Соколов Николай Александрович (1903-2000)
Народный художник СССР (1958), действительный член АХ СССР (с 1947), Герой Социалистического Труда (с 1973), лауреат Государственных премий СССР (1942, 1947, 1949. 1950, 1951, 1975), Ленинской премии (1965) и Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина, участник художественной группы "Кукрыниксы".
Родился 21 июля 1903 года, в селе Царицыно, был самым старшим ребёнком в семье. Семья рано лишилась поддержки отца, Николай Александрович начал работать с 14 лет. В 1920 году после пожара семейство Соколовых переехало в Рыбинск на родину матери, где Николай Соколов, работая конторщиком в Управлении Водного транспорта, окончил школу второй ступени. Одновременно занимался в изостудии Пролеткульта, получил первые профессиональные навыки в рисунке и живописи.
В 1923 году Николай Соколов по путевке уехал в Москву для поступления на полиграфический факультет ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Учился во ВХУТЕМАСе – ВХУТЕИНе по 1929 г. в Москве у Купреянова Н.Н., Львова П.И. и Митурича П.В. Во время учёбы Николай Александрович познакомился и сдружился художниками Куприяновым М.В. и Крыловым П.Н., втроём они образовали творческий коллектив "Кукрыниксы", название которого было сложено из имён и фамилий художников.
Известность творческой группе и художникам принесли многочисленные шаржи, карикатуры и книжные иллюстрации, созданные в характерном стиле. С 1933 года Кукрыниксы стали постоянно художниками газеты "Правда", а затем и журнала "Крокодил". В годы Великой Отечественной войны наряду с карикатурами выпустили ряд плакатов (среди них – самый первый после нападения Германии плакат “Беспощадно разгромим и уничтожим врага!”, июнь 1941 – с карикатурой на Гитлера) и сатирических “Окон ТАСС”, были приглашены запечатлеть подписание акта о капитуляции Германии и присутствовали на Нюрнбергском процессе в качестве корреспондентов газеты “Правда”. В станковой живописи Кукрыниксы также ставили перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приёмы своей сатирической графики. Они обращаются к историческим сюжетам, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны. Н.А.Соколов самостоятельно работал в жанре пейзажа, портрета, натюрморта, развивая традиции русского реалистического искусства. В годы войны выезжал в прифронтовые области, ездил по местам боев и уж после войны, известна его серия «Дунай» 1946 г.
Работы художника представлены в ГРМ, ГТГ, Рыбинском музее-заповеднике и многих других художественных собраниях России, Украины, стран СНГ.
Родился 21 июля 1903 года, в селе Царицыно, был самым старшим ребёнком в семье. Семья рано лишилась поддержки отца, Николай Александрович начал работать с 14 лет. В 1920 году после пожара семейство Соколовых переехало в Рыбинск на родину матери, где Николай Соколов, работая конторщиком в Управлении Водного транспорта, окончил школу второй ступени. Одновременно занимался в изостудии Пролеткульта, получил первые профессиональные навыки в рисунке и живописи.
В 1923 году Николай Соколов по путевке уехал в Москву для поступления на полиграфический факультет ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Учился во ВХУТЕМАСе – ВХУТЕИНе по 1929 г. в Москве у Купреянова Н.Н., Львова П.И. и Митурича П.В. Во время учёбы Николай Александрович познакомился и сдружился художниками Куприяновым М.В. и Крыловым П.Н., втроём они образовали творческий коллектив "Кукрыниксы", название которого было сложено из имён и фамилий художников.
Известность творческой группе и художникам принесли многочисленные шаржи, карикатуры и книжные иллюстрации, созданные в характерном стиле. С 1933 года Кукрыниксы стали постоянно художниками газеты "Правда", а затем и журнала "Крокодил". В годы Великой Отечественной войны наряду с карикатурами выпустили ряд плакатов (среди них – самый первый после нападения Германии плакат “Беспощадно разгромим и уничтожим врага!”, июнь 1941 – с карикатурой на Гитлера) и сатирических “Окон ТАСС”, были приглашены запечатлеть подписание акта о капитуляции Германии и присутствовали на Нюрнбергском процессе в качестве корреспондентов газеты “Правда”. В станковой живописи Кукрыниксы также ставили перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приёмы своей сатирической графики. Они обращаются к историческим сюжетам, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны. Н.А.Соколов самостоятельно работал в жанре пейзажа, портрета, натюрморта, развивая традиции русского реалистического искусства. В годы войны выезжал в прифронтовые области, ездил по местам боев и уж после войны, известна его серия «Дунай» 1946 г.
Работы художника представлены в ГРМ, ГТГ, Рыбинском музее-заповеднике и многих других художественных собраниях России, Украины, стран СНГ.