Иванов Виктор Иванович (1924)
Народный художник СССР, действительный член РАХ, действительный член Петровской Академии наук и искусств, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Репина и Государственной премии РФ, лауреат международной премии им. М.А. Шолохова.
Родился 02.08.1924 г. в Москве в семье служащих. После окончания второго класса московской средней школы регулярно приезжал на летние каникулы к бабушке в с. Ряссы Шиловского района Рязанской области — родное село матери. В школьные годы занимался в изостудии Центрального дома пионеров, руководил которой талантливый живописец A.M.Михайлов, преподавателем был В.А.Воронин. В 1939-1944 годах учился в Московской средней художественной школе преимущественно у В.В.Почиталова. С лета 1941 до весны 1943 был вместе с МСХШ в эвакуации в селе Воскресенском Башкирской ССР. В 1944 году поступил и в 1950 году окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, где его преподавателями были А.А.Осмеркин, А.М.Грицай, Ю.П.Кугач и В.Н.Яковлев. Учился в одно время с П.Оссовским, с которым поддерживал и в дальнейшем дружеские отношения. С 1950г. Виктор Иванов участвовал в московских, республиканских, всесоюзных выставках. В 1950—1952 годах преподавал в Московской средней художественной школе. С 1951 года — член Союза художников СССР. Многие годы проживает в Исадах Спасского района Рязанской области. В 1957 году начал работу над произведениями, посвященными людям Рязанщины. В 1959 был в творческой командировке в Египте и Сирии. Виктор Иванов посещает в 1961 г. вместе с П.Оссовским Мексику, Кубу, а в 1965 - Италию. За серию работ «Куба» (1961) награжден Серебряной медалью АХ СССР в 1963 г. В 1968 г. присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР»; присуждена Государственная премия СССР за произведения «На покосе. В шалаше» (1961), «Семья. 1945 год» (1958-1964), «Полдник» (1963-1966) из цикла «Русские женщины». С 1968 по 1981 являлся секретарем правления СХ РСФСР. В 1972 году посетил Италию в связи с групповой выставкой советских живописцев (Д.Д.Жилинского, Е.И.Зверькова, В.И.Иванова, Г.М.Коржева, П.П.Оссовского). В 1976 присвоено звание «Народный художник РСФСР». В 1985 г. получил Золотую медаль АХ СССР за серию живописных и графических произведений, посвященных рязанской земле и ее людям. В 1988 году Иванов становится действительным членом Академии художеств Советского Союза. В 1989 г. присуждена Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина за картины «Похороны в Исадах» (1962-1983), «Ледоход» (1987). В 1996 - Государственная премия РФ за серию живописных произведений, представленных на персональной выставке в Российской академии художеств в 1995 г. Международная премия им.М.А.Шолохова «За выдающийся вклад в развитие реалистических традиций русского и мирового искусства» в 2001 году. Персональные выставки Виктора Иванова проходили в Москве в 1959, 1976, 1982 (АХ СССР), 1994 (РАХ),1998, 2006, 2009, 2014, 2016 годах, а также во многих других российских городах. В 1999 г. в Рязанском областном художественном музее к 75-летию со дня рождения художника состоялась персональная выставка «На земле Рязанской». 26 октября 2004 г. в Рязани начала работу персональная картинная галерея «Виктор Иванов и земля Рязанская», являющаяся отделом Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П.Пожалостина. В том же году в галерее состоялась персональная выставка, приуроченная к 80-летию художника. Художник совершенно справедливо относит себя к поколению шестидесятников. Оценивая определенные итоги своего творчества и своих коллег-современников, Виктор Иванович утверждает: «…нам повезло. Повезло нашему поколению, как никакому другому в отечественном искусстве. Мы писали, что и как хотели. Но главное — мы были нужны, наше творчество было востребовано, оно было популярно… Нашим девизом стало: «Правда и только правда в искусстве». Всё было подчинено этому. Мы стремились освежить и обновить художественную форму произведения, найти свою идею, отразить жизнь так, как она есть, без прикрас. Это ответственность перед обществом, перед людьми у нас проявлялась обострённо. Врагом нашего искусства была лакировка, фальшь, неправда, наслоения которых были в искусстве перед шестидесятыми годами. Та жизнь, которая явилась перед нами как художниками, была более суровой, чем её хотели видеть власти, потому нас назвали художниками «сурового стиля». «Смысл моего творчества, — говорит Виктор Иванович, — не в отстаивании той личной свободы, которую сейчас объявили приоритетной над всем и вся, а в том, чтобы выразить духовно-нравственные устремления народа. А без этого искусство — пустяк. Я изображаю только то, что хорошо знаю. Ищу положительное в людях». Лично для меня важны такие слова художника: «Самое важное сейчас – не потерять представления о добре и зле, которые свойственны русскому народу. Это поможет найти путь к оздоровлению. Вера и цель – важнейшие ориентиры в нашей жизни. Смысл жизни приобретает огромное значение, когда есть согласие с самим собою и бесстрашие перед подлостью и предательством».
Произведения В.И.Иванова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Галереи Уффици (Флоренция), Казахской государственной художественной галерее (Алма-Аты), Киевском музее русского искусства, Национальном музее Таджикистана (Душанбе) и ещё более чем в 20 крупных региональных музеях нашей страны.