Непринцев Юрий Михайлович (1909 - 1996)
Народный художник СССР (1965). Лауреат Сталинской премии первой степени (1952). Действительный член АХ СССР (1970)
Родился 2 (15 августа) 1909 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) в семье архитектора. В детстве увлекался рисованием, что впоследствии и привело его в студию художника Бориса Фогеля при тбилисском Доме Красной Армии. Решив посвятить себя живописи, Непринцев в 1926 году приехал в Ленинград для поступления в Академию Художеств. Попытки сразу поступить успехом не увенчались, поэтому будущий художник начал учиться у Василия Савинского - известного педагога, ученика и последователя П. П. Чистякова, - который дал ему основу будущего мастерства и методику работы над исторической картиной. Лишь в 1934 году Непринцев сдал экзамены во Всероссийскую Академию художеств, но его не должны были зачислять на учебу, как представителя дворянского сословия. Однако, за художника вступился Исаак Бродский, в то время возглавивший Академию, разглядевший незаурядный талант Юрия. Юрий поступил на отделение живописи ЛИЖСА имени И. Е. Репина, где его педагогами были И. И. Бродский, А. М. Любимов, П. С. Наумов, В. А. Серов. После защиты диплома поступил в аспирантуру института, где занимался под руководством Р. Р. Френца и Б. В. Иогансона. В 1938 году Непринцев окончил институт по мастерской И. Бродского. Его дипломная работа — картина «А. Пушкин в селе Михайловском», ставшая первым серьёзным произведением художника, к сожалению, не сохранилась: приобретённая музеем А. С. Пушкина в селе Михайловском, она погибла при разгроме музея фашистами в годы Великой Отечественной войны. После защиты диплома Непринцев был принят в аспирантуру Академии художеств, где занимался под руководством Р. Р. Френца и Б. В. Иогансона. К этому периоду относится одна из первых его тематических картин «Заключение договора на соцсоревнование» (1939), которую художник писал непосредственно с натуры в цехах Кировского завода, без предварительных этюдов, стремясь передать живое, непосредственное впечатление от события, как бы случайно увиденного в жизни. В 1940 году Непринцева приняли в члены ЛОСХ. В первые дни войны Ю. Непринцев вместе с архитектором М. К. Бенуа участвует в маскировке одного из заводов Ленинграда. В сентябре вместе с группой художников участвует в сооружении противотанковых заграждений. Вскоре Непринцев добровольцем отправился на войну и попал в окопы под Ораниенбаумом в добровольческий истребительный батальон. Но почти сразу же был призван в ВМФ и направлен на курсы подготовки комсостава. С конца ноября 1941 г. по октябрь 1942 г. он – командир взвода морской пехоты, который охранял дивизион дальнобойной артиллерии. Во время службы в армии он ни разу не воспользовался личным оружием. Будучи командиром взвода, он писал карандашом небольшие портреты своих боевых товарищей – балтийцев. Его супруга М.А. Тихомирова работала хранителем оставшихся в блокированном Ленинграде музейных сокровищ Петергофа. С ноября 1942 года до конца войны Ю. Непринцев работал художником Политического управления Балтийского флота, выпуская вместе с другими художниками – В.Пророковым, В.Соколовым, С.Боимом –сатирические плакаты «Балтийский прожектор». Во время войны он не создавал масштабных картин и графических работ, посвященных боевым действиям. Его интересовало то, с чем он сталкивался ежедневно на улицах блокадного Ленинграда: люди, их характеры, темпераменты, настроение. Тогда же Непринцев начал серию "Блокадный Ленинград", которая выполнялась тушью. С 1941 по 1945 гг. Ю. Непринцев принял участие в восьми художественных выставках, в том числе, в знаменитой Всесоюзной выставке «Героический фронт и тыл», состоявшейся в Третьяковской галерее в Москве в 1943 – 1944 гг. В 1944 г. награжден Орденом Красной Звезды. Весной 1945 года побывал в освобожденных городах Прибалтики и Восточной Пруссии. День Победы он встретил в Гдыне (Северная Польша). В послевоенные годы Юрий Непринцев создал ряд картин, посвящённых героической борьбе советского народа против фашистской Германии: «Последняя граната» (1948), «Лиза Чайкина» (1949), «Отдых после боя» (1951), «Рассказ об отце» (1955). Юрий Непринцев много работал в технике литографии и книжной графики, им созданы известная серия «Мы пришли защищать Ленинград» (1948), иллюстрации к роману В. Гюго «Труженики моря» (1950), «Морским рассказам» К. М. Станюковича (1951). Широкую известность получила картина Ю. М. Непринцева «Отдых после боя. Василий Тёркин» (1951), за которую он получил Сталинскую премию первой степени. В 1961–1967 годах создал серию офортов «Ленинградцы» (авторское название «Рассказы о ленинградцах»), за которую в 1963 году художника была вручена Серебряная медаль академии художеств. В серию вошло 17 графических листов, связанных общей темой. Сам автор рассказывал: «Мне, как свидетелю, в свое время делавшему целый ряд зарисовок и эскизов на эту тему, захотелось, правдиво донести эти события до людей, которые, может быть, после нас будет этим интересоваться. Мне казалось, что сделать это — мой гражданский долг, пока я могу еще что-то сделать, используя материал, который у меня накопился…». За эту серию ему присуждена Серебряная медаль АХ СССР (1963). С 1948 по 1996 год Юрий Непринцев преподавал в ЛИЖСА имени И. Е. Репина, в качестве профессора (1954), руководителя персональной мастерской. В 1953 г. стал членом-корреспондентом, а в 1970 действительным членом АХ СССР. В 1965 г. ему было присвоено звание народного художника СССР. Серебряная медаль им. М.Б. Грекова (1972). Непринцев Юрий Михайлович скончался 20 октября 1996 года.
Юрий Непринцев участвовал в выставках с 1928 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда, в 1938 году в Москве участвовал в выставке «XX лет РККА и Военно-Морского флота». В дальнейшем принимал участие более чем в 30 крупных выставках. Персональные выставки произведений художника были показаны в Москве, Свердловске (1960), Горьком, Саратове (1959) и Ленинграде (1959, 1979,1989). Его произведения находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, Государственного художественного музея Алтайского края (Барнаул), Новокузнецкого художественного музея, Сочинского художественного музея им. Д.Д. Жилинского, Приморской государственной картинной галереи (Владивосток), Калужском Музее изобразительных искусств, НИИ РАХ (Санкт-Петербурге), Белгородского художественного музея, Елабужского государственного музея-заповедника, Воронежского областного художественного музея им. И.Н.Крамского, других музеях и собраниях в России и других странах.
Родился 2 (15 августа) 1909 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) в семье архитектора. В детстве увлекался рисованием, что впоследствии и привело его в студию художника Бориса Фогеля при тбилисском Доме Красной Армии. Решив посвятить себя живописи, Непринцев в 1926 году приехал в Ленинград для поступления в Академию Художеств. Попытки сразу поступить успехом не увенчались, поэтому будущий художник начал учиться у Василия Савинского - известного педагога, ученика и последователя П. П. Чистякова, - который дал ему основу будущего мастерства и методику работы над исторической картиной. Лишь в 1934 году Непринцев сдал экзамены во Всероссийскую Академию художеств, но его не должны были зачислять на учебу, как представителя дворянского сословия. Однако, за художника вступился Исаак Бродский, в то время возглавивший Академию, разглядевший незаурядный талант Юрия. Юрий поступил на отделение живописи ЛИЖСА имени И. Е. Репина, где его педагогами были И. И. Бродский, А. М. Любимов, П. С. Наумов, В. А. Серов. После защиты диплома поступил в аспирантуру института, где занимался под руководством Р. Р. Френца и Б. В. Иогансона. В 1938 году Непринцев окончил институт по мастерской И. Бродского. Его дипломная работа — картина «А. Пушкин в селе Михайловском», ставшая первым серьёзным произведением художника, к сожалению, не сохранилась: приобретённая музеем А. С. Пушкина в селе Михайловском, она погибла при разгроме музея фашистами в годы Великой Отечественной войны. После защиты диплома Непринцев был принят в аспирантуру Академии художеств, где занимался под руководством Р. Р. Френца и Б. В. Иогансона. К этому периоду относится одна из первых его тематических картин «Заключение договора на соцсоревнование» (1939), которую художник писал непосредственно с натуры в цехах Кировского завода, без предварительных этюдов, стремясь передать живое, непосредственное впечатление от события, как бы случайно увиденного в жизни. В 1940 году Непринцева приняли в члены ЛОСХ. В первые дни войны Ю. Непринцев вместе с архитектором М. К. Бенуа участвует в маскировке одного из заводов Ленинграда. В сентябре вместе с группой художников участвует в сооружении противотанковых заграждений. Вскоре Непринцев добровольцем отправился на войну и попал в окопы под Ораниенбаумом в добровольческий истребительный батальон. Но почти сразу же был призван в ВМФ и направлен на курсы подготовки комсостава. С конца ноября 1941 г. по октябрь 1942 г. он – командир взвода морской пехоты, который охранял дивизион дальнобойной артиллерии. Во время службы в армии он ни разу не воспользовался личным оружием. Будучи командиром взвода, он писал карандашом небольшие портреты своих боевых товарищей – балтийцев. Его супруга М.А. Тихомирова работала хранителем оставшихся в блокированном Ленинграде музейных сокровищ Петергофа. С ноября 1942 года до конца войны Ю. Непринцев работал художником Политического управления Балтийского флота, выпуская вместе с другими художниками – В.Пророковым, В.Соколовым, С.Боимом –сатирические плакаты «Балтийский прожектор». Во время войны он не создавал масштабных картин и графических работ, посвященных боевым действиям. Его интересовало то, с чем он сталкивался ежедневно на улицах блокадного Ленинграда: люди, их характеры, темпераменты, настроение. Тогда же Непринцев начал серию "Блокадный Ленинград", которая выполнялась тушью. С 1941 по 1945 гг. Ю. Непринцев принял участие в восьми художественных выставках, в том числе, в знаменитой Всесоюзной выставке «Героический фронт и тыл», состоявшейся в Третьяковской галерее в Москве в 1943 – 1944 гг. В 1944 г. награжден Орденом Красной Звезды. Весной 1945 года побывал в освобожденных городах Прибалтики и Восточной Пруссии. День Победы он встретил в Гдыне (Северная Польша). В послевоенные годы Юрий Непринцев создал ряд картин, посвящённых героической борьбе советского народа против фашистской Германии: «Последняя граната» (1948), «Лиза Чайкина» (1949), «Отдых после боя» (1951), «Рассказ об отце» (1955). Юрий Непринцев много работал в технике литографии и книжной графики, им созданы известная серия «Мы пришли защищать Ленинград» (1948), иллюстрации к роману В. Гюго «Труженики моря» (1950), «Морским рассказам» К. М. Станюковича (1951). Широкую известность получила картина Ю. М. Непринцева «Отдых после боя. Василий Тёркин» (1951), за которую он получил Сталинскую премию первой степени. В 1961–1967 годах создал серию офортов «Ленинградцы» (авторское название «Рассказы о ленинградцах»), за которую в 1963 году художника была вручена Серебряная медаль академии художеств. В серию вошло 17 графических листов, связанных общей темой. Сам автор рассказывал: «Мне, как свидетелю, в свое время делавшему целый ряд зарисовок и эскизов на эту тему, захотелось, правдиво донести эти события до людей, которые, может быть, после нас будет этим интересоваться. Мне казалось, что сделать это — мой гражданский долг, пока я могу еще что-то сделать, используя материал, который у меня накопился…». За эту серию ему присуждена Серебряная медаль АХ СССР (1963). С 1948 по 1996 год Юрий Непринцев преподавал в ЛИЖСА имени И. Е. Репина, в качестве профессора (1954), руководителя персональной мастерской. В 1953 г. стал членом-корреспондентом, а в 1970 действительным членом АХ СССР. В 1965 г. ему было присвоено звание народного художника СССР. Серебряная медаль им. М.Б. Грекова (1972). Непринцев Юрий Михайлович скончался 20 октября 1996 года.
Юрий Непринцев участвовал в выставках с 1928 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда, в 1938 году в Москве участвовал в выставке «XX лет РККА и Военно-Морского флота». В дальнейшем принимал участие более чем в 30 крупных выставках. Персональные выставки произведений художника были показаны в Москве, Свердловске (1960), Горьком, Саратове (1959) и Ленинграде (1959, 1979,1989). Его произведения находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, Государственного художественного музея Алтайского края (Барнаул), Новокузнецкого художественного музея, Сочинского художественного музея им. Д.Д. Жилинского, Приморской государственной картинной галереи (Владивосток), Калужском Музее изобразительных искусств, НИИ РАХ (Санкт-Петербурге), Белгородского художественного музея, Елабужского государственного музея-заповедника, Воронежского областного художественного музея им. И.Н.Крамского, других музеях и собраниях в России и других странах.