Рыбченков Борис Федорович (1899-1994).
Народный художник РФ (1991 г.)
Родился 6 августа 1899 года в Смоленске в семье мастера-пряничника. В 1915–1918 гг. учился в Киевском художественном училище у А.А. Крюгер-Праховой, Н.И. Струнникова и М.Я. Козыка. Весной 1918 года, после закрытия училища Державной Радой Украины, вернулся в Смоленск, где продолжил образование в Археологическом институте. Состоявшееся в Смоленске знакомство с Казимиром Малевичем и краткое увлечение супрематизмом подвигло Рыбченкова продолжить свое художественное образование. В 1918 вместе с другими художниками участвовал в праздничном оформлении Смоленска к первой годовщине Октября. Впервые экспонировал свои работы на 2-й выставке Смоленского общества художников в 1919 г. В 1919 году преподавал в студии Пролеткульта в Смоленске вместе с В.Штранихом и Н.Яблонским. Во время Гражданской войны работал в «Окнах сатиры РОСТА» Реввоенсовета Западного фронта, занимался оформлением агитпоездов. Оттуда был направлен в Петроград в Государственные свободные художественные мастерские (ВХУТЕМАС). В 1920-1921 гг. учился у преподавателей Н.И. Альтмана и А.Т. Матвеева. Болезнь легких заставила навсегда расстаться с Петроградом и Академией. В августе 1921 г. он переезжает в Москву и по конкурсу был принят на живописный факультет ВХУТЕМАСа, где преподавали известные художники-авангардисты Л.С. Попова, А.Д. Древин и А. В. Шевченко. В 1925 г. заканчивает институт и начинает преподавать в школе рисование и черчение. Участвует в выставках в СССР и за границей, в том числе во всех выставках группы «Тринадцать». В 1927 г. создал вместе с Ч.К. Стефанским литературно-художественный рукописный альманах «Бедлам».
В конце 1920-х – первой половине 1930-х годов Б.Ф. Рыбченков участвовал в многочисленных выставках, в том числе и за границей. Его некоторые работы осели в частных коллекциях в Голландии и Великобритании. В 1929 году совершил поездку от группы «Тринадцать» на Украину в Коммуну им. XV партсъезда (серия картин «На Украине. Колхоз им. XV партсъезда»). Затем поездка в «Коммуну им. Карла Маркса» («Рубка подсолнуха», 1930) , показанная на выставке командированных Наркомпросом в 1930 году в Москве.
«Рыбченков прошел через весь энтузиазм утонченного формализма, погружался во все тонкости искусства, столь дорогие «парижской школе»... это, бесспорно, врожденный колорист; его кисть любит нюансы, варьирующиеся до бесконечности. Он не резок, но точен. Его талант неоспорим, и эмоция для него, даже если она с неудачами, все же более благотворна, чем неподвижность, покоившаяся на его прежних успехах» (А.М. Эфрос).
Первая персональная выставка Б.Ф. Рыбченкова открылась весной 1934 года в клубе «Авиахим» на углу бывшей Ямской улицы и бывшего Ленинградского шоссе, теперь проспекта. Скупая рецензия на нее в «Вечерней Москве» называлась «Не видно человека». Борис Федорович вспоминает, что из всего того, что было написано им, организатором выставки были отобраны «десятка три пейзажей унылых окраин Москвы, наиболее, по его мнению, «реалистических» и наименее безлюдных. Свою драматическую роль здесь сыграло мое страстное увлечение передачей стыков времени суток. Это когда вечер еще не наступил, но день уже погас, когда вечер сопротивляется ночи, а последняя не желает ничего уступить рассвету и т. п. Именно в такие минуты жизнь на рабочих окраинах затихает, пустеют улицы или на них еще не начиналась городская жизнь. Отсюда закономерное безлюдье на моих пейзажах».
«Мои работы тех лет (начала 1930-х), даже самые лучшие, - вспоминал Б.Ф. Рыбченков, - вызывали раздражение и гнев среднего ранга критики. Били наотмашь. В одной из московских газет обзорная статья о выставках заканчивалась фразой: «В картине Б. Рыбченкова «Утро на Садовой» просматривается силуэт Сухаревки. Вот она, философия художника! За что его кормят советским хлебом? Это контрреволюция!» Такой радикализм ничего хорошего не сулил. Свободный от синдрома идолопоклонства молодой критик А. Бассехес в одной из своих статей высоко оценил мои полотна «Прогулка», «Утро на Садовой» и другие, что в какой-то мере утяжелило и без того печальную его судьбу». Картина «Утро на Садовой» была приобретена в Третьяковскую галерею, а затем, по сведениям художника, уничтожена. Сейчас о ней можно судить только по черно-белым репродукциям из журнала «Искусство» за 1933 год (№4, с. 75) и газеты «Вечерняя Москва» (13 сентября 1933 г.). В 1935 году Борис Рыбченков скатал в тугие рулоны все, что было написано им раньше, и забросил на антресоли. Он ушел в традиционную живопись. В этом был и плюс — постоянно накапливаемое мастерство. Но при том, что возможностей, средств выражения Рыбченков обретал все больше, «эмоция, благотворная для него» (А.М. Эфрос), не находила выхода. Пружина сжималась, ожидая освобождения. Творческое развитие шло достаточно ровно, но в этом был и своеобразный драматизм — отход от непосредственной эмоциональности, которая так привлекательна в его работах 1920-30-х годов.
В первые месяцы Великой Отечественной войны Б.Ф.Рыбченков работает вместе с художниками М. Поляковым и А.Суворовым. Ими вместе были написаны картины «Разгром румынского порта Констанцы кораблями Черноморского флота», «Подвиг капитана Гастелло», Поимка фашистских диверсантов», «Подвиг пулеметчика Кожухова», «Партизан Бумажков» и др. Это трио художников = бригада выпустило несколько «Окон ТАСС» - лучшее из них «В небесах, на земле и на море». Борис Федорович преподавал курс военного плаката и лозунга эвакуированным в с. Воскресенское учениками МСХШ. Среди них была его дочь, Лора. Находясь в с. Воскресенском, написал картину «Проводы», которая была показана осенью 1943 г. на «Выставке четырех» (Н.Глущенко, А.Морозов, Б.Рыбченков, и скульптор Д.Шварц) в Москве на Кузнецком валу. Летом 1942 г., возвратившись из Воскресенского, получил впервые в своей жизни мастерскую на Масловке. Пользуясь условиями мастерской художник написал цикл картин «Москва в войне». Они были показаны на выставке «Великая Отечественная война» в 1942-1943 годах в Москве (вместе с картинами А.Дейнеки, Г.Нисского, А.Куприна, Ю.Пименова, А.Осмеркина). Иногда художник для себя творил и в свой прежней манере начала 1930-х годов. Очень эмоционально и даже экспрессивно. Как, например, в работе «Московский вечер» (1943). Военный период был плодотворным в творчестве художника. Работы художника были представлены на Всесоюзной выставке «Героический фронт и тыл», проходившей в Москве в Третьяковской галерее с 8 ноября 1943 г. до 19 сентября 1944 г. В 1945 г. он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой отечественной войне». Постепенно работы Б.Ф.Рыбченкова приобретают более «советский характер», он не чурается изображать Красную площадь, Кремль, Сталинские высотки. За что получил уничижительную критику от освобожденного из лагеря М.К.Соколова, который в 1930-х почему-то считал художника своим подражателем. А картину «Москва в 1949 году» художник дарит Музею истории и реконструкции Москвы в ознаменование 70-летия со дня рождения И.В.Сталина с соответствующим сопроводительным письмом вождю. В его рисунках фломастером, карандашом, в живописи маслом 1960-70-х годов утверждается аккуратная манера, совершенно не похожая на Рыбченкова прежнего. В одной из дневниковых записей художника 1960-х годов проскальзывает характерная мысль о том, что «свое любование новыми пейзажами бывших окраин Москвы, таких как Всехсвятское, Черемушки, Верхняя и Нижняя Масловки, Ленинградское шоссе, Кожухово, я, быть может, слишком тщательно перевожу в листы акварелей и рисунков, подцвеченных фетровым карандашом, возможно, даже в ущерб их эмоциональной стороне». В 50 и 60 -х годах художник предпринимал длительные выезды на Волгу, Оку, Каму, Смоленщину, в процессе которых (а-ля прима) были созданы небольшие, но замечательные пейзажные этюды: живые, подвижные, с удивительно переданным дыханием стихии, непогоды. В 1960 году Б.Ф. Рыбченков совместно с первой супругой Кирой Владимировной (1903 - 1980) организовал Детскую изостудию № 1 Ленинградского района Москвы. В 1961 году в Художественной галерее Смоленского государственного музея-заповедника прошла персональная выставка мастера. В 1970 году был удостоен звания «Заслуженного художника РСФСР».
В 1981 году Борис Федорович почти ослеп — осталось 0,02 процента левого бокового зрения. Творческий простой длился около трех лет, но постепенно Рыбченков научился наяву вызывать образы подкоркового зрения и, работая через лупу, гуашью стал переносить на бумагу пейзажи, натюрморты, композиции. Катастрофа с глазами внутренне освободила художника. Он смог увидеть глубину вещей. Его живописная манера стала уникально раскованной. Поэтичность, эмоциональность сближают «незрячие» работы с творчеством молодого Рыбченкова. Но в них есть нечто совершенно новое. Это связано с непривычной способностью восприятия. Борхес писал: «Счастливые мгновения прошлого сливаются для нас в единый образ, различной яркости закаты — я вижу их каждый день — запоминаются как один закат». Внутренним зрением, как бы сквозь этот закат, который стал у Борхеса удачной метафорой, художник Рыбченков видит мир фонарей, тротуаров и струящегося над ними теплого воздуха. После смерти художника в 1994 г. оставшиеся в семье работы были увезены его внуком в Чикаго. Работы художника находятся в Третьяковской галерее, Русском музее и еще около 40 музеях в России и за рубежом. Подробнее о творчестве художника можно почитать в монографии С.А.Кочкина (М. «ГАЛАРТ», 2014. 1000 экз.)