Павлов Олег Борисович (1921 – 2014)
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2001), член Союза художников СССР, кандидат искусствоведения.
Родился 16 мая 1921 года в деревне Анашкино Московской области. Правнук Алексея Саврасова, внук Петра Павлова, известного русского фотографа, создавшего фотолетопись Москвы рубежа XIX – XX веков. В детстве вместе с семьей побывал в Алматы, затем в 1929 – 1932 годах проживал в Пржевальске (ныне Каракол, Киргизия), расположенном на берегу озера Иссык-Куль, где его отец, агроном и философ, работал на пасеке под городом. В восемь лет начал увлекаться рисованием. После переезда в Москву в 1932 поступил в детскую художественную школу на Сретенке, где учился у В.И.Апановича, затем перешел в детскую художественную школу у Планетария, где был учеником В.Д.Дубинина. На выставке работ выпускников школы присутствовал ректор Художественного института имени В.И.Сурикова И.Э.Грабарь, который пригласил Павлова в институт. Он поступил в 1938, совершил поездку на Северный Урал, но учебу через год прервали начавшаяся война с Финляндией и призыв на службу на фронтовом аэродроме.
Во время Великой Отечественной войны с блокнотом в руках прошел свой путь военного художника Студии М.Б.Грекова, оставил уникальную галерею графических портретов рядового воинства, свою авторскую летопись “огненных лет”: “На линии Маннергейма” (1940), “Гороховецкие лагеря” (1943), “За стиркой обмундирования” (1943), “Бойцы саперного батальона” (1943). Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.".
После демобилизации продолжил учебу в институте у Н.М.Чернышева, С.А.Чуйкова, Б.П.Чернышева, А.М.Грицая, П.Д.Корина. В студенческие годы трудился над созданием мозаик для станции “Комсомольская-Кольцевая” столичного метро, работал вместе с В.А.Ватагиным. В 1946 во время летних каникул совершил поездку на Горный Алтай, где с конца 1930-х годов на берегу Телецкого озера его отец работал научным сотрудником в Государственном Алтайском заповеднике. Окончил институт в 1950 году, дипломная работа – “Путешественник Пржевальский в Центральной Азии”. Позже эта картина экспонировалась в Узбекистане, ее изображение появилось на открытках. Ездил в Заполярье, на побережье Баренцева моря, к монгольской границе, не раз возвращался на Горный Алтай.
В 1960-х путешествовал на Кавказ, остров Кижи, в Крым, Прибалтику, Ферапонтово, Великий Устюг, Армению, Среднюю Азию. Все эти поездки нашли свое отражение в работе живописца. Исследователями выделяются алтайский, крымский, великоустюжский и другие периоды творчества Павлова. В эти годы он начал изучать творения великих художников Древней Руси Рублева и Дионисия, занялся поиском материалов, которые могли бы обеспечить создание настенной живописи, не повреждающейся из-за изменения климатических условий.
В 1959 – 1964 преподавал в Московском полиграфическом институте, с 1965 по 1988 – в своем альма-матер, использовал действенный метод обучения – работал над произведениями вместе с учениками. В 1970-х в творческом содружестве с учеными-химиками школы академика И.В.Тананаева разработал метод создания термофосфатной живописи (с использованием фосфатного связующего и обжига), который позволяет создавать произведения монументальной живописи, стойкие к атмосферным воздействиям. Совершенствовал технологию работ, создавал новые художественные краски. Защитил в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина кандидатскую диссертацию на тему “О применении термофосфатных материалов в живописи”.
В 1990 – 2000-х был профессором на кафедре монументального искусства факультета церковных художеств в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. На протяжении долгих лет уделял особое внимание теории композиции, Павловым был разработан оригинальный цикл лекций. В 1994 году выполнил в технике термофосфатной живописи Образ Спаса Нерукотворного над входом в Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. В 1996 в этой же технике расписал две ниши северной и южной сторон церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в Москве; в Дахау написал Образ Владимирской Богоматери над входом в православную часовню и Распятие в ее интерьере. В 1999 совершил творческую поездку на Сухону в Великий Устюг. В 2003 основал “Фонд художника А.К.Саврасова”, добился реконструкции могилы своего славного предка. 28 марта 2014 года Павлов умер в Москве, немного не дожив до своего 93-летия. Выставочная деятельность Павлова началась в 1940 году с участия в выставке Студии имени М.Б.Грекова в Москве и продолжалась на многочисленных московских, всероссийских, всесоюзных и зарубежных выставках. Персональные выставки проходили в Москве в 1974, 1985, 1999, 2009 (ГТГ), 2017 годах; Польше – в 1986; Чехословакии – в 1988; Болгарии – в 1989; Финляндии, США – в 1990.
Произведения живописца находятся в музеях и галереях России, в частных собраниях в России, Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Германии, Греции, Италии, США, Франции, Японии. В музейно-выставочном центре имени И.А.Солдатенкова в городе Малоярославец Калужской области открыта постоянно действующая экспозиция, насчитывающая более 1500 экспонатов, знакомящая с представителями творческой династии Саврасовых-Павловых.
Родился 16 мая 1921 года в деревне Анашкино Московской области. Правнук Алексея Саврасова, внук Петра Павлова, известного русского фотографа, создавшего фотолетопись Москвы рубежа XIX – XX веков. В детстве вместе с семьей побывал в Алматы, затем в 1929 – 1932 годах проживал в Пржевальске (ныне Каракол, Киргизия), расположенном на берегу озера Иссык-Куль, где его отец, агроном и философ, работал на пасеке под городом. В восемь лет начал увлекаться рисованием. После переезда в Москву в 1932 поступил в детскую художественную школу на Сретенке, где учился у В.И.Апановича, затем перешел в детскую художественную школу у Планетария, где был учеником В.Д.Дубинина. На выставке работ выпускников школы присутствовал ректор Художественного института имени В.И.Сурикова И.Э.Грабарь, который пригласил Павлова в институт. Он поступил в 1938, совершил поездку на Северный Урал, но учебу через год прервали начавшаяся война с Финляндией и призыв на службу на фронтовом аэродроме.
Во время Великой Отечественной войны с блокнотом в руках прошел свой путь военного художника Студии М.Б.Грекова, оставил уникальную галерею графических портретов рядового воинства, свою авторскую летопись “огненных лет”: “На линии Маннергейма” (1940), “Гороховецкие лагеря” (1943), “За стиркой обмундирования” (1943), “Бойцы саперного батальона” (1943). Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.".
После демобилизации продолжил учебу в институте у Н.М.Чернышева, С.А.Чуйкова, Б.П.Чернышева, А.М.Грицая, П.Д.Корина. В студенческие годы трудился над созданием мозаик для станции “Комсомольская-Кольцевая” столичного метро, работал вместе с В.А.Ватагиным. В 1946 во время летних каникул совершил поездку на Горный Алтай, где с конца 1930-х годов на берегу Телецкого озера его отец работал научным сотрудником в Государственном Алтайском заповеднике. Окончил институт в 1950 году, дипломная работа – “Путешественник Пржевальский в Центральной Азии”. Позже эта картина экспонировалась в Узбекистане, ее изображение появилось на открытках. Ездил в Заполярье, на побережье Баренцева моря, к монгольской границе, не раз возвращался на Горный Алтай.
В 1960-х путешествовал на Кавказ, остров Кижи, в Крым, Прибалтику, Ферапонтово, Великий Устюг, Армению, Среднюю Азию. Все эти поездки нашли свое отражение в работе живописца. Исследователями выделяются алтайский, крымский, великоустюжский и другие периоды творчества Павлова. В эти годы он начал изучать творения великих художников Древней Руси Рублева и Дионисия, занялся поиском материалов, которые могли бы обеспечить создание настенной живописи, не повреждающейся из-за изменения климатических условий.
В 1959 – 1964 преподавал в Московском полиграфическом институте, с 1965 по 1988 – в своем альма-матер, использовал действенный метод обучения – работал над произведениями вместе с учениками. В 1970-х в творческом содружестве с учеными-химиками школы академика И.В.Тананаева разработал метод создания термофосфатной живописи (с использованием фосфатного связующего и обжига), который позволяет создавать произведения монументальной живописи, стойкие к атмосферным воздействиям. Совершенствовал технологию работ, создавал новые художественные краски. Защитил в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина кандидатскую диссертацию на тему “О применении термофосфатных материалов в живописи”.
В 1990 – 2000-х был профессором на кафедре монументального искусства факультета церковных художеств в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. На протяжении долгих лет уделял особое внимание теории композиции, Павловым был разработан оригинальный цикл лекций. В 1994 году выполнил в технике термофосфатной живописи Образ Спаса Нерукотворного над входом в Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. В 1996 в этой же технике расписал две ниши северной и южной сторон церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в Москве; в Дахау написал Образ Владимирской Богоматери над входом в православную часовню и Распятие в ее интерьере. В 1999 совершил творческую поездку на Сухону в Великий Устюг. В 2003 основал “Фонд художника А.К.Саврасова”, добился реконструкции могилы своего славного предка. 28 марта 2014 года Павлов умер в Москве, немного не дожив до своего 93-летия. Выставочная деятельность Павлова началась в 1940 году с участия в выставке Студии имени М.Б.Грекова в Москве и продолжалась на многочисленных московских, всероссийских, всесоюзных и зарубежных выставках. Персональные выставки проходили в Москве в 1974, 1985, 1999, 2009 (ГТГ), 2017 годах; Польше – в 1986; Чехословакии – в 1988; Болгарии – в 1989; Финляндии, США – в 1990.
Произведения живописца находятся в музеях и галереях России, в частных собраниях в России, Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Германии, Греции, Италии, США, Франции, Японии. В музейно-выставочном центре имени И.А.Солдатенкова в городе Малоярославец Калужской области открыта постоянно действующая экспозиция, насчитывающая более 1500 экспонатов, знакомящая с представителями творческой династии Саврасовых-Павловых.