Этюд "Два мальчика"
Материал: Холст, масло
Размер (см): 49 х 33,5.
Год создания: 1941-1942
Работа написана в 42 г. в родном селе А.А. Пластова, Прислониха. На ней изображены мальчики, следящие за самолетом. Летящий где-то за границами холста самолет наводит на размышление о том, что идея картины с фашистским самолетом, которая воплотилась в 1942 г. в известную картину "Фашист пролетел", развивалась через поиски композиции и сюжета. Саму картину «Фашист пролетел» художник написал осенью 1942 года. Он вспоминает: «Осень тогда у нас стояла тихая, златотканая, удивительно душевная, теплая. Я люблю осень, всегда испытываю в это время страшно приятное особое состояние творческого возбуждения. И вот шло что-то непомерно свирепое, невыразимое по жестокости, что трудно было даже толком осмыслить и понять даже при большом усилии мысли и сердца, и что неотвратимо надвигалось на всю эту тихую, прекрасную безгрешную жизнь, ни в чем не повинную жизнь, чтобы все это безвозвратно с лица земли смести без тени милосердия вычеркнуть из жизни навек. Надо было сопротивляться, не помышляя ни о чем другом, надо было кричать во весь голос. Надо было облик этого чудовища показать во всем его вопиющем беспощадной мести обличье. Под влиянием примерно таких мыслей и чувств общих тогда всем нам, русским, стали у меня зарождаться один за другим эскизы на данную тему, и на одном последнем варианте, показавшемся мне наиболее лаконичным и выразительным, я остановился и тотчас принялся писать подготовительные этюды. Эта предварительная работа заняла у меня недели три. Все, что изображено на картине сделано по очень тщательным этюдам... Картина имела известный успех у зрителя. Сам я ее тоже люблю, душевно она меня очень измучила с момента ее зарождения в эскизе до ее окончательного завершения». Из письма. Цитируется по: Пластов А. А. М. 2006. С. 15.
Окончательный сюжет не включает мальчиков, наблюдающий за самолетом, но этюд обладает самостоятельной ценностью, поскольку художник смог отразить на лицах мальчиков не только тревожное ожидание, но и решимость отомстить врагу. Лента на импровизированной бескозырке одного из них была им заимствована у односельчанина, который еще в Первую мировую был матросом в Гвардейском флотском экипаже. Лента по замыслу художника должна была символизировать преемственность героических воинских подвигов русского народа в отстаивании своей земли. Художник выбирает не буденовку, не звезду, а именно гвардейскую или георгиевскую ленту, что говорит нам о том, что автор видит в ней универсальный символ, объединяющий многие поколения защитников России. Ну, и как мы знаем сейчас георгиевская ленточка является символом силы и славы русского народа-победителя.
Работа была представлена:
- на выставке "Глазами художника. Тема войны в произведениях советских художников из коллекции Д.Ерохова" в Государственном музее обороны Москвы (8 апреля - 15 мая 2022 г.).
Окончательный сюжет не включает мальчиков, наблюдающий за самолетом, но этюд обладает самостоятельной ценностью, поскольку художник смог отразить на лицах мальчиков не только тревожное ожидание, но и решимость отомстить врагу. Лента на импровизированной бескозырке одного из них была им заимствована у односельчанина, который еще в Первую мировую был матросом в Гвардейском флотском экипаже. Лента по замыслу художника должна была символизировать преемственность героических воинских подвигов русского народа в отстаивании своей земли. Художник выбирает не буденовку, не звезду, а именно гвардейскую или георгиевскую ленту, что говорит нам о том, что автор видит в ней универсальный символ, объединяющий многие поколения защитников России. Ну, и как мы знаем сейчас георгиевская ленточка является символом силы и славы русского народа-победителя.
Работа была представлена:
- на выставке "Глазами художника. Тема войны в произведениях советских художников из коллекции Д.Ерохова" в Государственном музее обороны Москвы (8 апреля - 15 мая 2022 г.).