Шегаль Григорий Михайлович (1889—1956)
Член-корреспондент Академии художеств СССР (1954).
Родился 25 апреля (7 мая) 1889 года в небольшом городке Козельск Козельского уезда Калужской губернии Российской империи в простой рабочей семье. Рано лишившись родителей, переехал к родственникам, но вынужден был рассчитывать только на себя. Сам художник вспоминает: «Рисовать я любил с раннего детства. Перерисовал все висевшие в доме олеографические портреты. Уже тогда, когда я жил в мальчиках у гравера, ночами, после утомительной дневной работы для хозяина, с увлечением копировал на меди портреты писателей из приложений к Ниве. Свое первое жалование, пять рублей в месяц, когда я из "мальчиков" был возведен в подмастерья, я целиком отдал студенту-репетитору…». Работая подмастерьем в граверной мастерской в Смоленске, он за три года подготовился и сдал экстерном на аттестат зрелости.. В 1912 переехал в Петербург, в 1912–1916 посещал занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, где учился у Н.К.Рериха и А.А.Рылова. В 1917–1918 недолгое время занимался в Петроградских Государственных свободных художественных мастерских у Г.Р.Залемана и И.Я.Билибина. В 1918 уехал в Тулу, где вместе с П.Д.Покаржевским работал в комиссии по сбору и учету национализированных художественных ценностей Тульского края при Тульском отделе народного просвещения с целью формирования Тульского художественно-исторического музея (открылся в 1919 г.). Там же руководил рабочей изостудией Пролеткульта и техникумом. В 1919 году, когда семнадцатилетний Порфирий Крылов и его товарищи решили создать изостудию при Патронном заводе в Туле, именно Шегаля пригласили они стать своим руководителем. В книге Кукрыниксов «Втроем» Порфирий Крылов позднее с большой теплотой вспоминал своего учителя: «Григорий Михайлович Шегаль был всегда бодр, сосредоточен, обладал большим педагогическим даром, был честным и принципиальным художником. Я лично многим обязан Григорию Михайловичу. В течение ряда лет нашего с ним общения он был для меня наглядным примером трудолюбия и любви к живописи». В 1922 переехал в Москву, в 1922–1924 продолжил образование во ВХУТЕМАСе, работал в мастерской А.В. Шевченко. Принимал участие в выставках Общества московских художников «Московские живописцы». В 1924 экспонировал свои работы на выставке «Бубновый валет». С 1926 – член и постоянный экспонент АХРР. Активно занимался агитационно-массовым искусством, сотрудничал с издательством «Молодая Гвардия». В 1929 году начал работать «по контрактам» сначала с ИЗОГИЗом, потом появились другие заказчики. В 1930-е годы Шегаль много ездил по стране, посещая стройки первых пятилеток и оставляя для потомков на холсте и картоне визуальное отражение событий, происходящих на этих грандиозных стройках. Он был в числе тех, кто стоял у истоков, тогда еще нового для нашего изобразительного искусства, жанра — индустриальный пейзаж. География творческих командировок художника в эти годы была необычайно широка. Он побывал в Златоусте и Карабаше, Новокузнецке и Соликамске, Турксибе, через всю Среднюю Азию проехал на Алтай, Крым. В 1937 начал преподавать на факультете живописи в Московском государственном художественном институте, в котором с перерывом (1941-1947) преподавал до 1950 г. В 1940 году Григорий Михайлович Шегаль удостоился звания профессора живописи. Ему была предоставлена персональная творческая мастерская при Академии художеств СССР. Преподавал в МСХШ (1941-1944, 1946). Начало войны художник встретил в столице, но уже осенью 1941 годы был эвакуирован в Среднюю Азию вместе с другими преподавателями и студентами Суриковского института. Однако, вернулся из эвакуации, чтобы быть ближе к родным. Его дочь, Елена, отправилась вместе с художественной школой в эвакуацию летом 1941 г. в с. Воскресенское. К ней приезжал и Шегаль и занимался с ребятами. «Воскресенец» Л.А.Шитов вспоминает: «Лысоватый и седоватый, быстрый в движениях, он казался нам, тогдашним школьникам, невероятно пожилым. Как художник, вызывал восхищение. В Третьяковке на первом этаже, в экспозиции советской живописи, демонстрировался в 1940-х годах великолепный его “Натюрморт с будильником”. Будильник был написан чрезвычайно лихо, несколькими ударами мастихина. Я внимательно изучал эти удалые живописные приемы.
Григорий Михайлович приезжал в Башкирию к своей дочке, писал пейзажные этюды. Мотивы-то родные, нашенские, хорошо знакомые. Писал мастерски, густыми мазками, красиво по краскам. У меня сохранился присланный им в село Воскресенское маленький пригласительный билет на открытие “Отчетной выставки молодых дарований Московской средней художественной школы 17 января 1943 года в 14 часов в зале товарищества “Всекохудожник” на Кузнецком мосту, 11”. В скобках замечу, что первая наша школьная выставка в этом же зале, состоявшаяся в мае- июне 1941 года, именовалась иначе: “Юных дарований”. Повзрослели!.. На обороте пригласительного билета рукой Григория Михайловича произведена приписка: “Будихину, Голубенкову, Пурыгину, Шитову и другим. Где же ваши новые, классные работы, ребята? Или плохи? А я так ждал новых работ, дальнейшего роста! Г.Шегаль. 15.1.43.” Другой «воскресенец» А.П.Ткачев рассказывал: «Разве не удивительно, идя на этюды, вдруг встретить стоящего у мольберта знаменитого Г.М.Шегаля, который пишет разноцветный башкирский базазр с мохнатыми лошадками, розвальнями, товарами!». Помимо плэнерных мастер-классов, ставших для юных москвичей подлинной школой живописного мастерства, Шегаль в Воскресенском проводил лекции-беседы по живописи и литературе, неизменно предваряя их страстным обращением к своим молодым коллегам: «Вы, будущие художники, обязаны быть людьми культурными, образованными, знать и понимать не только изобразительное искусство, но и многое другое. Например, литературу, философию, разные науки. Поэтому, надеюсь, вам небезынтересно будет слушать меня, человека немолодого, повидавшего на своем веку немало, лично имевшего счастье быть знакомым с такими гигантами, как Лев Толстой, Илья Репин, многими выдающимися художниками, писателями, поэтами.»
Для самого Шегаля работа в Воскресенском была новым этапом. Он писал в автобиографии: «Это новое чувство природы, впервые по-настоящему согревшее и возмутившее мой эстетический покой в Воскресенске, оказалось не мимолетным, местным, а вошедшим как внутреннее постижение самого главного в нашем искусстве. И никогда я не работал так самозабвенно, не думая даже о самой живописи, как не думаешь о красоте, когда видишь лицо матери. Какое есть, оно прекраснее всего на свете».
Весной 1943 года школа вернулась в Москву. Шегаль продолжал принимать участие и в её жизни, и в художественной жизни воюющей страны. Уже через 10 дней после освобождения Смоленска (02.10.1943 г.) Шегаль был там. Оттуда он привез горячие, живые зарисовки города, истерзанного врагом -с разрушенными улицами, домами, вокзалами нашими героическими советскими людьми, возвращающимися к своим разоренные родным очагам. Он зарисовал изъезженные им фронтовые дороги, по которым наша армия победно гнала разбитых немцев. После войны он начал преподавать на художественном факультете ВГИКа, где работал до своей кончины. Лучшие из подмосковного цикла пейзажей лирические—зимки и ранняя весна —написаны в Раеве (1944—48 гг.). С упоением и страстью писал Шегаль и Волгу в Юрьевце летом в 1948 г. Обобщая свой профессиональный опыт, профессор Григорий Шегаль опубликовал целый ряд статей по искусству, а также подготовил фундаментальную монографию «Колорит в живописи», которая вышла уже после его смерти (Москва, 1957).
Скончался художник 6 июня 1956 года в Москве.
Картины Г.М.Шегаля находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Киевском музее русского искусства, Тульском музее изобразительных искусств, Пермской художественной галерее, Белгородском художественном музее, Калужском Музее изобразительных искусств, Смоленском государственном музее-заповеднике, Национальном музее «Киевская картинная галерея», Дальневосточном художественном музее (Хабаровск), Волгоградском музее изобразительных искусств имени И.М. Машкова, Тверской областной картинной галерее, Вологодской картинной галерее, Химкинской картинной галереи имени С.Н.Горшина, Ивановском областном художественном музее, Новокузнецком художественном музее, в других музеях России.