Пахомов Алексей Фёдорович (1900 – 1973)
Народный художник СССР (1971). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946) и Государственной премии СССР (1973 — посмертно)
Родился 2 октября (19 сентября) 1900 года в деревне Варламово Вологодской губернии в семье деревенского старосты. С ранних лет проявил способности к рисованию. Его рисунки привлекли внимание сначала учителей, которые упросили отца Алёши отпустить его в школу, а затем местного мецената Владимира Юльевича Зубова. Познакомившись лично с Алёшей и его творчеством, он пригласил его в свое имение Кубин Бор, что в семи верстах от Варламова. Алеша принял приглашение. Зубов собирал предметы искусства, репродукции картин известных художников, которые и были показаны Алеше, а ещё он получил в подарок бумагу и карандаши. Вскоре Зубов фактически дал путевку в большую жизнь своему юному земляку, поместив Алексея на казенный счет в начальное уездное училище в городе Кадникове, а позже оказав помощь в продолжении его художественного образования: на средства, собранные им среди кадниковской интеллигенции, Алексея отправили в 1915 году учиться в Петроградское Центральное училище технического рисования барона Штиглица. После Февральской революции в училище пришли преподавать новые педагоги, в том числе, Мстислав Валерианович Добужинский, Сергей Васильевич Чехонин, Василий Иванович Шухаев. Из-за пришедших вслед за революцией голода и безденежья Пахомов вынужден был прервать свои занятия и вернуться домой. Голодный 1918 год он пережил в Кадникове, куда был приглашен на должность преподавателя школы первой и второй ступени. Несмотря на материальные трудности, это время он вспоминал с благодарностью: «Весь год я читал. Передо мной раскрывался мир, которого я, оказывается, почти не знал». Далее была служба в Рабоче-крестьянской Красной армии и возвращение в Петроград для продолжения обучения. В училище Пахомов попал в мастерскую известного русского живописца, графика, специалиста прикладного искусства и педагога Николая Андреевича Тырсы. Многочисленные авангардистские течения, господствовавшие в первой четверти XX века, оказали заметное влияние на преподавателей и саму систему обучения в училище. По воспоминаниям художника, Н. Тырса часто доказывал, что ученик А. Пахомов находится в плену прошлого, в плену старых, рутинных художественных понятий. О царившей в училище атмосфере говорят лозунги, печатавшиеся крупными буквами во всю ширину страницы в газете «Искусство коммуны»: «Мы прекрасны в неуклонной измене своему прошлому», «Разрушить — это и значит создать, ибо, разрушая, мы преодолеваем свое прошлое», «Пролетарий — творец будущего, а не наследник прошлого». После реорганизации училища и образования в августе 1921 года в Петрограде нового учебного заведения ВХУТЕМАС Алексей Пахомов продолжил в нем обучение у В.В.Лебедева, А.И.Савинова и В.И.Шухаева. В 1925 году Пахомов успешно окончил ВХУТЕМАС, представив художественному совету дипломную работу «Сенокос», которая была написана им на своей родине в Варламово. На современников это полотно произвело сильное впечатление, а выпускник ВХУТЕМАСа А. Пахомов, выдающимся критиком тех лет Н. Н. Луниным был признан «первым по талантливости» среди соискателей диплома 1925 года. Сразу после окончания института написанные в том же 1925 году картины Пахомова «Спартаковка» и «Утро на покосе» стали весьма заметным художественным событием. О них много писалось в те годы в печати. В то время, в 1926–1928 годы, Пахомов еще находился под сильным влиянием «левого» искусства и входил в группировку «Круг художников». Но вскоре он разочаровался в левом формализме, и уже в 1927 году создал реалистические иллюстрации к детской книге «Лето». Николай Тырса привел его в редакцию детского отделения Госиздата к Владимиру Лебедеву, стоявшему у истоков создания новой детской книги. К тому времени Лебедев стал художественным редактором издательства «Детская литература» и привлекал в него талантливых молодых живописцев. Как истинный мастер, В. Лебедев не боялся привносить немало своего в работы учеников, иной раз самостоятельно полностью переделывая их рисунки. Именно у В. Лебедева Пахомов заимствовал лаконичность образов, четкость силуэтов и выразительность линий. Детская книжная графика захватила художника почти целиком. В этом жанре он нашел свое истинное призвание. Зарисовывая и изучая детвору, художник пришел к большому реализму, добился четкости и наглядности образа, понятного даже дошкольнику. В 1936 году с распространением офсетной печати А. Пахомову удалось уговорить В. Лебедева попробовать изготовить офсетную печатную форму с карандашных рисунков. В результате была выпущена книжка «Школьные товарищи» С. Маршака с иллюстрациями А. Пахомова. После этого он стал иллюстрировать книги преимущественно в своей любимой карандашной манере. На Международной выставке в Париже для советского павильона художник получил золотую медаль за панно «Юношеский стадион» (1937).
Начало войны Алексей Фёдорович встретил в родном Ленинграде. Вместе со всеми участвовал в строительстве укреплений на подступах к городу. Всю блокаду художник пережил в Ленинграде. Однажды снаряд пробил крышу, стену и пол его мастерской и разорвался двумя этажами ниже. В период тяжелейших испытаний он не прерывал своей деятельности, работал по заданиям фронта. С 1942 года преподавал в ЛИЖСА имени И.Е. Репина (с 1949 года — в звании профессора). Сотрудничал в детских журналах «Чиж», «Еж», «Костер». Создавал агитационные плакаты: «Ребята, заменим отцов и братьев, ушедших на фронт! Поможем убрать урожай!» (1941), «Ребята, защищайте Родину! Выслеживайте врагов, сообщайте взрослым» (1941), «Металлом по фашистам!» (1941), «Отомсти!» (1942), «Овладевайте техникой производства» (1943), «Товарищи! Укрепляйте группы самозащиты в домах!» (1943). Выполнил серию литографий «Ленинград в дни блокады» (1942–1944). Всего им сделано более 30 художественно-хроникальных литографий о блокадной ленинградской жизни. За них он получил Сталинскую премию второй степени в 1946 г. В 1946 году рисунки серии воспроизведены в книге "В те дни. Ленинградский альбом", изданной ДетГизом. Рисунки сопровождают тексты Николая Тихонова.
Из воспоминаний А. Пахомова: «… В работе над блокадной серией я делал очень мало набросков с натуры. Больше наблюдал и запоминал. Вначале не было разрешения на зарисовки, а когда разрешение было получено, отважиться рисовать было не так-то просто. Население с таким недоверием и злобой набрасывалось на рисующего, видя в нем диверсанта и шпиона, что рисование превращалось в непрерывное объяснение. Подходил какой-нибудь военный и успокаивал недоверчивых, что-де удостоверение на зарисовки настоящее, а не поддельное. Но военный и успокоенные уходили, появлялись новые прохожие, и снова надо было объясняться и отбиваться. Но главная причина, конечно, была не в этих трудностях. Просто события были столь значительные, что, мне казалось, и отражены они должны быть не в легких набросках, а в форме наиболее монументальной (в пределах графического искусства): в проработанном эстампе большого формата... Путем наблюдения и размышления возникала та или иная идея композиции, и я без предварительных зарисовок приступал к ее выполнению. И уже в процессе выполнения я обращался к натуре, чтобы сделать действующих лиц и пейзаж живыми и убедительными... Хотелось изобразить все то новое, что принесла с собой война и блокада. Вид ленинградских улиц был необычным, исчезли трамваи, автобусы, автомобили, мало стало прохожих, появились снежные сугробы; там, где был всегда подметенный асфальт, появились люди с детскими саночками, везущие разную поклажу, люди в шубах и валенках на велосипедах...» (Отрывок из книги А.Пахомова "Про свою работу" (Л., 1971) опубликован в журнале "Детская литература" (1975. - № 5.))
Работы художника были представлены на Всесоюзной выставке «Героический фронт и тыл», проходившей в Москве в Третьяковской галерее с 8 ноября 1943 г. до 19 сентября 1944 г. В 1944 году в Русском музее состоялась выставка пяти работавших в блокаду художников: В. М. Конашевича, В. В. Пакулина, А. Ф. Пахомова, К. И. Рудакова и А. А. Стрекавина. Позднее, в феврале 1945 года, эта выставка экспонировалась в Москве.
После возвращения города к мирной жизни Пахомов в серии работ “В нашем городе” (1944-1948 гг.) фиксирует события восстановления Ленинграда, главными действующими лицами которых были девушки из отрядов (бригад) МПВО (Местной противовоздушной обороны). “Главным желанием, – вспоминал художник, – было создать изобразительную песню, поэму о старательных, выносливых и скромных наших девушках и о нашем не раз воспетом во всех видах искусства прекрасном городе”.
К началу 1960-х годов достигнув высоких степеней официального признания, Пахомов, тем не менее, почувствовал необходимость обновления своего изобразительного языка. Толчком к этому послужила прошедшая в 1961 году в ГРМ юбилейная персональная выставка, на которой большой интерес вызвали ранние цветные иллюстрации Пахомова. После этого он решает опять использовать в иллюстрации цвет, возвращается к некоторым собственным приемам, разработанным в 20-х годах, используя цветные карандаши и акварель.
С 1921 года Алексей Пахомов являлся неизменным участником большинства крупных художественных выставок в СССР и за рубежом: США (1925), Япония (1927), Венецианская биеннале (1930), ХХХ международная выставка живописи (1931–1932, США) и других. Персональные выставки Пахомова состоялись в Ленинграде (1937–1940, 1951, 1960, 1970, 1973), Москве (1960, 1970) и других городах страны. Выставка произведений живописи и графики Пахомова состоялась в Москве в 1981 г. с выпуском каталога издательством «Изобразительное искусство».
Алексей Фёдорович Пахомов скончался 14 апреля 1973 года. Похоронен в Ленинграде на Богословском кладбище.
Работы А. Ф. Пахомова находятся в Государственном Русском музее , Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ, Калужском музее изобразительных искусств, Кемеровском областном музее изобразительных искусств, Новосибирском государственном художественном музее, Тамбовской областной картинной галерее, Чувашском государственном художественном музее,Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств (Ижевск), в музеях Архангельска, Петрозаводска, Пскова, Смоленска, Твери, в крупных частных российских и зарубежных коллекциях. Литографии и тиражные плакаты художника хранятся в фондах Российской государственной библиотеки, Музея истории города Санкт-Петербурга, Музея обороны Ленинграда, Владимиpо-Суздальского истоpико-архитектурного и художественного музея-заповедника, в отделе эстампов Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербургском ГБУК «Мемориальный музей «РАЗНОЧИННЫЙ ПЕТЕРБУРГ».
Родился 2 октября (19 сентября) 1900 года в деревне Варламово Вологодской губернии в семье деревенского старосты. С ранних лет проявил способности к рисованию. Его рисунки привлекли внимание сначала учителей, которые упросили отца Алёши отпустить его в школу, а затем местного мецената Владимира Юльевича Зубова. Познакомившись лично с Алёшей и его творчеством, он пригласил его в свое имение Кубин Бор, что в семи верстах от Варламова. Алеша принял приглашение. Зубов собирал предметы искусства, репродукции картин известных художников, которые и были показаны Алеше, а ещё он получил в подарок бумагу и карандаши. Вскоре Зубов фактически дал путевку в большую жизнь своему юному земляку, поместив Алексея на казенный счет в начальное уездное училище в городе Кадникове, а позже оказав помощь в продолжении его художественного образования: на средства, собранные им среди кадниковской интеллигенции, Алексея отправили в 1915 году учиться в Петроградское Центральное училище технического рисования барона Штиглица. После Февральской революции в училище пришли преподавать новые педагоги, в том числе, Мстислав Валерианович Добужинский, Сергей Васильевич Чехонин, Василий Иванович Шухаев. Из-за пришедших вслед за революцией голода и безденежья Пахомов вынужден был прервать свои занятия и вернуться домой. Голодный 1918 год он пережил в Кадникове, куда был приглашен на должность преподавателя школы первой и второй ступени. Несмотря на материальные трудности, это время он вспоминал с благодарностью: «Весь год я читал. Передо мной раскрывался мир, которого я, оказывается, почти не знал». Далее была служба в Рабоче-крестьянской Красной армии и возвращение в Петроград для продолжения обучения. В училище Пахомов попал в мастерскую известного русского живописца, графика, специалиста прикладного искусства и педагога Николая Андреевича Тырсы. Многочисленные авангардистские течения, господствовавшие в первой четверти XX века, оказали заметное влияние на преподавателей и саму систему обучения в училище. По воспоминаниям художника, Н. Тырса часто доказывал, что ученик А. Пахомов находится в плену прошлого, в плену старых, рутинных художественных понятий. О царившей в училище атмосфере говорят лозунги, печатавшиеся крупными буквами во всю ширину страницы в газете «Искусство коммуны»: «Мы прекрасны в неуклонной измене своему прошлому», «Разрушить — это и значит создать, ибо, разрушая, мы преодолеваем свое прошлое», «Пролетарий — творец будущего, а не наследник прошлого». После реорганизации училища и образования в августе 1921 года в Петрограде нового учебного заведения ВХУТЕМАС Алексей Пахомов продолжил в нем обучение у В.В.Лебедева, А.И.Савинова и В.И.Шухаева. В 1925 году Пахомов успешно окончил ВХУТЕМАС, представив художественному совету дипломную работу «Сенокос», которая была написана им на своей родине в Варламово. На современников это полотно произвело сильное впечатление, а выпускник ВХУТЕМАСа А. Пахомов, выдающимся критиком тех лет Н. Н. Луниным был признан «первым по талантливости» среди соискателей диплома 1925 года. Сразу после окончания института написанные в том же 1925 году картины Пахомова «Спартаковка» и «Утро на покосе» стали весьма заметным художественным событием. О них много писалось в те годы в печати. В то время, в 1926–1928 годы, Пахомов еще находился под сильным влиянием «левого» искусства и входил в группировку «Круг художников». Но вскоре он разочаровался в левом формализме, и уже в 1927 году создал реалистические иллюстрации к детской книге «Лето». Николай Тырса привел его в редакцию детского отделения Госиздата к Владимиру Лебедеву, стоявшему у истоков создания новой детской книги. К тому времени Лебедев стал художественным редактором издательства «Детская литература» и привлекал в него талантливых молодых живописцев. Как истинный мастер, В. Лебедев не боялся привносить немало своего в работы учеников, иной раз самостоятельно полностью переделывая их рисунки. Именно у В. Лебедева Пахомов заимствовал лаконичность образов, четкость силуэтов и выразительность линий. Детская книжная графика захватила художника почти целиком. В этом жанре он нашел свое истинное призвание. Зарисовывая и изучая детвору, художник пришел к большому реализму, добился четкости и наглядности образа, понятного даже дошкольнику. В 1936 году с распространением офсетной печати А. Пахомову удалось уговорить В. Лебедева попробовать изготовить офсетную печатную форму с карандашных рисунков. В результате была выпущена книжка «Школьные товарищи» С. Маршака с иллюстрациями А. Пахомова. После этого он стал иллюстрировать книги преимущественно в своей любимой карандашной манере. На Международной выставке в Париже для советского павильона художник получил золотую медаль за панно «Юношеский стадион» (1937).
Начало войны Алексей Фёдорович встретил в родном Ленинграде. Вместе со всеми участвовал в строительстве укреплений на подступах к городу. Всю блокаду художник пережил в Ленинграде. Однажды снаряд пробил крышу, стену и пол его мастерской и разорвался двумя этажами ниже. В период тяжелейших испытаний он не прерывал своей деятельности, работал по заданиям фронта. С 1942 года преподавал в ЛИЖСА имени И.Е. Репина (с 1949 года — в звании профессора). Сотрудничал в детских журналах «Чиж», «Еж», «Костер». Создавал агитационные плакаты: «Ребята, заменим отцов и братьев, ушедших на фронт! Поможем убрать урожай!» (1941), «Ребята, защищайте Родину! Выслеживайте врагов, сообщайте взрослым» (1941), «Металлом по фашистам!» (1941), «Отомсти!» (1942), «Овладевайте техникой производства» (1943), «Товарищи! Укрепляйте группы самозащиты в домах!» (1943). Выполнил серию литографий «Ленинград в дни блокады» (1942–1944). Всего им сделано более 30 художественно-хроникальных литографий о блокадной ленинградской жизни. За них он получил Сталинскую премию второй степени в 1946 г. В 1946 году рисунки серии воспроизведены в книге "В те дни. Ленинградский альбом", изданной ДетГизом. Рисунки сопровождают тексты Николая Тихонова.
Из воспоминаний А. Пахомова: «… В работе над блокадной серией я делал очень мало набросков с натуры. Больше наблюдал и запоминал. Вначале не было разрешения на зарисовки, а когда разрешение было получено, отважиться рисовать было не так-то просто. Население с таким недоверием и злобой набрасывалось на рисующего, видя в нем диверсанта и шпиона, что рисование превращалось в непрерывное объяснение. Подходил какой-нибудь военный и успокаивал недоверчивых, что-де удостоверение на зарисовки настоящее, а не поддельное. Но военный и успокоенные уходили, появлялись новые прохожие, и снова надо было объясняться и отбиваться. Но главная причина, конечно, была не в этих трудностях. Просто события были столь значительные, что, мне казалось, и отражены они должны быть не в легких набросках, а в форме наиболее монументальной (в пределах графического искусства): в проработанном эстампе большого формата... Путем наблюдения и размышления возникала та или иная идея композиции, и я без предварительных зарисовок приступал к ее выполнению. И уже в процессе выполнения я обращался к натуре, чтобы сделать действующих лиц и пейзаж живыми и убедительными... Хотелось изобразить все то новое, что принесла с собой война и блокада. Вид ленинградских улиц был необычным, исчезли трамваи, автобусы, автомобили, мало стало прохожих, появились снежные сугробы; там, где был всегда подметенный асфальт, появились люди с детскими саночками, везущие разную поклажу, люди в шубах и валенках на велосипедах...» (Отрывок из книги А.Пахомова "Про свою работу" (Л., 1971) опубликован в журнале "Детская литература" (1975. - № 5.))
Работы художника были представлены на Всесоюзной выставке «Героический фронт и тыл», проходившей в Москве в Третьяковской галерее с 8 ноября 1943 г. до 19 сентября 1944 г. В 1944 году в Русском музее состоялась выставка пяти работавших в блокаду художников: В. М. Конашевича, В. В. Пакулина, А. Ф. Пахомова, К. И. Рудакова и А. А. Стрекавина. Позднее, в феврале 1945 года, эта выставка экспонировалась в Москве.
После возвращения города к мирной жизни Пахомов в серии работ “В нашем городе” (1944-1948 гг.) фиксирует события восстановления Ленинграда, главными действующими лицами которых были девушки из отрядов (бригад) МПВО (Местной противовоздушной обороны). “Главным желанием, – вспоминал художник, – было создать изобразительную песню, поэму о старательных, выносливых и скромных наших девушках и о нашем не раз воспетом во всех видах искусства прекрасном городе”.
К началу 1960-х годов достигнув высоких степеней официального признания, Пахомов, тем не менее, почувствовал необходимость обновления своего изобразительного языка. Толчком к этому послужила прошедшая в 1961 году в ГРМ юбилейная персональная выставка, на которой большой интерес вызвали ранние цветные иллюстрации Пахомова. После этого он решает опять использовать в иллюстрации цвет, возвращается к некоторым собственным приемам, разработанным в 20-х годах, используя цветные карандаши и акварель.
С 1921 года Алексей Пахомов являлся неизменным участником большинства крупных художественных выставок в СССР и за рубежом: США (1925), Япония (1927), Венецианская биеннале (1930), ХХХ международная выставка живописи (1931–1932, США) и других. Персональные выставки Пахомова состоялись в Ленинграде (1937–1940, 1951, 1960, 1970, 1973), Москве (1960, 1970) и других городах страны. Выставка произведений живописи и графики Пахомова состоялась в Москве в 1981 г. с выпуском каталога издательством «Изобразительное искусство».
Алексей Фёдорович Пахомов скончался 14 апреля 1973 года. Похоронен в Ленинграде на Богословском кладбище.
Работы А. Ф. Пахомова находятся в Государственном Русском музее , Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ, Калужском музее изобразительных искусств, Кемеровском областном музее изобразительных искусств, Новосибирском государственном художественном музее, Тамбовской областной картинной галерее, Чувашском государственном художественном музее,Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств (Ижевск), в музеях Архангельска, Петрозаводска, Пскова, Смоленска, Твери, в крупных частных российских и зарубежных коллекциях. Литографии и тиражные плакаты художника хранятся в фондах Российской государственной библиотеки, Музея истории города Санкт-Петербурга, Музея обороны Ленинграда, Владимиpо-Суздальского истоpико-архитектурного и художественного музея-заповедника, в отделе эстампов Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербургском ГБУК «Мемориальный музей «РАЗНОЧИННЫЙ ПЕТЕРБУРГ».