Скок Владислав Антонович (1922 - 2012)
Заслуженный художник РФ (1996).
Родился 13.10.1922 г. в Мытищах Московской области. Как гласит семейное предание он был крещён в храме Владимирской иконы Божией матери, а его крестной была праправнучка Пушкина Воронцова-Вельяминова. Его мама Лариса Адамовна Кучис — наполовину литовка (её отец был родом из Ковно, нынешнего Каунаса), наполовину русская, была подвижницей в делах милосердия, помогала великой княгине Елизавете Федоровне, была основательницей одного из первых детских домов в России. Отец художника Антон Антонович Скок был потомком переселенцев из Швеции, часть которых осела в Белорусии. До революции Антон Антонович был инспектором белорусских народных училищ. Совместная жизнь у родителей Владислава Антоновича расстроилась вскоре после рождения сына, и они расстались. Владислав начал рисовать раннего детства. Мать заметила тягу сына к живописи и отдала его учиться в московскую детскую художественную школу, которая располагалась около планетария. С пятого класса Владик четыре раза в неделю самостоятельно ездил в столицу. Перед войной в Москве на Каляевской улице открылась средняя художественная школа при художественном училище им. В. Сурикова, и директор школы, в которой учился Владик, стала там завучем. С собой она взяла трёх лучших учеников. Среди них был и Владислав Скок. При том, что и он прошел жесточайший отбор, чтобы стать учеником школы. В приемной комиссии участвовали заслуженный деятель искусств Юон, известные художники Шегаль, Ватагин, Каневский. Однако, война и достижение призывного возраста не дали закончить школу. Владислава Антоновича призвали в сентябре 1941 года. Перед отправкой на фронт военком сказал: «Ты — художник. Поедешь в Иркутское военно-топографическое училище». И Скок поехал в Иркутск. И что интересно, училище размещалось в здании бывшего юнкерского училища, в котором во время первой Мировой войны учился его отец. Служить Владиславу довелось в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Много раз подавал рапорт об отправке на фронт. Трижды, в самые критические моменты Великой Отечественной войны часть Скока снимали с позиций и отправляли на Западный фронт, и столько же раз возвращали обратно в Маньчжурский укрепрайон. Пока солдаты через всю страну ехали на фронт, фронт откатывался дальше на запад. Сначала немцев разгромили под Москвой, потом под Сталинградом, а потом и под Курском. Но повоевать Владиславу все-таки пришлось. Война с Японией была недолгой, но крайне жестокой, бои — короткими, но тяжелыми. Верные клятве, японские солдаты сражались отчаянно. В боях под Хайларом дивизия, в которой служил Скок, потеряла до 70 процентов личного состава. Награжден орденом «Великой Отечественной войны II степени» (1985), медалью «За победу над Японией» (1946), юбилейными медалями. Делал Владислав Антонович и фронтовые зарисовки, большинство - в походных условиях. На них запечатлены пленные японцы, раненые и смертники, но еще больше — китайские пейзажи, пагоды, розы, кусок совершенно иной цивилизации. После войны не стал продолжать систематическое образование. Посещал курсы для художников-участников войны. Свою творческую карьеру начинал как художник-реалист. Член Союза художников СССР (1963). Совершал творческие поездки, в результате чего создал серии о Средней Азии, Алтае, Туве, Русском Севере и о средней полосе России, в которых отобразил быт народа, древнюю архитектуру, новостройки и пейзажи. В творчестве художника большое место занимают композиционные и цветовые эксперименты. В 1960-х его живопись меняется, художник много экспериментирует с цветом, внимательно изучает живопись французских импрессионистов и представителей русского авангарда начала XX в. В результате его реалистическая манера обогащается новым пониманием колорита, постановкой более сложных композиционных задач. «Если картина тематическая, если ты пишешь людей, создаешь сложную композицию, то появляется рассказ. Мне кажется, зрителю важен рассказ. Наверное, зритель должен быть подготовлен для восприятия моих картин. Дело в том, что я пишу не академически, а свободно. Моя живопись — живое эмоциональное восприятие того, что изображаю. Это не всегда бывает понятно». Избирался членом бюро творческой группы химкинских художников, членом правления фонда, членом художественных советов в КХР. Почетный гражданин г. Мытищи.
Участник выставок: республиканские художественные выставки (1951, 1953, 1957), зональная выставка «Центр. Северные области» (1969), зональная выставка произведений художников центральных областей России (1974), зональные выставки «Подмосковье» (1980, 1984,1990), всероссийская выставка «Защитникам Отечества посвящается» к 50-летию Победы в ВОВ (1995), областная юбилейная выставка «50 лет МООСХ» (1996), выставки произведений советских и чешских художников в Праге (Чехословакия, 1975), международная выставка произведений немецких, польских, болгарских, чешских художников и художников Подмосковья, посвященная 60-летию Великой Октябрьской Социалистической Революции в Праге (Чехословакия, 1977), групповые выставки произведений художников в Люксембурге (1991), в городе Енкель (Германия, 1992). Персональные выставки: в историко-художественном музее города Мытищи, 1978, 1988, 1995, 1997, 1998, 1999, 2000), в Москве в выставочном зале МООСХ (1982), в выставочном зале КХР (Химки 1996), в Картинной галерее Красноармейска Картинной галерее Красноармейска (1997 и 2004).
Работы находятся в музее-усадьбе «Ясная Поляна», в Мытищинской картинной галерее, в Картинной галерее Красноармейска, Серпуховской картинной галерее, в Архангельском художественном музее, в историко-художественных музеях Мытищ, Зарайска, Переславль-Залесского, в галерее Бернара Замарона (Люксембург), очень много работ было вывезено за границу РФ.
Родился 13.10.1922 г. в Мытищах Московской области. Как гласит семейное предание он был крещён в храме Владимирской иконы Божией матери, а его крестной была праправнучка Пушкина Воронцова-Вельяминова. Его мама Лариса Адамовна Кучис — наполовину литовка (её отец был родом из Ковно, нынешнего Каунаса), наполовину русская, была подвижницей в делах милосердия, помогала великой княгине Елизавете Федоровне, была основательницей одного из первых детских домов в России. Отец художника Антон Антонович Скок был потомком переселенцев из Швеции, часть которых осела в Белорусии. До революции Антон Антонович был инспектором белорусских народных училищ. Совместная жизнь у родителей Владислава Антоновича расстроилась вскоре после рождения сына, и они расстались. Владислав начал рисовать раннего детства. Мать заметила тягу сына к живописи и отдала его учиться в московскую детскую художественную школу, которая располагалась около планетария. С пятого класса Владик четыре раза в неделю самостоятельно ездил в столицу. Перед войной в Москве на Каляевской улице открылась средняя художественная школа при художественном училище им. В. Сурикова, и директор школы, в которой учился Владик, стала там завучем. С собой она взяла трёх лучших учеников. Среди них был и Владислав Скок. При том, что и он прошел жесточайший отбор, чтобы стать учеником школы. В приемной комиссии участвовали заслуженный деятель искусств Юон, известные художники Шегаль, Ватагин, Каневский. Однако, война и достижение призывного возраста не дали закончить школу. Владислава Антоновича призвали в сентябре 1941 года. Перед отправкой на фронт военком сказал: «Ты — художник. Поедешь в Иркутское военно-топографическое училище». И Скок поехал в Иркутск. И что интересно, училище размещалось в здании бывшего юнкерского училища, в котором во время первой Мировой войны учился его отец. Служить Владиславу довелось в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Много раз подавал рапорт об отправке на фронт. Трижды, в самые критические моменты Великой Отечественной войны часть Скока снимали с позиций и отправляли на Западный фронт, и столько же раз возвращали обратно в Маньчжурский укрепрайон. Пока солдаты через всю страну ехали на фронт, фронт откатывался дальше на запад. Сначала немцев разгромили под Москвой, потом под Сталинградом, а потом и под Курском. Но повоевать Владиславу все-таки пришлось. Война с Японией была недолгой, но крайне жестокой, бои — короткими, но тяжелыми. Верные клятве, японские солдаты сражались отчаянно. В боях под Хайларом дивизия, в которой служил Скок, потеряла до 70 процентов личного состава. Награжден орденом «Великой Отечественной войны II степени» (1985), медалью «За победу над Японией» (1946), юбилейными медалями. Делал Владислав Антонович и фронтовые зарисовки, большинство - в походных условиях. На них запечатлены пленные японцы, раненые и смертники, но еще больше — китайские пейзажи, пагоды, розы, кусок совершенно иной цивилизации. После войны не стал продолжать систематическое образование. Посещал курсы для художников-участников войны. Свою творческую карьеру начинал как художник-реалист. Член Союза художников СССР (1963). Совершал творческие поездки, в результате чего создал серии о Средней Азии, Алтае, Туве, Русском Севере и о средней полосе России, в которых отобразил быт народа, древнюю архитектуру, новостройки и пейзажи. В творчестве художника большое место занимают композиционные и цветовые эксперименты. В 1960-х его живопись меняется, художник много экспериментирует с цветом, внимательно изучает живопись французских импрессионистов и представителей русского авангарда начала XX в. В результате его реалистическая манера обогащается новым пониманием колорита, постановкой более сложных композиционных задач. «Если картина тематическая, если ты пишешь людей, создаешь сложную композицию, то появляется рассказ. Мне кажется, зрителю важен рассказ. Наверное, зритель должен быть подготовлен для восприятия моих картин. Дело в том, что я пишу не академически, а свободно. Моя живопись — живое эмоциональное восприятие того, что изображаю. Это не всегда бывает понятно». Избирался членом бюро творческой группы химкинских художников, членом правления фонда, членом художественных советов в КХР. Почетный гражданин г. Мытищи.
Участник выставок: республиканские художественные выставки (1951, 1953, 1957), зональная выставка «Центр. Северные области» (1969), зональная выставка произведений художников центральных областей России (1974), зональные выставки «Подмосковье» (1980, 1984,1990), всероссийская выставка «Защитникам Отечества посвящается» к 50-летию Победы в ВОВ (1995), областная юбилейная выставка «50 лет МООСХ» (1996), выставки произведений советских и чешских художников в Праге (Чехословакия, 1975), международная выставка произведений немецких, польских, болгарских, чешских художников и художников Подмосковья, посвященная 60-летию Великой Октябрьской Социалистической Революции в Праге (Чехословакия, 1977), групповые выставки произведений художников в Люксембурге (1991), в городе Енкель (Германия, 1992). Персональные выставки: в историко-художественном музее города Мытищи, 1978, 1988, 1995, 1997, 1998, 1999, 2000), в Москве в выставочном зале МООСХ (1982), в выставочном зале КХР (Химки 1996), в Картинной галерее Красноармейска Картинной галерее Красноармейска (1997 и 2004).
Работы находятся в музее-усадьбе «Ясная Поляна», в Мытищинской картинной галерее, в Картинной галерее Красноармейска, Серпуховской картинной галерее, в Архангельском художественном музее, в историко-художественных музеях Мытищ, Зарайска, Переславль-Залесского, в галерее Бернара Замарона (Люксембург), очень много работ было вывезено за границу РФ.