Щербаков Борис Валентинович (1916 - 1995)
Народный художник СССР (1986). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952). Член-корреспондент АХ СССР (1973), член-корреспондент РАХ (1992).
Родился 7 апреля (25 марта по ст. стилю) 1916 года в Петрограде в семье художника. Отец, Валентин Семенович, учился у И. Е. Репина и окончил Академию художеств в 1909 году по мастерской Ф.А. Рубо, «за отличны познания в живописи и научных предметах удостоен звания художника». В дальнейшем был удостоен звания профессора живописи. В 1918 году семья переехала из Петрограда на родину в Казань, где отец вынужден был согласиться на работу художника в театре, чтобы прокормить семью в сложные и голодные революционные годы. Малолетний сын вместо игрушек видит холсты, кисти, краски и с удовольствием начинает рисовать. Отец в шутку отдает рисунки четырехлетнего сына на выставку футуристов и... их принимают. Так начинается «творческая биография» Бориса Щербакова. Вскоре семья возвращается в Петроград. Любовь сына к рисованию выражается в стремлении ребенка подражать отцу, в шесть-восемь лет он расписывает декоративные тарелки, отец в это время работает на Ленинградском фарфоровом заводе (работы отца сейчас находятся в собрани Эрмитажа). Явные способности мальчика побуждают Валентина Семеновича заняться художественным образованием сына, его друзья-художники с удовольствием ему помогают. Тринадцатилетний Борис с наслаждением ходит на этюды с другом отца А. А. Рыловым. В 1933 году Б. В. Щербаков становится студентом Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. Руководил Академией в то время замечательный художник, один из талантливейших учеников И. Е. Репина И. И. Бродский. Это было время перестройки высшей художественной школы на реалистической основе, с использованием знаний, опыта и традиций мирового реалистического искусства, время утверждения искусства социалистического реализма. Молодежь стремилась к овладению высоким уровнем профессиональных знаний, с удовольствием училась на произведениях старых мастеров. В. Н. Яковлев, В. Е. Савинский, И. И. Бродский – учителя, чей авторитет был необычайно высок для Б.В. Щербакова. В 1939 году Б.Щербаков закончил Академию художеств с дипломной картиной «Редакция газеты «Правда", год 1917-й», которая экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке в Москве. В Академии Борис познакомился с Алексеем Грицаем, знакомство это переросло в многолетнюю дружбу.. Великая Отечественная война круто изменила жизнь и судьбы миллионов людей, не была исключением и жизнь Бориса Щербакова. Он был призван на службу в первые дни войны. Прошел обучение на краткосрочных офицерских курсах, изучая военно-инженерное дело, приобрел профессию сапера. 16 октября 1941 г. он в звании сл. лейтенанта был, став командиром саперного взвода, участвовал в подготовке обороны Москвы перед гитлеровским наступлением осенью 1941 года. В январе 1942 года он был откомандирован в Казань в инженерную бригаду. Затем был вызван в Москву в распоряжение начальника инженерных войск. На Щербакова были возложены обязанности военного художника. Он был на Западном, Прибалтийском и Ленинградском фронтах. Рисовал для фронтовых газет портреты героев, солдат и офицеров. Выезжая на места наиболее ожесточенных сражений, он пишет прямо на передовой портреты героев, только что вернувшихся из атаки. Порой приходилось работать в условиях обстрелов и бомбежек. Художник побывал в блокированном Ленинграде в 1942 году, откуда вывез свою супругу Щербакову (Сорокину) Зою Анатольевну с ее матерью. В Ленинграде остались его родители и старшая сестра. Участвовал в освобождении Таллина и Тарту. Все приходилось делать - и минные поля обезвреживать, и делать "проходы" в передовой полосе вражеских укреплений для наступающих частей Красной армии. Доводилось создавать макеты танков и другой военной техники для отвлечения авиации и артиллерии противника. И в этой не6езопасной повседневной работе лейтенант Щербаков использовал малейшую возможность, чтобы запечатлеть наиболее памятные события. Воин-художник сделал на фронте более сотни рисунков, многие из которых отличает продуманность замысла, неординарность композиционного построения, пластически-образная цельность выражения. Таковы: "Переправа", "Танки на исходной позиции", "Немецкие каски. Западный фронт. 1942 год", "После бегства", "Боевое донесение" (1943), "Ревель" (1944), серия волнующих, полных психологической выразительности портретов солдат и офицеров. Многие из фронтовых портретов легли в основу картины "Групповой портрет Героев Советского Союза" - воинов инженерных войск" (1944-48). В 1948 году картина и экспонировалась на выставке «XXX лет Советских Вооруженных Сил». После демобилизации в 1948 г. художник остался в Москве. Художник активно путешествовал по стране, кроме пейзажей, писал жанровые этюды из жизни колхозов и промышленных предприятий. В 1947 году он вместе с художником Грицаем А.М.Щербаковым совершает поездку на Урал, в том числе, посетил Уралмаш. Художник продолжал также углубленно работать над портретами. Увлечение О. А. Кипренским явно прослеживалось в автопортретах 1946-1948 годов и в портрете жены 1949 года. Пятидесятые годы ознаменованы в творчестве Бориса Валентиновича созданием обширной галереи портретных образов ученых, писателей, артистов. За серию портретов ученых и участие в написании картины «Заседание президиума Академии наук СССР» (Коллектив авторов под руководством В.П.Ефанова. Участвовали также А.М. Грицай, Л.С. Котляров, К.М. Максимов, Б.В. Ставицкий, П.Ф. Судаков. Находится в Русском музее) Б. В. Щербакову в 1952 году была присуждена Государственная премия СССР. В то же время он создает большое полотно на историко-революционную тему «Кончилось ваше время!» (1952) на революционную тему. Одновременно художник работал в области натюрморта в духе «малых голландцев», чье искусство, техника и мастерство не переставали вдохновлять живописца. В 1956 году по решению Советского правительства Борис Валентинович с группой художников направляется в ГДР для создания копий с возвращенных нами шедевров дрезденской Картинной галереи. Требовалось выполнять копии, повторяя сам процесс работы в технике старых мастеров. А это Рубенс, Мантенья, Рембрандт, Веласкес, Хальс... Художник с огромным увлечением принимается за работу. Ведь это необыкновенная возможность пройти путь великих живописцев шаг за шагом, познать «кухню» творчества мастеров прошлого. Борис Валентинович прекрасно справился с поставленной перед ним задачей. Помимо работы над копиями художник пишет с натуры уголки старой Германии: Веймар, связанный с жизнью Гёте н Шиллера, крепостные башни Вартбурга, руины Дрездена. Итогом поездки явилась первая персональная выставка «Города и люди ГДР», которая экспонировалась в 1958 году сначала в Дрездене, а затем в Москве. Неизгладимое страшное впечатление произвела на художника поездка в Бухенвальд. И зловещая надпись на воротах «Каждому свое», и, казалось, еще не остывшие печи, где сжигали тысячи ни в чем не повинных людей, приводили в содрогание его душу. В Бухенвальде он сделал несколько рисунков и этюдов. Вернувшись на родину, в 1961 году он пишет картину «Пепел Бухенвальда». В 1965 году художник создает еще одно произведение о войне - «Непобедимый рядовой», основанное на впечатлениях военного времени. В шестидесятые годы художник пишет портреты, пейзажные серии, тематические картины. Отправившись по следам ссыльного А. С. Пушкина, художник проникся очарованием природы Молдавии н проработал там целых три года, создав цикл пейзажей, показанных на его персональной выставке в Кишиневе в 1970 году. В течение многих лет вдохновляет Бориса Валентиновича природа родного Подмосковья. Помимо лирических полотен, передающих красоту и поэзию родной природы, Б. В. Щербаков является автором целого ряда больших эпических пейзажей - картин, прославляющих широту и величие русской земли. Одной из первых работ этого цикла является картина «Широка страна моя родная», написанная в 1951 году. Она была подарена советским правительством Индире Ганди и находится в настоящее время в Национальном музее Индии. Еще один цикл произведений Б. В. Щербакова связан с Волгой. Наиболее полно удалось передать бескрайность волжских просторов в картине «Течет река Волга» (1970) - впервые показанной на выставке, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина в Париже в 1970 году. В 1970-1980-е годы художник много трудится над тематической картиной из истории Родины. Он продолжает работать над полотном «Суд народный», задуманным еще до Великой Отечественной войны, пишет картину «Встреча В. И. Ленина с А. М. Горьким 20 октября 1920 года» (1970), воспевает величавую простоту и строгость древнерусской архитектуры в цикле работ «Ростов Великий». Более двадцати лет своей жизни посвятил Б. В.Щербаков работе над пейзажами, связанными с памятными литературными местами России. И это не случайно: художник знает и любит классическую литературу, классическую музыку, особенно Бетховена, увлекается поэзией, сам пишет стихи. За двадцать лет им было написано более трехсот полотен. Художник увлеченно работал в Пушкиногорье (Пушкинский цикл), Спасском-Лутовинове (Тургеневский цикл), Ясной Поляне (Яснополянский цикл), Тарханах и Пятигорске (Лермонтовский цикл), Таганроге (Чеховский цикл), также серия работ была посвящена Шолохову. С начала семидесятых до середины восьмидесятых годов прошло несколько международных и персональных выставок: четыре в Японии, одна в США (Нью-Йорк и другие города), в странах «восточного блока» (ГДР, Венгрия, Чехословакия). В 1982 году в Москве было показано 130 работ художника.
Скончался Борис Валентинович 25 июля (по другим источника 24 июля) 1995 года в Москве.
Картины художника хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Государственном историческом музее, Государственном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Ростовском областном музее изобразительных искусств, Государственном музее искусств Казахстана имени А. Кастеева, Валуйском историко-художественном музее, Белгородском художественный музей, Чувашском государственном художественном музее, Одесском художественном музее, Новокузнецком художественном музее, Сочинском музее изобразительных искусств, Орловском объединенном государственном литературном музее И.С. Тургенева и в Орловском музее изобразительных искусств, Всероссийском музее А.С. Пушкина (СПБ), Национальном музее Таджикистана, Херсонском художественном музее, Тверской областной картинной галерее, Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Государственном центральном театральном музее им А.А.Бахрушина, Научно-исследовательском музей Академии Художеств России (СПБ), Государственном музее искусств Узбекистана (Ташкент), Донецком художественном музее, Национальный художественный музей Молдавии, Центральный музей ВС России, Псковский историко-архитектурный музей-заповедник, Гос. музей заповедник А.С.Пушкина «Пушкинские горы», Гос. музее А.С.Пушкина (Москва), Гос. музее Л.Н.Толстого (Москва), Музее-усадьбе «Ясная Поляна», в Национальном музее Индии, в дипломатических и в государственных представительствах, в том числе, в Конгрессе США, в Белом Доме.
Родился 7 апреля (25 марта по ст. стилю) 1916 года в Петрограде в семье художника. Отец, Валентин Семенович, учился у И. Е. Репина и окончил Академию художеств в 1909 году по мастерской Ф.А. Рубо, «за отличны познания в живописи и научных предметах удостоен звания художника». В дальнейшем был удостоен звания профессора живописи. В 1918 году семья переехала из Петрограда на родину в Казань, где отец вынужден был согласиться на работу художника в театре, чтобы прокормить семью в сложные и голодные революционные годы. Малолетний сын вместо игрушек видит холсты, кисти, краски и с удовольствием начинает рисовать. Отец в шутку отдает рисунки четырехлетнего сына на выставку футуристов и... их принимают. Так начинается «творческая биография» Бориса Щербакова. Вскоре семья возвращается в Петроград. Любовь сына к рисованию выражается в стремлении ребенка подражать отцу, в шесть-восемь лет он расписывает декоративные тарелки, отец в это время работает на Ленинградском фарфоровом заводе (работы отца сейчас находятся в собрани Эрмитажа). Явные способности мальчика побуждают Валентина Семеновича заняться художественным образованием сына, его друзья-художники с удовольствием ему помогают. Тринадцатилетний Борис с наслаждением ходит на этюды с другом отца А. А. Рыловым. В 1933 году Б. В. Щербаков становится студентом Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. Руководил Академией в то время замечательный художник, один из талантливейших учеников И. Е. Репина И. И. Бродский. Это было время перестройки высшей художественной школы на реалистической основе, с использованием знаний, опыта и традиций мирового реалистического искусства, время утверждения искусства социалистического реализма. Молодежь стремилась к овладению высоким уровнем профессиональных знаний, с удовольствием училась на произведениях старых мастеров. В. Н. Яковлев, В. Е. Савинский, И. И. Бродский – учителя, чей авторитет был необычайно высок для Б.В. Щербакова. В 1939 году Б.Щербаков закончил Академию художеств с дипломной картиной «Редакция газеты «Правда", год 1917-й», которая экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке в Москве. В Академии Борис познакомился с Алексеем Грицаем, знакомство это переросло в многолетнюю дружбу.. Великая Отечественная война круто изменила жизнь и судьбы миллионов людей, не была исключением и жизнь Бориса Щербакова. Он был призван на службу в первые дни войны. Прошел обучение на краткосрочных офицерских курсах, изучая военно-инженерное дело, приобрел профессию сапера. 16 октября 1941 г. он в звании сл. лейтенанта был, став командиром саперного взвода, участвовал в подготовке обороны Москвы перед гитлеровским наступлением осенью 1941 года. В январе 1942 года он был откомандирован в Казань в инженерную бригаду. Затем был вызван в Москву в распоряжение начальника инженерных войск. На Щербакова были возложены обязанности военного художника. Он был на Западном, Прибалтийском и Ленинградском фронтах. Рисовал для фронтовых газет портреты героев, солдат и офицеров. Выезжая на места наиболее ожесточенных сражений, он пишет прямо на передовой портреты героев, только что вернувшихся из атаки. Порой приходилось работать в условиях обстрелов и бомбежек. Художник побывал в блокированном Ленинграде в 1942 году, откуда вывез свою супругу Щербакову (Сорокину) Зою Анатольевну с ее матерью. В Ленинграде остались его родители и старшая сестра. Участвовал в освобождении Таллина и Тарту. Все приходилось делать - и минные поля обезвреживать, и делать "проходы" в передовой полосе вражеских укреплений для наступающих частей Красной армии. Доводилось создавать макеты танков и другой военной техники для отвлечения авиации и артиллерии противника. И в этой не6езопасной повседневной работе лейтенант Щербаков использовал малейшую возможность, чтобы запечатлеть наиболее памятные события. Воин-художник сделал на фронте более сотни рисунков, многие из которых отличает продуманность замысла, неординарность композиционного построения, пластически-образная цельность выражения. Таковы: "Переправа", "Танки на исходной позиции", "Немецкие каски. Западный фронт. 1942 год", "После бегства", "Боевое донесение" (1943), "Ревель" (1944), серия волнующих, полных психологической выразительности портретов солдат и офицеров. Многие из фронтовых портретов легли в основу картины "Групповой портрет Героев Советского Союза" - воинов инженерных войск" (1944-48). В 1948 году картина и экспонировалась на выставке «XXX лет Советских Вооруженных Сил». После демобилизации в 1948 г. художник остался в Москве. Художник активно путешествовал по стране, кроме пейзажей, писал жанровые этюды из жизни колхозов и промышленных предприятий. В 1947 году он вместе с художником Грицаем А.М.Щербаковым совершает поездку на Урал, в том числе, посетил Уралмаш. Художник продолжал также углубленно работать над портретами. Увлечение О. А. Кипренским явно прослеживалось в автопортретах 1946-1948 годов и в портрете жены 1949 года. Пятидесятые годы ознаменованы в творчестве Бориса Валентиновича созданием обширной галереи портретных образов ученых, писателей, артистов. За серию портретов ученых и участие в написании картины «Заседание президиума Академии наук СССР» (Коллектив авторов под руководством В.П.Ефанова. Участвовали также А.М. Грицай, Л.С. Котляров, К.М. Максимов, Б.В. Ставицкий, П.Ф. Судаков. Находится в Русском музее) Б. В. Щербакову в 1952 году была присуждена Государственная премия СССР. В то же время он создает большое полотно на историко-революционную тему «Кончилось ваше время!» (1952) на революционную тему. Одновременно художник работал в области натюрморта в духе «малых голландцев», чье искусство, техника и мастерство не переставали вдохновлять живописца. В 1956 году по решению Советского правительства Борис Валентинович с группой художников направляется в ГДР для создания копий с возвращенных нами шедевров дрезденской Картинной галереи. Требовалось выполнять копии, повторяя сам процесс работы в технике старых мастеров. А это Рубенс, Мантенья, Рембрандт, Веласкес, Хальс... Художник с огромным увлечением принимается за работу. Ведь это необыкновенная возможность пройти путь великих живописцев шаг за шагом, познать «кухню» творчества мастеров прошлого. Борис Валентинович прекрасно справился с поставленной перед ним задачей. Помимо работы над копиями художник пишет с натуры уголки старой Германии: Веймар, связанный с жизнью Гёте н Шиллера, крепостные башни Вартбурга, руины Дрездена. Итогом поездки явилась первая персональная выставка «Города и люди ГДР», которая экспонировалась в 1958 году сначала в Дрездене, а затем в Москве. Неизгладимое страшное впечатление произвела на художника поездка в Бухенвальд. И зловещая надпись на воротах «Каждому свое», и, казалось, еще не остывшие печи, где сжигали тысячи ни в чем не повинных людей, приводили в содрогание его душу. В Бухенвальде он сделал несколько рисунков и этюдов. Вернувшись на родину, в 1961 году он пишет картину «Пепел Бухенвальда». В 1965 году художник создает еще одно произведение о войне - «Непобедимый рядовой», основанное на впечатлениях военного времени. В шестидесятые годы художник пишет портреты, пейзажные серии, тематические картины. Отправившись по следам ссыльного А. С. Пушкина, художник проникся очарованием природы Молдавии н проработал там целых три года, создав цикл пейзажей, показанных на его персональной выставке в Кишиневе в 1970 году. В течение многих лет вдохновляет Бориса Валентиновича природа родного Подмосковья. Помимо лирических полотен, передающих красоту и поэзию родной природы, Б. В. Щербаков является автором целого ряда больших эпических пейзажей - картин, прославляющих широту и величие русской земли. Одной из первых работ этого цикла является картина «Широка страна моя родная», написанная в 1951 году. Она была подарена советским правительством Индире Ганди и находится в настоящее время в Национальном музее Индии. Еще один цикл произведений Б. В. Щербакова связан с Волгой. Наиболее полно удалось передать бескрайность волжских просторов в картине «Течет река Волга» (1970) - впервые показанной на выставке, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина в Париже в 1970 году. В 1970-1980-е годы художник много трудится над тематической картиной из истории Родины. Он продолжает работать над полотном «Суд народный», задуманным еще до Великой Отечественной войны, пишет картину «Встреча В. И. Ленина с А. М. Горьким 20 октября 1920 года» (1970), воспевает величавую простоту и строгость древнерусской архитектуры в цикле работ «Ростов Великий». Более двадцати лет своей жизни посвятил Б. В.Щербаков работе над пейзажами, связанными с памятными литературными местами России. И это не случайно: художник знает и любит классическую литературу, классическую музыку, особенно Бетховена, увлекается поэзией, сам пишет стихи. За двадцать лет им было написано более трехсот полотен. Художник увлеченно работал в Пушкиногорье (Пушкинский цикл), Спасском-Лутовинове (Тургеневский цикл), Ясной Поляне (Яснополянский цикл), Тарханах и Пятигорске (Лермонтовский цикл), Таганроге (Чеховский цикл), также серия работ была посвящена Шолохову. С начала семидесятых до середины восьмидесятых годов прошло несколько международных и персональных выставок: четыре в Японии, одна в США (Нью-Йорк и другие города), в странах «восточного блока» (ГДР, Венгрия, Чехословакия). В 1982 году в Москве было показано 130 работ художника.
Скончался Борис Валентинович 25 июля (по другим источника 24 июля) 1995 года в Москве.
Картины художника хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Государственном историческом музее, Государственном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Ростовском областном музее изобразительных искусств, Государственном музее искусств Казахстана имени А. Кастеева, Валуйском историко-художественном музее, Белгородском художественный музей, Чувашском государственном художественном музее, Одесском художественном музее, Новокузнецком художественном музее, Сочинском музее изобразительных искусств, Орловском объединенном государственном литературном музее И.С. Тургенева и в Орловском музее изобразительных искусств, Всероссийском музее А.С. Пушкина (СПБ), Национальном музее Таджикистана, Херсонском художественном музее, Тверской областной картинной галерее, Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Государственном центральном театральном музее им А.А.Бахрушина, Научно-исследовательском музей Академии Художеств России (СПБ), Государственном музее искусств Узбекистана (Ташкент), Донецком художественном музее, Национальный художественный музей Молдавии, Центральный музей ВС России, Псковский историко-архитектурный музей-заповедник, Гос. музей заповедник А.С.Пушкина «Пушкинские горы», Гос. музее А.С.Пушкина (Москва), Гос. музее Л.Н.Толстого (Москва), Музее-усадьбе «Ясная Поляна», в Национальном музее Индии, в дипломатических и в государственных представительствах, в том числе, в Конгрессе США, в Белом Доме.