Власова Клара Филипповна (1926 - 2022)
Народный художник Республики Дагестан (2017), Заслуженный художник РФ (2016).
Родилась 28 января 1926 года в Москве; отец работал шофером автобуса, а мать – из дворянского сословия – медсестрой; жили в коммунальной квартире на улице Горького, в доме рядом с Моссоветом. Из окон кухни на седьмом этаже были видны башни Кремля, одно из первых детских воспоминаний Клары. Любимым ее местом была Красная площадь, вместе с другими детьми обожала сидеть около мавзолея, там создавала картины: демонстрации, бал выпускников. В четыре года начала писать красками, рисовала вместе с папой, когда он приходил с работы. В десять лет поступила в детскую изостудию при Центральном доме художественного воспитания детей им. А.С.Бубнова, которая размещалась в Госцентюзе (ныне ФГНУ ИХО РАО). Училась у Е.Е.Рожковой, ученицы Р.Р.Фалька. В 1935 ЦДХВД организовал Первый всероссийский конкурс детского рисунка, а в 1937 Клара стала его участницей и получила первую премию. В 1939 по инициативе Грабаря при МГХИ создали среднюю художественную школу для одаренных детей, куда она поступила с первым потоком в 13-летнем возрасте. В первый же год нарисовала портрет отца, который хранила всю жизнь. Отец прошел дорогами войны от Москвы до Берлина, все его письма дочь сохранила.
Кларе было 15 лет, когда 22 июня 1941 г. Молотов объявил о том, что рано утром немцы перешли границу. В этот день она вместе с подругой заняла призовое место на соревнованиях по фехтованию, а уже 6 июля 150 учеников и 70 преподавателей МСХШ (среди них А.О.Барщ, М.В.Добросердов, В.В.Почиталов, А.П.Шорчев) были эвакуированы в Башкирию в старинное село Воскресенское в предгорьях Южного Урала. Учеба в эвакуации началась с большим трудом в конце осени 1941 года. Не было красок, холстов, бумаги, мольбертов. Но преподаватели всеми силами старались воодушевить своих учеников, опираясь на гуманистические традиции, воспитывали в них прекрасное, рассказывая о великих художниках. Клара занималась под руководством скульптора С.Д.Тавасиева. В книге И.С.Симанчука «У тех Синих Венцов» (1982) описана жизнь студентов. Клара Филипповна, вдохновленная воспоминаниями об этом периоде школы, изобразила момент творческой жизни на картине «Художественная школа в эвакуации» (1983). В 1943 дети вернулись в Москву. От радости готовы были целовать тротуары родного города, а через год два старших класса (в первый и последний раз) без экзаменов приняли в МГХИ имени Сурикова. Клара училась у педагогов Н.Х.Максимова, В.В.Фаворской, В.В.Почиталова; была зачислена в мастерскую ректора института С.В.Герасимова. Летом 1945 года состоялась выставка студенческих и дипломных работ, на которой была представлена картина Власовой «Симфонический оркестр», которую она рисовала целый год. Критики отмечали эту работу как произведение сложившегося мастера, а спустя какое-то время, к сожалению, она была использована студентом из следующего выпуска для написания поверх нее своей картины. Дипломная работа Клары «Приезд комсомольцев на восстановление Сталинграда» тоже была утрачена, осталась лишь открытка с ее репродукцией. После блестящего окончания института в 1950 художница была распределена с тремя однокурсниками в главный павильон Таджикистана на ВДНХ для написания центрального панно площадью 18 кв. м. Для этого их отправили на два месяца в Таджикскую ССР изучать местное искусство. После ВДНХ работала в запасниках Третьяковской галереи, копировала Васнецова для открыток. В тот же год вышла замуж за художника О.В.Чистякова, который также учился в Суриковском в мастерской С.В. Герасимова и у В.В.Почиталова. Много ездила по стране – в Сибирь, на Крайний Север, в Таджикистан, Киргизию, Узбекистан, Казахстан. В картинах, созданных под влиянием этих поездок, появилась необычная декоративность, национальный колорит стал основой цветового решения. В то время Власова выбирала интимно-лирические темы для своих работ – материнство, детство, семейное счастье («Наташка», «Весна»). С 1952 года регулярно участвовала в московских, областных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. В 1953 ее приняли в Союз художников СССР. В 1960 – 1970-е годы была в творческих поездках во Франции, Японии, Италии, Германии, Чехословакии. Брак с Олегом Чистяковым распался в 1967 году, Власова осталась с маленьким сыном. В 1968 отправилась путешествовать по Дагестану, а в следующем году вышла замуж за местного художника О.И.Ефимова. «Дагестанский период» в ее жизни начался именно с него, Клара Филипповна влюбилась в этот край и в 1970 приобрела старинный дом, расписанный местным художником в стиле Пиросмани, с огромной террасой с видом на горы в аварском селе Чох. С начала 1970-х годов основной темой её творчества является горный Дагестан, а именно Чох, где она проводила каждое лето. Власова с мольбертом за спиной объездила всю республику, изучая культуру, искусство и быт ее жителей. Плодом этих поездок, любви к людям и восторга от увиденного стало множество картин, посвященных Дагестану, среди них «Дом Мамалава» (1977), одна из ее любимых работ, «Автопортрет с дагестанскими украшениями» (1974, приобретен Третьяковской галереей). После смерти Омара Ефимова много лет не могла заставить себя вернуться в Дагестан, пока однажды Олег Пирбудагов, московский художник аварских корней, не уговорил ее поехать в Чох, там они пять лет подряд вместе рисовали. В 1980-е годы трудилась в Москве, Дагестане, ездила в Узбекистан. Написаны картины «Белорусский вокзал» (1980), «Вид на Прагу из Градчан» (1981), «Узбекские будни» (1985), «Мой дом в Чохе» (1988) и другие. В 1987 работала руководителем группы художников в Доме творчества «Горячий ключ» в Краснодарском крае. В 1990-е годы во Франции Клара Филипповна прожила более полугода, создавая натурные образы Нотр-Дама и парижских бульваров. Путешествия в Японию, продлившиеся более пяти месяцев по неоднократному приглашению японской стороны, вдохновили на создание серии замечательных работ «Японское море» (1992), «Сад камней. Япония» (1993). В знак благодарности ей прислали автомобиль «Мазда», и когда Власова в 60 лет сама села за руль, то на этой машине ездила из Москвы в Дагестан к любимым чохинцам, в Махачкалу к давним друзьям, фотографу Камилу Чутуеву и его музе Патимат, в Каспийск к Розе Далгатовой. В 1991 была инициатором и организатором выставки «Московские художники 1920 – 1930-х годов», прошедшей в ЦДХ. На выставке были открыты многие забытые имена, сыгравшие значительную роль в русском искусстве. Была в Германии, еще не раз ездила во Францию и Дагестан – «Карусель в Париже» (2007), «Дорога в Чох» (2008), «Айштетт. Германия» (2008). В 2010, в 84 года, перенесла операцию, рак третьей стадии, но не перестала путешествовать и писать, в это время созданы такие работы как «Мечеть в Чохе», «Селение Чох», «Всюду жизнь», «Даша у бабушки» (все – 2010). Власова никогда и никуда не ездит без кистей и красок, не понимая, как можно отдыхать не рисуя. В своих работах она ставит целью «прислушаться к жизни, присмотреться». Любовь к миру и ощущение его красоты – то, что Клара Филипповна сделала главным девизом своей жизни и творчества. И этим счастьем художница делится с каждым, кто знакомится с ее произведениями. «Смысл жизни не в роскоши и веселье, а в гармонии с самим собой и окружающим миром, в творчестве». В ее творчестве нашлось место для разных жанров: портрет, натюрморт, пейзаж, станковая картина, «важно удивиться всему доброму, что есть на белом свете». Клара Филипповна умерла 4 марта 2022 г. Персональные выставки художницы проходили в Москве (1982, 2002, 2016, 2019, 2020), Можайске (2004), Ленинграде (1982), Махачкале (1982, 2012, 2016), Сочи (1982), в Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде в 2007.
Работы Власовой находятся в ГТГ, ГРМ, Музее Л.Н. Толстого в Москве, Музее истории и реконструкции Москвы, в Дагестанском музее Изобразительного искусства им. П.С. Гамзатовой, в музеях Дербента, Владимира, Воркуты, Самары, Сочи в частных собраниях России и других стран. В дагестанском селе Чох существует галерея произведений Клары Власовой.
Родилась 28 января 1926 года в Москве; отец работал шофером автобуса, а мать – из дворянского сословия – медсестрой; жили в коммунальной квартире на улице Горького, в доме рядом с Моссоветом. Из окон кухни на седьмом этаже были видны башни Кремля, одно из первых детских воспоминаний Клары. Любимым ее местом была Красная площадь, вместе с другими детьми обожала сидеть около мавзолея, там создавала картины: демонстрации, бал выпускников. В четыре года начала писать красками, рисовала вместе с папой, когда он приходил с работы. В десять лет поступила в детскую изостудию при Центральном доме художественного воспитания детей им. А.С.Бубнова, которая размещалась в Госцентюзе (ныне ФГНУ ИХО РАО). Училась у Е.Е.Рожковой, ученицы Р.Р.Фалька. В 1935 ЦДХВД организовал Первый всероссийский конкурс детского рисунка, а в 1937 Клара стала его участницей и получила первую премию. В 1939 по инициативе Грабаря при МГХИ создали среднюю художественную школу для одаренных детей, куда она поступила с первым потоком в 13-летнем возрасте. В первый же год нарисовала портрет отца, который хранила всю жизнь. Отец прошел дорогами войны от Москвы до Берлина, все его письма дочь сохранила.
Кларе было 15 лет, когда 22 июня 1941 г. Молотов объявил о том, что рано утром немцы перешли границу. В этот день она вместе с подругой заняла призовое место на соревнованиях по фехтованию, а уже 6 июля 150 учеников и 70 преподавателей МСХШ (среди них А.О.Барщ, М.В.Добросердов, В.В.Почиталов, А.П.Шорчев) были эвакуированы в Башкирию в старинное село Воскресенское в предгорьях Южного Урала. Учеба в эвакуации началась с большим трудом в конце осени 1941 года. Не было красок, холстов, бумаги, мольбертов. Но преподаватели всеми силами старались воодушевить своих учеников, опираясь на гуманистические традиции, воспитывали в них прекрасное, рассказывая о великих художниках. Клара занималась под руководством скульптора С.Д.Тавасиева. В книге И.С.Симанчука «У тех Синих Венцов» (1982) описана жизнь студентов. Клара Филипповна, вдохновленная воспоминаниями об этом периоде школы, изобразила момент творческой жизни на картине «Художественная школа в эвакуации» (1983). В 1943 дети вернулись в Москву. От радости готовы были целовать тротуары родного города, а через год два старших класса (в первый и последний раз) без экзаменов приняли в МГХИ имени Сурикова. Клара училась у педагогов Н.Х.Максимова, В.В.Фаворской, В.В.Почиталова; была зачислена в мастерскую ректора института С.В.Герасимова. Летом 1945 года состоялась выставка студенческих и дипломных работ, на которой была представлена картина Власовой «Симфонический оркестр», которую она рисовала целый год. Критики отмечали эту работу как произведение сложившегося мастера, а спустя какое-то время, к сожалению, она была использована студентом из следующего выпуска для написания поверх нее своей картины. Дипломная работа Клары «Приезд комсомольцев на восстановление Сталинграда» тоже была утрачена, осталась лишь открытка с ее репродукцией. После блестящего окончания института в 1950 художница была распределена с тремя однокурсниками в главный павильон Таджикистана на ВДНХ для написания центрального панно площадью 18 кв. м. Для этого их отправили на два месяца в Таджикскую ССР изучать местное искусство. После ВДНХ работала в запасниках Третьяковской галереи, копировала Васнецова для открыток. В тот же год вышла замуж за художника О.В.Чистякова, который также учился в Суриковском в мастерской С.В. Герасимова и у В.В.Почиталова. Много ездила по стране – в Сибирь, на Крайний Север, в Таджикистан, Киргизию, Узбекистан, Казахстан. В картинах, созданных под влиянием этих поездок, появилась необычная декоративность, национальный колорит стал основой цветового решения. В то время Власова выбирала интимно-лирические темы для своих работ – материнство, детство, семейное счастье («Наташка», «Весна»). С 1952 года регулярно участвовала в московских, областных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. В 1953 ее приняли в Союз художников СССР. В 1960 – 1970-е годы была в творческих поездках во Франции, Японии, Италии, Германии, Чехословакии. Брак с Олегом Чистяковым распался в 1967 году, Власова осталась с маленьким сыном. В 1968 отправилась путешествовать по Дагестану, а в следующем году вышла замуж за местного художника О.И.Ефимова. «Дагестанский период» в ее жизни начался именно с него, Клара Филипповна влюбилась в этот край и в 1970 приобрела старинный дом, расписанный местным художником в стиле Пиросмани, с огромной террасой с видом на горы в аварском селе Чох. С начала 1970-х годов основной темой её творчества является горный Дагестан, а именно Чох, где она проводила каждое лето. Власова с мольбертом за спиной объездила всю республику, изучая культуру, искусство и быт ее жителей. Плодом этих поездок, любви к людям и восторга от увиденного стало множество картин, посвященных Дагестану, среди них «Дом Мамалава» (1977), одна из ее любимых работ, «Автопортрет с дагестанскими украшениями» (1974, приобретен Третьяковской галереей). После смерти Омара Ефимова много лет не могла заставить себя вернуться в Дагестан, пока однажды Олег Пирбудагов, московский художник аварских корней, не уговорил ее поехать в Чох, там они пять лет подряд вместе рисовали. В 1980-е годы трудилась в Москве, Дагестане, ездила в Узбекистан. Написаны картины «Белорусский вокзал» (1980), «Вид на Прагу из Градчан» (1981), «Узбекские будни» (1985), «Мой дом в Чохе» (1988) и другие. В 1987 работала руководителем группы художников в Доме творчества «Горячий ключ» в Краснодарском крае. В 1990-е годы во Франции Клара Филипповна прожила более полугода, создавая натурные образы Нотр-Дама и парижских бульваров. Путешествия в Японию, продлившиеся более пяти месяцев по неоднократному приглашению японской стороны, вдохновили на создание серии замечательных работ «Японское море» (1992), «Сад камней. Япония» (1993). В знак благодарности ей прислали автомобиль «Мазда», и когда Власова в 60 лет сама села за руль, то на этой машине ездила из Москвы в Дагестан к любимым чохинцам, в Махачкалу к давним друзьям, фотографу Камилу Чутуеву и его музе Патимат, в Каспийск к Розе Далгатовой. В 1991 была инициатором и организатором выставки «Московские художники 1920 – 1930-х годов», прошедшей в ЦДХ. На выставке были открыты многие забытые имена, сыгравшие значительную роль в русском искусстве. Была в Германии, еще не раз ездила во Францию и Дагестан – «Карусель в Париже» (2007), «Дорога в Чох» (2008), «Айштетт. Германия» (2008). В 2010, в 84 года, перенесла операцию, рак третьей стадии, но не перестала путешествовать и писать, в это время созданы такие работы как «Мечеть в Чохе», «Селение Чох», «Всюду жизнь», «Даша у бабушки» (все – 2010). Власова никогда и никуда не ездит без кистей и красок, не понимая, как можно отдыхать не рисуя. В своих работах она ставит целью «прислушаться к жизни, присмотреться». Любовь к миру и ощущение его красоты – то, что Клара Филипповна сделала главным девизом своей жизни и творчества. И этим счастьем художница делится с каждым, кто знакомится с ее произведениями. «Смысл жизни не в роскоши и веселье, а в гармонии с самим собой и окружающим миром, в творчестве». В ее творчестве нашлось место для разных жанров: портрет, натюрморт, пейзаж, станковая картина, «важно удивиться всему доброму, что есть на белом свете». Клара Филипповна умерла 4 марта 2022 г. Персональные выставки художницы проходили в Москве (1982, 2002, 2016, 2019, 2020), Можайске (2004), Ленинграде (1982), Махачкале (1982, 2012, 2016), Сочи (1982), в Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде в 2007.
Работы Власовой находятся в ГТГ, ГРМ, Музее Л.Н. Толстого в Москве, Музее истории и реконструкции Москвы, в Дагестанском музее Изобразительного искусства им. П.С. Гамзатовой, в музеях Дербента, Владимира, Воркуты, Самары, Сочи в частных собраниях России и других стран. В дагестанском селе Чох существует галерея произведений Клары Власовой.