Птицын Леонид Васильевич (1929 – 2017)
Заслуженный художник РФ (2010)
Родился Леонид 5 августа 1929 года в поселке Кудеверь Псковской области. У Леонида рано проявилась тяга к рисованию. Ещё будучи школьником, он уже делал портретные зарисовки своих товарищей, участвовал в оформлении стенгазет, рисовал к каждому школьному празднику какую-нибудь «картину», ему поручали рисовать даже портреты вождей. «Леонид Птицын, будущий художник-портретист. Да, будет тот час, когда мечта моя придет в реальность» –так написал он, ещё десятилетний, на обороте семейной фотографии. Односельчане не сомневались. что Леня будет художником. Когда Леня закончил пятый класс, началась война. Двое его братьев ушли на фронт и отдали свои жизни в первых же их сражениях за Родину. Немцы стремительно приближались к Пскову и, чтобы не оказаться на оккупированной территории, Птицыны отправилась в эвакуацию. А в 1944 году, как только наши войска освободили деревню Кудеверь, вернулись обратно. Окрестности родного села представляли собой страшную картину. Повсюду валялись трупы солдат, громоздилась разбитая техника. Смрад стоял невыносимый. Все это срочно нужно было убирать, поскольку на июньской жаре угроза эпидемии становилась более чем реальной. В соответствии с приказом Государственного Комитета обороны уполномоченные органы сформировали «истребительный отряд» из оказавшегося на месте населения. А население это состояло преимущественно из подростков. Вошел в отряд и Леонид, которому на тот момент было пятнадцать лет. Возиться с телами, пролежавшими на солнцепеке не одну неделю, - занятие мало приятное даже для взрослого человека. Что уж говорить о детях. Но приказ - есть приказ. Мальчишки обшаривали окрестные поля и леса. Немцев закапывали там, где находили. Наших солдат свозили в братскую могилу в центре села. К осени с этим страшным поручением покончили. Но тут же нашлось для ребят другое важное задание - разминирование. После краткосрочного обучения саперному делу Леониду и другим допризывникам вручили двухметровые щупы-миноискатели и пустили на колхозные поля искать мины и неразорвавшиеся снаряды. Ленька оказался смышленым пареньком. Своими чуткими пальцами он быстро наловчился выкручивать взрыватели из смертоносных изделий. Семьдесят мин он обезвредил. А вот семьдесят первая, по всей видимости, оказалась миной-ловушкой. Рванула прямо в руках. Он пришёл в себя в госпитале, долго выздоравливал. Выписавшись из госпиталя, он вернулся в деревню. По ночам плакал беззвучно, а днем с ненавистью разглядывал свои обрубленные руки. Сверстники пытались его утешить - приходили поговорить, выводили погулять. Но он замыкался в себе и отмахивался от друзей. Втайне снова пытался рисовать - зажимал карандаш локтями и водил по бумаге. От всех таился, боялся, что ему скажут - мол, брось пустое дело. Два года он пытался совладать с карандашом и бумагой, терял надежду, зарабатывал мозоли на культях, снова пробовал, снова бросал. А потом кто-то принес вышедшую в 1946 г. "Повесть о настоящем человеке". Сначала он читал, не очень понимая, зачем ему принесли эту книгу. И думал только о том, как перевернуть следующую страницу самостоятельно. Потом он забыл о своей несамостоятельности, а страницы переворачивались как будто сами. Когда дочитал до конца, он принял решение. Откуда-то Ленька достал кусок оберточной бумаги. Она была прочной, удобной, не расползалась под его неумелым нажимом. И он нарисовал портрет матери. И впервые за эти годы не спрятал то, что нарисовал, а оставил на столе. Вся деревня не верила, что безрукий паренек снова может рисовать. А мать поверила сразу. Леонид поехал в Ленинград. Встретился с Владимиром Серовым, который был поражен человеческими качествами Леонида, но и уровнем его художественного дарования также остался удовлетворен. В.Серов пообещал помочь Леониду с поступлением в художественное училище, но после окончания семилетки. Леонид вернулся в Кудеверь и продолжил учебу в школе. Через два года он по рекомендации В.Серова поступил в Таврическое художественное училище на отделение живописи. А затем был принят в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Ленинградской Академии художеств. Окончил академию по мастерской Юрия Непринцева. В дальнейшем его жизнь была наполнена творчеством и семейным счастьем. Жил и работал Леонид Васильевич преимущественно в Ленинграде, а также в Ленинградской и Псковской областях. Он неоднократно награждался медалями и дипломами, был удостоен премии им. Н.А. Островского за мужество, крепость духа и успехи в изобразительном искусстве. 15 января 2010 года Указом Президента России Л.В. Птицыну было присвоено звание Заслуженного художника Российской Федерации. Умер 8 декабря 2017 г. Постоянная экспозиция, посвященная его творчеству, есть в музее-усадьбе «Рождествено».
Родился Леонид 5 августа 1929 года в поселке Кудеверь Псковской области. У Леонида рано проявилась тяга к рисованию. Ещё будучи школьником, он уже делал портретные зарисовки своих товарищей, участвовал в оформлении стенгазет, рисовал к каждому школьному празднику какую-нибудь «картину», ему поручали рисовать даже портреты вождей. «Леонид Птицын, будущий художник-портретист. Да, будет тот час, когда мечта моя придет в реальность» –так написал он, ещё десятилетний, на обороте семейной фотографии. Односельчане не сомневались. что Леня будет художником. Когда Леня закончил пятый класс, началась война. Двое его братьев ушли на фронт и отдали свои жизни в первых же их сражениях за Родину. Немцы стремительно приближались к Пскову и, чтобы не оказаться на оккупированной территории, Птицыны отправилась в эвакуацию. А в 1944 году, как только наши войска освободили деревню Кудеверь, вернулись обратно. Окрестности родного села представляли собой страшную картину. Повсюду валялись трупы солдат, громоздилась разбитая техника. Смрад стоял невыносимый. Все это срочно нужно было убирать, поскольку на июньской жаре угроза эпидемии становилась более чем реальной. В соответствии с приказом Государственного Комитета обороны уполномоченные органы сформировали «истребительный отряд» из оказавшегося на месте населения. А население это состояло преимущественно из подростков. Вошел в отряд и Леонид, которому на тот момент было пятнадцать лет. Возиться с телами, пролежавшими на солнцепеке не одну неделю, - занятие мало приятное даже для взрослого человека. Что уж говорить о детях. Но приказ - есть приказ. Мальчишки обшаривали окрестные поля и леса. Немцев закапывали там, где находили. Наших солдат свозили в братскую могилу в центре села. К осени с этим страшным поручением покончили. Но тут же нашлось для ребят другое важное задание - разминирование. После краткосрочного обучения саперному делу Леониду и другим допризывникам вручили двухметровые щупы-миноискатели и пустили на колхозные поля искать мины и неразорвавшиеся снаряды. Ленька оказался смышленым пареньком. Своими чуткими пальцами он быстро наловчился выкручивать взрыватели из смертоносных изделий. Семьдесят мин он обезвредил. А вот семьдесят первая, по всей видимости, оказалась миной-ловушкой. Рванула прямо в руках. Он пришёл в себя в госпитале, долго выздоравливал. Выписавшись из госпиталя, он вернулся в деревню. По ночам плакал беззвучно, а днем с ненавистью разглядывал свои обрубленные руки. Сверстники пытались его утешить - приходили поговорить, выводили погулять. Но он замыкался в себе и отмахивался от друзей. Втайне снова пытался рисовать - зажимал карандаш локтями и водил по бумаге. От всех таился, боялся, что ему скажут - мол, брось пустое дело. Два года он пытался совладать с карандашом и бумагой, терял надежду, зарабатывал мозоли на культях, снова пробовал, снова бросал. А потом кто-то принес вышедшую в 1946 г. "Повесть о настоящем человеке". Сначала он читал, не очень понимая, зачем ему принесли эту книгу. И думал только о том, как перевернуть следующую страницу самостоятельно. Потом он забыл о своей несамостоятельности, а страницы переворачивались как будто сами. Когда дочитал до конца, он принял решение. Откуда-то Ленька достал кусок оберточной бумаги. Она была прочной, удобной, не расползалась под его неумелым нажимом. И он нарисовал портрет матери. И впервые за эти годы не спрятал то, что нарисовал, а оставил на столе. Вся деревня не верила, что безрукий паренек снова может рисовать. А мать поверила сразу. Леонид поехал в Ленинград. Встретился с Владимиром Серовым, который был поражен человеческими качествами Леонида, но и уровнем его художественного дарования также остался удовлетворен. В.Серов пообещал помочь Леониду с поступлением в художественное училище, но после окончания семилетки. Леонид вернулся в Кудеверь и продолжил учебу в школе. Через два года он по рекомендации В.Серова поступил в Таврическое художественное училище на отделение живописи. А затем был принят в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Ленинградской Академии художеств. Окончил академию по мастерской Юрия Непринцева. В дальнейшем его жизнь была наполнена творчеством и семейным счастьем. Жил и работал Леонид Васильевич преимущественно в Ленинграде, а также в Ленинградской и Псковской областях. Он неоднократно награждался медалями и дипломами, был удостоен премии им. Н.А. Островского за мужество, крепость духа и успехи в изобразительном искусстве. 15 января 2010 года Указом Президента России Л.В. Птицыну было присвоено звание Заслуженного художника Российской Федерации. Умер 8 декабря 2017 г. Постоянная экспозиция, посвященная его творчеству, есть в музее-усадьбе «Рождествено».