Ромадин Николай Михайлович (1903 – 1987)
Народный художник СССР(1971). Академик АХ СССР (1967), член корреспондент АХ СССР (1953). Лауреат Сталинской премии за серию пейзажей «Волга – русская река» (1946), лауреат Ленинской премии 1980 за цикл пейзажей.
Родился в Самаре 6 (19) мая 1903 в семье железнодорожного служащего. Ромадин Николай Михайлович до поступления в трудовую школу-коммуну был газетчиком, булочником, переплетчиком. Поступил и за год окончил трехгодичный Самарский художественный техникум (1922), затем учился в московском Вхутемасе (1923–1930) у Р.Р.Фалька, И.И.Машкова и П.П.Кончаловского, но более всего посещал мастерскую Д.А.Щербиновского. Испытал особое влияние живописной манеры мастеров «Союза русских художников» – с их импрессионистическим колоризмом и стремлением превратить сравнительно-простое натурное впечатление в символический «образ России». Его картина „Дзержинский в ссылке» в 1931 г. приобретена Гос. Третьяковской галереей. Был членом АХР и РАПХ.
Во время войны в период 1941-42 г. Николай Михайлович Ромадин находился в эвакуации в Ташкенте. Работы художника были представлены на Всесоюзной выставке «Героический фронт и тыл», проходившей в Москве в Третьяковской галерее с 8 ноября 1943 г. до 19 сентября 1944 г.
Известность ему принесли пейзажи военных лет, составившие цикл Волга – русская река (Село Хмелевка, 1944; Последний луч, 1945; все – в Третьяковской галерее; Сталинская премия 1946). Позднее поэтически усложнял картины, придавая своим «закатам», «чащам», «половодьям» романтически-сказочный оттенок (Берендеев лес, 1963, Художественный музей, Нижний Новгород; Затопленный лес, 1970, Третьяковская галерея). Художник порою вводил в свои картины, обычно безлюдные, сюжетное начало (Детство Есенина, 1959; Сон Андерсена, 1969; обе – собственность семьи художника). Часто обращался к интерьерному жанру, создавая своего рода изо-ноктюрны, озаренные светом луны или свечи (Красный интерьер, 1958, Третьяковская галерея).
Был другом К.Г.Паустовского, написавшего очерк о его искусстве (Родная природа в творчестве Ромадина, 1963).
Умер Ромадин в Москве 10 апреля 1987
Родился в Самаре 6 (19) мая 1903 в семье железнодорожного служащего. Ромадин Николай Михайлович до поступления в трудовую школу-коммуну был газетчиком, булочником, переплетчиком. Поступил и за год окончил трехгодичный Самарский художественный техникум (1922), затем учился в московском Вхутемасе (1923–1930) у Р.Р.Фалька, И.И.Машкова и П.П.Кончаловского, но более всего посещал мастерскую Д.А.Щербиновского. Испытал особое влияние живописной манеры мастеров «Союза русских художников» – с их импрессионистическим колоризмом и стремлением превратить сравнительно-простое натурное впечатление в символический «образ России». Его картина „Дзержинский в ссылке» в 1931 г. приобретена Гос. Третьяковской галереей. Был членом АХР и РАПХ.
Во время войны в период 1941-42 г. Николай Михайлович Ромадин находился в эвакуации в Ташкенте. Работы художника были представлены на Всесоюзной выставке «Героический фронт и тыл», проходившей в Москве в Третьяковской галерее с 8 ноября 1943 г. до 19 сентября 1944 г.
Известность ему принесли пейзажи военных лет, составившие цикл Волга – русская река (Село Хмелевка, 1944; Последний луч, 1945; все – в Третьяковской галерее; Сталинская премия 1946). Позднее поэтически усложнял картины, придавая своим «закатам», «чащам», «половодьям» романтически-сказочный оттенок (Берендеев лес, 1963, Художественный музей, Нижний Новгород; Затопленный лес, 1970, Третьяковская галерея). Художник порою вводил в свои картины, обычно безлюдные, сюжетное начало (Детство Есенина, 1959; Сон Андерсена, 1969; обе – собственность семьи художника). Часто обращался к интерьерному жанру, создавая своего рода изо-ноктюрны, озаренные светом луны или свечи (Красный интерьер, 1958, Третьяковская галерея).
Был другом К.Г.Паустовского, написавшего очерк о его искусстве (Родная природа в творчестве Ромадина, 1963).
Умер Ромадин в Москве 10 апреля 1987