и архангелы с крыльями обступили меня кругом. Как зачарованный я во все глаза смотрел, как среди розовых облаков зарождался какой-нибудь красавец-гигант, крылатый, в хламиде цвета огня. Быть только живописцем и никем более!» — шептал я тогда пересохшим от волнения губами. Осенью 1908 года внезапно умирает отец Аркадия. Аркадий возвращается в семинарию, но учится без всякой охоты. Учеба в семинарии ему не нравилась из-за сурового, скучного режима изоляции от внешнего мира, формализма и даже жестокости старших по отношению к младшим. В семинарии Аркадий рисует портреты своих однокурсников. Эти «портретики» увидел преподаватель философии, психологии логики и французского языка Вишняков, который решил взять талантливого подростка под свою опеку и начал заниматься с Аркадием теорией живописи. От Вишнякова Аркадий узнал о существовании различных направлений в живописи, о архитектуре и архитектурных стилях и был поражён великолепной архитектурой Парижа и Рима, которую увидел в книгах. Вскоре в семинарии, как вспомогательную дисциплину, ввели урок рисунка. Уроки рисунка вёл начинающий художник Д.И. Архангельский, который вскоре стал наставником Аркадия Пластова. Картины Васнецова, Сурикова, Репина и Нестерова просто очаровали Аркадия: «Я начал малевать богатырей, домовых в конюшнях, леших, лошадей богомолок на пустых проселках, жнецов в знойных полях, стариков в чапанах, убогие деревеньки, занесенные снегом…». И чем больше юноша узнавал о мировой живописи, знакомился с творчеством русских художников, тем сильнее было его желание стать живописцем. Профессор семинарии Вишняков ввёл молодого художника в круги симбирской знати и достаточно скоро нашёл для Аркадия попечителя, который согласился оплачивать обучение молодого художника в Москве. Да ещё и Симбирская управа согласилась выплачивать талантливому молодому человеку стипендию в размере 25 рублей в месяц. Впрочем, практически всю эту стипендию Аркадий отдавал матери, которая жила в Прислонихе с тремя малолетними детьми. Через четыре года, в 1912 году, Пластов поехал в Москву поступать в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Однако, не имеющего системной подготовки Пластова в МУВЖЗ не приняли, и он поступил учеником в мастерскую И.И. Машкова, а затем перешёл в Строгановском училище, вольнослушателем, где его наставниками были С.С. Алешин и Ф.Ф. Федорковский. В 1914 году молодой художник поступает в МУВЖЗ, где занимался у скульптора С.М. Волнухина и живописцев А.М. Корина, А.М. Васнецова, А.Е. Архипова, А.С. Степанова, Л.О. Пастернака. После октябрьской революции Пластов вернулся в родную Прислониху, устроился на должность секретаря сельского совета, крестьянствовал, а в свободное время рисовал. Лишь через восемь лет, в 1925 году Аркадий Александрович вернулся в Москву, где рисует сельскохозяйственные плакаты, работает в различных издательствах Москвы. Но малую родину не забывает и часто гостит в Прислонихе, принимает самое активное участие в организации колхоза в родном селе, два года работает рядовым колхозником, только на зиму выезжает в Москву со справкой о том, что «колхозник А.А. Пластов отпускается на зиму в отхожий промысел по своей специальности». В 1931 году случилась трагедия – пожар уничтожил 59 дворов в Прислонихе, в том числе. и дом Пластова — в огне погибли все работы художника. У художника уцелел только огород и корова. С того момента Пластов полностью отказывается от крестьянствования и всё своё время посвящает живописи. Именно в тот период у Аркадия Александровича появляется правило: ничего не писать, не проверив несколько раз на натуре. Художник с великой тщательностью пишет этюды всех частей и деталей будущей картины в результате чего эскиз каждой картины «обрастает» огромным количеством рабочих набросков, этюдов, зарисовок. В 1935-м на выставке в Москве впервые экспонировались картины Пластова: "Стрижка овец", "На сенокосе", "Колхозная конюшня". Именно с того дебюта художник начал постоянно выставляться на всех крупных художественных выставках. А ещё через два года картина «Колхозный праздник» (1937), показанная на выставке «Индустрия социализма» приносит автору и успех, и всесоюзную известность. Известно, что художник не по своей воле поместил в картину лозунг и портрет Сталина, таковы были условия приемки картины. Ему начинают давать государственные заказы на написание работ. Так родилась самая значительная работа Аркадия Пластова того времени «Купание коней», созданная в 1938 году по заказу к юбилейной выставке «XX лет РККА И ФМФ» и считающаяся самой свободной и искренней картиной своего времени. Для написания картины «Купание коней» художника командируют в воинскую часть, которая квартировала в районах Кавказских предгорий. Написав ее, Пластов состоялся как художник и приобрел широкую популярность. Другое яркое произведение — «Колхозное стадо» (1938). Общие черты его картин — жанровая сцена не мыслится вне пейзажа, вне русской природы, которая всегда трактуется лирически. Другая его особенность — отсутствие конфликта или особого момента, события в сюжете, хотя при этом всё равно создаётся поэтическая выразительность образа. Пред самым началом Великой Отечественной войны Пластов пишет несколько больших композиционных акварелей, в том числе и автобиографическое полотно «Выборы комитета бедноты». В 1941 году началась мобилизация в Красную Армию и в родное село Прислониха, с фронтов Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) вернутся лишь человек 20. Все, с кого в родной деревне писал портреты художник в 30-е годы, погибнут, защищая своё Отечество. В военные годы художник пишет целую серию картин, которые отличаются от всех его предыдущих работ огромным драматизмом. «Гитлеровцы пришли», «Один против танка», «Защита родного очага». 7 ноября 1942 года художник на выставке «Великая Отечественная война» в Третьяковской галерее представил три работы: «К партизанам», «Защита родного очага», «Фашист пролетел». Полотно «Фашист пролетел» стало одним из самых трагических и сильных художественных произведений, написанных во время войны и о войне. В 1943 году майора интендантской службы Пластова командируют в очищенный от фашистов Сталинград . Художник был до глубины души поражён размером и глубиной увиденного в тех местах человеческого горя и внезапно, впервые, написал обнажённое женское тело в картинах «Трактористки» и «Суббота». Жизнь должна победить и сокрушить смерть – вот сокровенный замысел этих картин. Работы художника были представлены на Всесоюзной выставке «Героический фронт и тыл», проходившей в Москве в Третьяковской галерее с 8 ноября 1943 г. до 19 сентября 1944 г. А потом пришла долгожданная победа. Кончена война, кончена победой великого советского народа над чудовищными, небывалыми еще во всей истории человечества силами зла, смерти и разрушения. Какое же искусство, мы, художники, – пишет Пластов в своей автобиографии, – должны взрастить сейчас для нашего народа: мне кажется – искусство радости… Что бы это ни было – прославление ли бессмертных подвигов победителей или картины мирного труда; миновавшее безмерное горе народное или мирная природа нашей Родины – все равно все должно быть напоено могучим дыханием искренности, правды и оптимизма. Художник пишет одновременно две картины: «Сенокос» и «Жатва». Если «Сенокос» — это яркая радость от продолжающейся жизни, то «Жатва» рассказывает о непростой жизни в послевоенной советской деревне: нелегок труд крестьянина. В 1946 году Пластов пишет одно из самых лиричных своих полотен – «Первый снег». В 1947 году – «Едут на выборы», через два года – «Колхозный ток», ещё через два года «Ужин трактористов». Через семь лет эту картину («Ужин трактористов») покажут на выставке в Лондоне и Президент Королевской академии художеств Чарльз Уилер увидев картину скажет: «Как много дает такое искусство… Реализм… Вы знаете, я как-то теперь особенно ясно понял, почему вы, русские, смогли выстоять в войне и победить. Кто может так упоенно работать, о, того нелегко одолеть! Да, вы знаете толк в работе». В 1953-1954 годах Пластов пишет великолепные картины «Юность» и «Весна». В шестидесятых годах художник создаёт целый ряд полотен, посвященных русской женщине, счастью материнства: «Солнышко», «Из прошлого», «Мама». Художник работал до своего последнего дня. Умер Аркадий Александрович Пластов 12 мая 1972 года в своей родной деревне Прислониха. В 1974 года состоялась юбилейная выставка произведений членов Академии художеств СССР, на которой были представлены 7 больших полотен мастера, а также иллюстрации, выполненные Пластовым. Персональные выставки проходили в 1973 году (к 80-летию со дня рождения художника) в Ульяновском областном художественном музее; в 2006 года в Мраморном дворце Государственного Русского музея были представлены более 50 живописных его произведений в программе официальных мероприятий, проходивших в рамках культурной программы Саммита «Большой Восьмёрки» в Санкт-Петербурге; в 2013 году (в год 120-летия со дня рождения Аркадия Пластова) в Государственном Русском музее прошла выставка «Аркадий Пластов. Почва и судьба»; в 2018 – в Смоленской художественной галерее; в 2021 г. - выставка в Вятском художественном музее имени Васнецовых "Мысль народная", в экспозиции которой – около двухсот работ мастера, а также фотографии из семейного архива. В селе Прислониха в 1988 г. был открыт «Музей-усадьба народного художника СССР А. А. Пластова» - филиал «Ульяновского художественного музея». В 2017 году филиал переименован в Историко-художественный музей-заповедник «Прислониха — родина А. А. Пластова». В 2010 году в Ульяновске состоялось открытие «Музея А. А. Пластова» — нового филиала «Ульяновского художественного музея». Работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Ульяновского областного художественного музея, Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева («Ужин трактористов» (1951 года), Самарского художественного музея, Смоленского музея-заповедника («Гость с фронта»), Нижнетагильского музея изобразительных искусств, государственных музеев Армении, Украины и др.
"Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймёт он эту удивительность, громоподобность бытия, — на всё его тогда хватит: и на подвиг в работе и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись…" Аркадий Пластов.