Соколов Илья Алексеевич (1890–1968)
Народный художник РСФСР (1963), член-корреспондент АХ СССР (1954).
Родился 7 (19) июля (по другим данным 31 июня) 1890 в с. Фили близ Москвы в семье крестьянина, работавшего в Москве письмоносцем. С семи лет учился в общеобразовательном училище при духовной семинарии, по праздничным дням посещал рисовальную школу на Долгоруковской улице. Рисование захватило его, и все его устремления были связаны с овладением профессией художника. Не имея средств для обучения в художественном училище, с 1902 г. шесть лет был учеником в иконописной мастерской Г.Д. Почётного. Еще два года учился живописи в Москве в частной школе живописи художника А.П. Большакова. С особым упорством овладевает навыками натурного письма. В 1911 году был призван на действительную военную службу и направлен в крепость Осовец рядовым на должность декоратора гарнизонного театра. Там же в Осовце служил художник Эмиль Ланэ, ученик Коринта, который во многом способствовал развитию Ильи Соколова, как художника графика. Первая мировая застала Илью Алексеевича на службе. Не смотря на не строевую должность участвовал в боях на Мазурских болотах в Восточной Пруссии (9 — 14 сентября 1914 года), где попал в плен к немцам. Пытался бежать, за что был посажен в тюрьму, где помогли выжить его художественные способности. В плену приходилось работать в шахте и в сельском хозяйстве. В 1918 году был освобожден в результате обмена пленными и возвратился в Москву. В 1919 г. был приглашён в московский Пролеткульт, где работал помощником С. М. Колесникова в его живописной мастерской. В том же году под влиянием В. Д. Фалилеева, впервые выполнил работу в технике гравюры на линолеуме. Одна из первых гравюр художника «В огороде» приобретена гравюрным кабинетом Румянцевского музея. В графической мастерской Пролеткульта создает серию линогравюр «Германский плен» (1919). Перейдя в графическую мастерскую Фалилеева, занимался в ней, став сначала ассистентом Фалилеева, а затем, в 1921 году, после его ухода, возглавив мастерскую. Выставочная деятельность началась в 1920 году с участия во 2-ой художественной выставке в городе Советск Вятской губернии. Участвовал в выставках «Мира искусства» (1921), АХРР (1924), общества «Жар-цвет» (1924 – 1926). В 1922 году официально ушёл из Пролеткульта, не приняв формалистский подход к искусству, преобладавший в нем. В двадцатые годы художник работает по договорам для Товарищества «Советский график», издательства «Изогиз», Комбината графических искусств. В основном работает в технике линогравюры, углубляясь в сюжеты труда, домашнего быта и семьи. Наиболее известны гравюры «Примерка платья» (1923), «Гладильщица» (обе 1923), «Прачка» (1925), «Туалет», «Кружевница» (обе 1926), «Прокатный цех завода «Серп и молот» (1926). С 1924 по 1929 г. состоял в Ассоциации художников революционной России (АХРР). В тридцатые годы Соколов продолжает работать над индустриальной темой. Совершает поездки на Урал (1930), в Сибирь (1930), в Феодосию (1933), Таганрог (1934), в Донбасс (1936). По результатам поездок были написаны гуаши и созданы гравюры, отражающие размах социалистического строительства. Во второй половине тридцатых годов большое место в творчестве Соколова занимает портретный жанр. Он создает портреты рабочих, исполняет эстампные портреты руководителей партии и государства – В.И. Ленина (1938), И.В. Сталина (1938), К.Е. Ворошилова (все 1938), писателя А.М. Горького (1939). В 1937 г. выполнил первую большую пейзажную гравюру «Осень. Кузьминки», которая положила начало серии подмосковных пейзажей художника. Великая Отечественная война застала художника в Москве, военные образы которой он отражает в своем творчестве. В 1942 – 1944 г. создал цикл линогравюр «Москва в 1942 году». Работы художника были представлены на Всесоюзной выставке «Героический фронт и тыл», проходившей в Москве в Третьяковской галерее с 8 ноября 1943 г. до 19 сентября 1944 г. В 1944 году выполнил серию гравюр, объединенных под названием «Что разрушил враг». Основными объектами гравюр стали архитектурные и скульптурные шедевры пригородов Ленинграда. В послевоенный период продолжил работу с графикой на индустриальные темы, много места в его творчестве занимала тема жизни и творчества А.М. Горького. В 1951 году получил Сталинскую премию третьей степени за серию цветных линогравюр на темы социалистического труда и серию акварелей «Музей детства А.М. Горького» (1949). В 1954 г. избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В 1955 г. присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В 1963 г. присвоено звание «Народный художник РСФСР». Участвовал во многих крупных выставках, в том числе и юбилейных и зарубежных: в Германии (Берлин. 1923), Великобритании (Лондон. 1934, 1938), США (Чикаго. 1935, Нью-Йорк. 1959), Болгарии (София. 1936), Китай (1936, 1958), Польша (Варшава. 1946), Бельгия (Брюссель. 1958). Персональные выставки проводились в Ленинграде (1926 - Государственный Русский музей), в Москве (1929 - Музей изящных искусств, 1940, 1944, 1950), в Казани (1929 - Музей татарской АССР), в Таганроге (1935 - Государственный музей), в Харькове (1938 - Украинская картинная галерея), в Горьком (1950 - Горьковский государственный художественный музей). Скончался 8 февраля 1968 г. в Москве.
Произведения художника находятся в собраниях ГРМ, ГТГ, ГИМ в Москве, Центральном музее Вооруженных сил России, Музее современной истории России, Чувашском государственном художественном музее (Чебоксары), Таганрогском художественном музее, в Красноармейской картинной галерее, во многих других музеях России.