Ромас Яков Дорофеевич (1902 – 1969)
Народный художник СССР (1965), действительный член Академии художеств СССР (1958).
Член Президиума Академии художеств СССР (с 1962).
Родился 11.02.1902 в семье железнодорожника в местечке Соколка (ныне Сокулка) близ Гродно Белостокского воеводства в Польше. Яков в раннем детстве потерял мать, а в 1914 г. во время бегства от немецкой армии отбился от родных и стал беспризорником. Только в 1915 г. его подобрали с улицы и пристроили в общежитие для беженцев в Москве, где он пробыл до 1918 г., параллельно обучаясь в частном реальном училище Н.Г. Баженова. Но он было расформировано, а у Якова обнаружили туберкулёз, из-за чего ему пришлось срочно уехать в Ташкент. Оттуда он перебрался на Аральское море и устроился рабочим на лесопильный завод, а в 1919 г. вступил в РККА и служил пулемётчиком Аральского партизанского отряда на Туркестанском фронте до 1921 г. Есть информация, что его усыновила революционерка Инессы Арманд, но в какой момент это случилась я не смог установить.
Полюбив рисование ещё в реальном училище Н.Г. Баженова, после демобилизации пулемётчик Яков Ромас поступил на факультет изобразительных искусств Пречистенского практического института и учился живописи у великих К.А. Коровина, Н.П. Крымова и Н.П. Ульянова до 1922 г. Затем ему удалось стать студентом Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), преобразованных далее в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) (1924—1930). Учился на театрально-декорационном отделении ВХУТЕИНа (1924–1930) у И.М.Рабиновича, К.Н.Истомина, С.В.Герасимова, П.П.Кончаловского, Д.Щербиновского и Н.П.Ульянова.
Яков Ромас играл за волейбольную команду ВХУТЕМАСа—ВХУТЕИНа и начал тренировать команду, в 1928 г. занявшую первое (девушки) и второе (юноши) места на Всесоюзной спартакиаде.
В 1930—1931 гг. проходил службу в РККА в Особой Краснознамённой Дальневосточной армии.
Работал художником-декоратором Малого театра совместно с К.Ф.Юоном. Участвовал в разработке советского дизайна 1930-х, создавая феерически-зрелищные, новаторские композиции, осуществлял праздничное оформление центральных площадей Москвы (1924–1937), работал художником в Центральном парке культуры и отдыха (1930 г.), принимал участие в оформлении станции метро «Красносельская» (1934 г.), оформлении Центрального музея В.И. Ленина (1935—1936 гг.), оформлении павильона СССР на Всемирной выставке «Мир завтрашнего дня» в Нью-Йорке (1939г.).
Совмещал творческую деятельность с преподаванием в Московском государственном техникуме изобразительных искусств памяти Восстания 1905 года (1932—1936 гг.) и тренерской деятельностью. На II чемпионате СССР по волейболу среди мужчин и женщин в 1934 г. обе подготовленные Яковом Ромасом команды завоевали золотые медали.
Преподавал в Московском художественном училище «Памяти 1905 года» (1932–1936). Автор оформления станции «Красносельская» Московского метрополитена, художественного оформления Государственного Исторического музея (1935) и советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939).
Во время Великой Отечественной войны Яков Ромас был главным военным художником эскадры Краснознаменного Балтийского флота (1941–1943) и одновременно служил политруком в звании майора на крейсере «Максим Горький». Рисование он совмещал с командованием пулемётной зенитной ротой, выходами с экипажем в разведку, проведением на крейсере занятий для матросов по тактике пулемётного боя и устройству пулемёта, практических уроков стрельбы и уроков ближнего боя. Был награждён боевыми орденами Красной звезды (1942) и Отечественной войны II степени (1943), медалью «За оборону Ленинграда» и медалью «За победу над Германией» (1945).
Самыми известными картинами, созданными по впечатлениям от участия в обороне Ленинграда стали "Крейсер "М. Горький" на защите Ленинграда" (1942), "Зимние залпы Балтики" (1943). "Стрельба по врагу. 9 июля 1943 г. (крейсер "Максим Горький") Ленинград" (1945"), "Моряки строят корабли" (1943). Все они находятся в Центральном военно-морской музее имени императора Петра Великого МО РФ.
В послевоенные годы Ромас несколько раз приезжал в Плёс, где в 1947 г. написал картину «На плоту». В 1948 г. он получил за неё Сталинскую премию, а саму картину закупила ГТГ. Преподавал в МГХИ им. В.И.Сурикова (1948–1950). Являлся главным художником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки с 1950 по 1954 г. В 50-е годы Я. Д. Ромас много путешествовал, ездил в творческие командировки на Волгу, Оку, Урал, в Магнитогорск, Сибирь, на Каспий. Работы о Каспии: «Рыбак Каспия» (1959), "План выполнен» (1961) также находятся в ГТГ. Середина 50-х – первая половина 60-х, пожалуй, самый значительный этап в творчестве Якова Ромаса, именно в это время появились знаковые работы художника, такие как масштабная картина «Утро пятилетки» написанная в 1956 году и хранящаяся в Центральном музее современной истории России, небольшая замечательная картина «Путина на северном Енисее (1957), «Ранней весной. Туман» (1958), «Последний караван» (1964), «Корабли на Неве. Ленинград». Многие из этих работ впоследствии были репродуцированы большими тиражами на открытках. Этюды художника отличаются высоким художественным качеством и ценны не менее законченных картин. Художник рассказывал о значении своей работы над этюдами: «Этюды в моей творческой деятельности играют очень существенную и важную роль. В каждом из них я стараюсь не копировать природу, а творчески изучать и познавать ее. Для меня этюд – правдивая запись состояния природы, эффектов ее освещения, особенностей колорита и в какой-то степени нахождение новых композиционных решений». Во второй половине 50-х совершил творческие поездки в Египет, Мексику, США.
Как художнику и оформителю Якову Дорофеевичу Ромасу было присвоено множество наград и почётных званий — Сталинская премия второй степени за картину «На плоту» (1948), Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1952), Большая Золотая медаль ВСХВ (1954), Серебряная медаль Всемирной выставки в Брюсселе (1958), Народного художника РСФСР (1962), Народного художника СССР (1965). Он был избран действительным членом Академии Художеств СССР (1958).
Участник выставок с 1933 г. Персональные выставки проходили в Москве (1945, 1952, 1961, 1962, 1967) и Ленинграде (1962). Участник многих международных выставок. Награжден Серебряной медалью Всемирной выставки в Брюсселе в 1958 г. Скончался 18.05.1969 г. в Астрахани во время одной из своих поездок на Волгу. В Москве, по адресу Кутузовский проспект, 9, где проживал художник, имеется мемориальная доска в честь живописца
Картины находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Дрезденской картинной галерее, Государственном центральном музее современной истории России, Центральном Военно-Морском музее в Санкт-Петербурге, Астраханской картинной галерее им. П. М. Догадина, в Белгородском гос. художественном музее, Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова, Калужском Музее изобразительных искусств, МГУ имени М. В. Ломоносова, Новокузнецком музее изобразительного искусства, Туапсинском историко-краеведческом музее им. Н. Г. Полетаева, Государственном музее искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан, Одесской картинной галерее, ГБУК Архангельской области "Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера", Дальневосточном художественном музее в Хабаровске, Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева, Пензенской областной картинной галерее им. К.А. Савицкого, Музее Москвы и др. региональных галереях.