Нисский Георгий Григорьевич (1903-1987)
Народный художник РСФСР (1965). Член-корреспондент (1954), действительный член Академии художеств СССР(1958). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951).
Родился 8 января 1903 в семье фельдшера на железнодорожной станции в белорусском местечке Новобелица недалеко от Гомеля. Его детство прошло на железнодорожной станции, поэтому, упражняясь в рисовании, он чаще всего рисовал рельсы, семафоры, вагоны, поезда. Это увлечение проявлялось и в его зрелом творчестве. С живописью он познакомился, когда учился в гимназии. Художник-студент Зорин рассказал Жоре о Левитане, Врубеле и других живописцах, показал репродукции картин, посоветовал больше заниматься самостоятельно. В 1919 году в возрасте 16 лет Георгий поступил в Гомельскую художественную студию им. Врубеля, которой руководил Александр Быховский. Талант Георгия быстро нашел признание и его направили в Москву на подготовительный факультет Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), открытых после революции. Там он учился с 1921 по 1930 г., параллельно работая в типографии и занимаясь спортом. В 1926 г. будущий мастер сблизился с Александром Дейнекой, который ввел его в круг художников группы «ОСТ» (общество художников-станковистов). и оказал на его творчество большое внимание. Остовцы считали, что художник должен принимать активное участие в строительстве социализма. Искусство должно быть сюжетным и современным, воспевать индустриализацию, спорт и другие достижения. Участие в группе повлияло на формирование стиля живописца, характерными чертами которого стали четкость, динамика, тонкий лиризм, а объектами произведений — современные ему сюжеты. В 1928 г. Георгий Нисский отправился в Новороссийск, чтобы подготовить материал для дипломной работы. Его дипломная работа называлась "Интернационал на „Жан Бар“. Восстание французских моряков в Одессе в 1919 г". Эту работу сразу после защиты купила Третьяковская галерея. Он был покорен величием и романтикой моря. Этот образ навсегда вошел в творчество художника. Окончив в 1930 г. ВХУТЕМАС был призван на военную службу и нес её до 1931 года в Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, где выполнял стенгазеты, плакаты, панно. C 1932 почти ежегодно ездил для работы на Чёрное море - в Батуми, Новый Афон, Новороссийск, Севастополь, Судак, Одессу. В этот период творчества создавал произведения в духе ОСТа: «Комсомол на стройке» (1929), «На берегу» (1930), «Осень. Семафоры» (1932), «На путях. Май» (1933), «Севастополь» (1933), «Встреча советского и иностранного флота» (1933). Когда в 1934 году во время своего визита в СССР французский художник Альбер Марке, много ходивший по московским музеям, отвечая на заданный в ВОКСЕ вопрос, кто из московских художников ему больше всего понравился, сказал, что очень полюбил работу Нисского «Осень. Семафоры», коллеги Нисского придумали шутку, что у Марке вкус «нисский». Нисский был очень энергичным человеком, прекрасно чувствовавшим свое время. Интересовался техникой, играл в волейбол, ездил на лыжах, увлекался яхтным спортом и не один раз выигрывал в парусных соревнованиях. После войны у него даже появилась своя небольшая парусная яхта "Нерпа". Она стала продолжением дома и мастерской для художника. В 1936 году совместно с А. А. Дейнекой, Ф. С. Богородским и Г. Г. Ряжским, ездил в Севастополь и Балаклаву на этюды, летал на аэропланах, ходил на военных быстроходных катерах и на подводной лодке. Итогом этих путешествий становились новые марины и сюжетные картины на темы советского флота:. «Севастополь. Встреча» (1935), «Спуск военного корабля», «Маневры кораблей Черноморского флота» (обе - 1937). Весной 1937 года в связи с подготовкой выставки «Индустрия социализма» был командирован на Тихий океан. Результатом стали картины: «На Тихом океане», «Подводная лодка», «Порт на Дальнем Востоке», «Задержание японской шхуны», «Улов на Дальнем Востоке». В 1937 году на Международной выставке в Париже за картину " Севастополь. Встреча" его наградили бронзовой медалью. В 1938 году участвовал в самой крупной художественной выставке, посвящённой Вооруженным Силам – «20 лет РККА и Военно-Морского Флота» картинами «Задержание японской шхуны», «Черноморский флот на маневрах», «Подводная лодка». Его имя упоминается во всех многочисленных критических статьях, посвященных выставке центральной и периферийной прессой. Участвовал в масштабной тематической выставке «Индустрия социализма», на ней было представлено более тысячи произведений. Они занимали семнадцать залов, группируясь по тематическому признаку. В четвёртом и пятом залах, объединенных темой «Индустрия крепит оборону СССР», висели картины Нисского «Спуск корабля» и «На Дальнем Востоке». Первая картина, пользовалась особой популярностью у посетителей, все, кто писал о этой картине, отмечали смелость и оригинальность её композиционного решения. Нисский трактует это значительное событие как народный праздник – этому отвечает яркий колорит картины, передающий и летнюю синеву моря, и прозрачную синь неба, оттененную розовеющими облаками, и нарядность флагов расцвечивания, которыми набраны слова «Красный флот на удар ответим ударом». В предвоенные годы Г. Нисский уделял внимание и плакату, создал листы посвящённые обороне СССР: «И если враг с ухваткой вора. Зайдет в советские моря. К орудьям встанут комендоры. Ударят с грохотом линкоры. Подняв литые якоря» (1940). Зимой 1940 г. вместе с художником Фёдором Решетниковым Нисский совершил поездку на Балтийское море, где выполнил графические серии «Ленинград», «Кронштадт». Осенью 1940 и весной 1941 работал на Северном флоте в Баренцевом море («Линкоры на рейде», «Крейсер в походе»). Там художника застала Великая Отечественная война. Во время войны Нисский оставался в Москве. Работал в мастерской оборонного плаката Окна ТАСС; остался верен себе – выполнял плакаты, как правило, на морскую тему: №588 «Во славу Октября!» (1942). В феврале 1942 года вместе со своим другом Дейнекой, Нисский ездил в действующую армию, в район Юхнова. Художник вел фронтовой дневник и много рисовал. В дневнике он записал: «Только бы верно понять сердцем. На глаза надежды больше. Видят уже правильно <...> Отбирать только главное... Остальное, литературно досказывающее - убирать, убирать уверенно, безжалостно». Вернувшись в Москву, Нисский много работает. По заказу Центрального военно-морского музея он пишет серию из тринадцати картин, посвященных подвигам советских солдат и моряков: «Торпедирование вражеского судна подводной лодкой», «Над Баренцевым морем», «Морской десант», «Севастополь», «Бой в Ирбенском проливе» (1942), «Утро на аэродроме» (1942), «Разгром фашистского каравана кораблями и авиацией Балтийского флота» (1942) совместно со Штранихом Владимиром Федоровичем. Как и большинство художников военной поры Нисский решал в своём творчестве задачи укрепления патриотизма, поддержания воли к борьбе с захватчиками. Одно из лучших произведений художника этих лет – картина «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе». Она написана вскоре после великого сражения за Москву зимой 1942 года и была экспонирована на выставке «Великая Отечественная война» в 1943 году. Вот что сам художник рассказывал об истории её написания: «В памятную тяжелую зиму 1941—1942 года, когда подмосковное небо озарялось вспышками выстрелов, а на запад шли, лязгая гусеницами, тяжелые танки, я подолгу стоял и смотрел на мглу над Ленинградским шоссе; его прямизна была просечена противотанковыми заграждениями, в промежутки которых уходили танки, несущие на стальной спине своей русских солдат в полушубках, в заиндевевших от мороза и дыхания шлемах. Я этюдов не писал, я только чувствовал и смотрел, а потом убегал в мастерскую рисовать и компоновать. А саму вещь написал, сам не замечая, как-то недолго, в два дня».
Той же задаче посвящает художник графические работы, к которым он вновь обращается в годы войны. Нисский создаёт отдельные листы «Когда немцы ушли (1942), «Партизаны в засаде», «Перед боевым вылетом» и циклы рисунков на темы – «Защита Одессы», «Военная Москва», «Защита Севастополя». Один из лучших графических листов художника «Зенитная батарея у «Динамо»» из цикла «Военная Москва» даёт полное представление об особенностях его графики этих лет. Не меньшее значение для подъема патриотического духа имели и пейзажи, в которых художник проявил свою безграничную любовь к Родине: «Клязьминское водохранилище», «Мост на канале», «После дождя», «Канал Москва – Волга», «Ночь на канале» и других, продолжая в суровые военные годы развивать жизнеутверждающую тему красоты и величия родной природы.Работы художника были представлены на Всесоюзной выставке «Героический фронт и тыл», проходившей в Москве в Третьяковской галерее с 8 ноября 1943 г. до 19 сентября 1944 г.
После войны летние месяцы проводил на собственной яхте на Канале им. Москвы, результатом чего стали работы «На канале Москва - Волга» (1945), «Дмитриевский шлюз», «Вечер на Клязьме» (обе - 1946), «Весна на Клязьме» (1947), «Верхняя Волга» (1948). В это время создавал другие пейзажи «Подмосковные просторы» (1946), «Под Москвой. Февраль» (1947), «Белорусский пейзаж» (1947), «Депо» (1949), «Подмосковная рокада» (1957). В 1940–1950-е годы Георгий Нисский много работал и создал, пожалуй, лучшие свои картины – полные энергии, света и воздуха. Любимыми художниками Нисского были Аркадий Рылов, Архип Куинджи и Александр Дейнека. Еще ему нравился Левитан, но он говорил, что не представляет, как можно писать современный реалистичный пейзаж в стиле Левитана и поместить на него, например, самолет. С Дейнекой он познакомился в юности и дружил. Именно он и Дейнека стали предвестниками сурового стиля. Его сдержанные по цвету, композиционно и тонально выверенные работы являются одними из лучших реалистических произведений искусства этих лет в СССР. За картины морской тематики ("Одесса. Порт", "Пейзаж с маяком" и "У берегов Дальнего") в 1951 году Георгий Григорьевич получил Государственной премии Сталинскую премию третьей степени. В 1953 г. он путешествовал по Волге, в связи с чем написал цикл лирических пейзажей. В 1954 г. избран в члены-корреспонденты АХ СССР. За картину "Подмосковье. Февраль" он получил в 1958 году бронзовую медаль на всемирной выставке в Брюсселе. В этом же году стал академиком Академии художеств СССР. Много путешествовал. В путешествия брал с собой свою собаку Редьку, которая приобрела известность, чуть меньшую чем сам хозяин. Георгий Григорьевич продолжал иллюстрировать книги на морскую тематику. В 1964 г. награжден серебряной медалью АХ СССР за композицию «На Дальнем Востоке» (1963). В 1965 году ему присвоено звание Народного художника РСФСР. Последние годы жизни художник был тяжело болен и практически не работал. Скончался Георгий Нисский в доме престарелых 18 июня 1987 г. Работы художника участвовали во многих выставках до войны. Но многие из них пропали, поскольку перед самой войной были отправлены на передвижную выставку в Сталино в Донбассе. При подготовке к эвакуации культурные ценности отнесли ко второй очереди эвакуированных вещей, поэтому экспонаты передвижной выставки сложили в ящики и 5 июля 1941 года передали их на временное хранение Сталинскому художественному музею. Во время войны работы художника были представлены на выставках «Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны» (1942), «Красная Армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками» (1943), пейзажа (1944). После войны работы художника участвовали во Всесоюзных художественных выставках (1946, 1950, 1955), «30 лет Советских вооруженных сил» (1948), «40 лет Советских вооруженных сил» (1958) в Москве; художественной выставке во Владивостоке (1931); «Художники РСФСР за XV лет» (1932), «200 лет Академии художеств СССР» (1957) в Ленинграде и других. Нисский - участник ряда зарубежных выставок: «Мир завтрашнего дня» в Нью-Йорке (1939), 28-й биеннале в Венеции (1956), Всемирной выставки в Брюсселе (1958); советского искусства в Варшаве (1951), Дели, Калькутте, Бомбее (1952), Праге, Братиславе, Брно (1954), Дамаске, Бейруте, Каире (1955), Лондоне (1957). Персональные выставки состоялись в Москве (1950, 1959 - «На просторах Родины»). В 2018 г в Институте русского реалистического искусства состоялась самая большая выставка, посвященная творчеству художника «Нисский. Горизонт». Работы находятся более чем в 25 музеях России и бывших союзных республик: Третьяковской галерее, Русском музее, ЦМВС, Музее пограничных войск (Москва), Музее русского искусства (Киев), Музее изобразительных искусств в Волгограде, художественных музеях в Днепропетровске, Алма-Ате, Астрахане, Ашхабаде, Минске, Нижнем Новгороде, Севастополе, Ташкенте, Чебоксарах, Хабаровске. и других.