Решетников Фёдор Павлович (1906 — 1988)
Народный художник СССР (1974). Действительный член Академии художеств СССР с 1953 года, вице-президент (в 1974—1987 годах). Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951).
Родился 15 (28) июля 1906 год в селе Сурско-Литовском, Екатеринославской губернии Российской империи (Днепропетровская область Украины) в семье иконописца. В трехлетнем возрасте потерял родителей и заботы о его воспитании взял на себя старший брат, оставивший для этого художественное училище и подрабатывавший также иконописцем. Федор по мере возможности помогал брату, выполняя работу подмастерья. Немного повзрослев, он начинает зарабатывать самостоятельно. Молодой Решетников берется за любую работу, начиная с применения имеющихся навыков в украшении зданий, и заканчивая работой спортивным инструктором. Работал в клубе железнодорожников станции Гришино в образованной Днепропетровской области УССР. Но, без образования он не может найти хорошую работу, поэтому едет в Москву, и поступает на рабфак. По примеру отца и брата он выбирает художественный факультет. С 1929 по 1934 года Федор учится в Высшем художественно-техническом институте у таких художников, как Герасимов и Моор. Уже в студенческие годы Решетников начинает рисовать, а его графические работы с восторгом принимаются публикой. Самого же художника называют виртуозом графического шаржа. Благодаря своему таланту молодой художник получает возможность принять участие в заполярных экспедициях. Его берут туда художником-репортером, а за экспедицию 1932 года на ледоколе «Сибиряков», 24-х летний студент будет награжден орденом. Кроме того, в экспедиции он много рисует, и в частности, делает наброски для своей первой живописной работы. В 1933 году он снова отправляется в путешествие в составе другой экспедиции, теперь на ледоколе «Челюскин». В этот раз плавание оказалось более сложным.«Челюскин» был раздавлен льдами Чукотского моря и затонул. Сотня полярников оказалась заперта во льдах. Уже через несколько дней вышел первый номер стенгазеты «Не сдадимся!», затеянный Решетниковым. Он завалил лагерь ждущих помощи полярников рисунками и карикатурами. Придумал журнал «Ледовитый крокодил». Позже серию графических рисунков перепечатала «Правда». Их зачли студенту Решетникову как диплом. По возвращении Решетникова ждет слава. Зарисовки, сделанные в путешествии, пользуются огромным успехом, а позже, в 1973 году, он нарисует картину «Гибель «Челюскина»», которая станет шедевральным завершением «челюскинской эпопеи». В 1934 году новоиспеченный выпускник художественного института, приступает к самостоятельной работе. Сначала, как бы осознавая себя недостаточно готовым к работе маслом в больших полотнах, рисует пейзажи. Позже, желая закрепиться в качестве художника, он рисует несколько больших станковых картин, которые не нашли одобрения критики.Зимой 1940 г. вместе с художником Георгием Нисским совершил поездку на Балтийское море, Тогда же был приписан к ГлавПУРККА ВМФ и сразу после начала войны был отправлен на Черноморский флот. Стал художественным корреспондентом фронтовой газеты «Красный черноморец». Делал зарисовки Севастополя, портреты моряков, морских пехотинцев. Делал натурные живописные этюды. Известна его картина 1942 г. "В отряде морской пехоты. Севастополь 1942 года". Вернувшись в Москву из Севастополя в 1943 г., увидел, как дети играют в войну. Естественно, на роль «фашистов» никто идти не хотел. На эту роль назначали малышей, которые играть хотели. Им здорово доставалось, потому что ребята входили в роль и крепко поколачивали «фрицев». Художника это заинтересовал этот сюжет. Ребятишки мечтали о том же, о чем и все вокруг: о победе. Причем взрослая жизнь отражалась в детской предельно чисто, незамутненно. Решетников словно увидел готовую композицию будущего полотна. С большим подъемом он взялся за работу и написал «Достали „языка“». Картина была показана на выставке «Героический фронт и тыл», проходившей в Москве в Третьяковской галерее с 8 ноября 1943 г. до 19 сентября 1944 г. Его полотно «Генералиссимус Советского Союза Сталин И. В.», созданное в 1948 году, критики назовут шедевром. Самого же художника за эту картину и полотно «Прибыл на каникулы», созданное в течение этого же года, в 1949 г. наградят государственной премией. Совокупный тираж открыток с репродукцией картины Ф. П. Решетникова «Прибыл на каникулы» (в Третьяковской галерее) составил свыше 13 миллионов экземпляров. Это больше, чем тираж какой-либо другой открытки, выпущенной на тот момент в Советском Союзе. Другой известной картиной художника является полотно «Опять двойка» (1952, в Третьяковской галерее). В 1953 году Решетников стал членом Академии художеств Советского Союза. В период 1953-1962 годов он работает преподавателем, но истинным призванием художника остается сатира. Решетников – ярый приверженец соцреализма, он не признает авангардные течения в искусстве, и критикует их адептов в своем творчестве. В 1960 году художник пишет остросатирическую картину «Тайны абстракционизма». Работа настолько захватила художника, что в 1963 году он издает одноименную книгу. Жена — народный художник СССР Лидия Исааковна Бродская. Ф. П. Решетников умер 13 декабря 1988 года.