Митурич Пётр Васильевич (1887 - 1956)
Родился в Санкт-Петербурге 2 (14) октября 1887 года в семье потомственного военного и литератора. С 1900 по 1905 год учился в Псковском кадетском корпусе, откуда был исключён за хранение нелегальной литературы. Учился с 1906 по 1909 год в Киевском художественном училище у И. Ф. Селезнёва, соученика и друга М. А. Врубеля. С 1909 по 1915 год учился у Н. С. Самокиша (мастера батального жанра) в петербургской Академии художеств. Участвовал в военной экспедиции художников в 1915 году, с которой Петр Митурич побывал на Западном фронте. Часть материала из экспедиции хранится в Историческом музее, другая — в архивах Петербурга. В 1910-е—1920-е годы был близок с В. Е. Татлиным, Л. А. Бруни, Н. И. Нисс-Гольдман, Н. Н. Пуниным, футуристами. Из этого периода известны его портреты поэтов О. Мандельштама (1915, в ГРМ) и Вяч. Иванова, музыканта А. Лурье, посмертный портрет Врубеля и др. Работал обычно тушью, углем и карандашом. Увлекшись идеями футуризма, разработал новый вид искусства, «пространственную графику» (штрихи и линии, нанесенные на геометрические фигуры и целые инсталляции из картона и плотной бумаги); характерным примером может служить «словарь» из 150 кубиков (1919). Абстрактные листы конца 1910-х годов, самые «левые» в искусстве П.Митурича экспонировались в Музее живописной культуры, откуда поступили в коллекцию Третьяковской галереи в 1929 году. В начале 1920-х сблизился с поэтом В. Хлебниковым, который был братом второй жены Митурича. Митурич стал свидетелем кончины поэта в деревне Санталово (в доме семьи художника) (Новгородская губерния) и зарисовал поэта на смертном одре - «Велимир Хлебников на смертном одре 28 июня 1922 г». ("Первый председатель земного шара") (1922, в ГРМ). Санталовский цикл произведений П. Митурича (портреты поэта, пейзажи, графические образы, навеянные поэтическим творчеством Хлебникова) считают золотым фондом отечественной графики. Художник много рисовал на темы стихов друга, пытаясь найти зрительные интерпретации поэзии («Композиция на тему "Закона времени" В.Хлебникова». 1918–1922. Бумага, бумажные наклейки, акварель, тушь, в ГТГ). Эти рисунки – образцы «чистой графики», построенные на черно-белых ритмах, динамичные, часто закрученные в спирали или «взрывающие» плоскость листа композиции («Графический мотив». 1918–1922. Бумага, тушь, кисть, графитный карандаш, в ГТГ). Создавал и пространственные объекты – «Пространственная живопись» (1919–1920. Картон, бумага, дерево, тушь, сухая кисть, в ГТГ). Это объемная бумажная конструкция, построенная на комбинации разноокрашенных форм. В это время увлекается идеями волнового динамического движения, создавал как чертежи, так и модели («Летательный аппарат. Наброски». 1918. Бумага, графитный карандаш, в ГТГ). После смерти Хлнебникова Митурич с семьей переехал в Москву, где с 1923 по 1930 год преподавал во ВХУТЕМАСе (Высших художественно-технических мастерских), где возник круг его учеников-единомышленников (П. Захаров, Е. Тейс и др.). В этот период его работы более классические, подчинены привычным законам перспективы(«Бульвар». 1924. Бумага, черный карандаш; «Кутум. Астрахань». 1926. Бумага, черный карандаш, оба в ГТГ). Появляются работы, посвященные женской красоте, которые связаны с образами супруги-художницы В. В. Хлебниковой. Так очень известен «Портрет Веры Хлебниковой-Митурич, жены художника» (1924. Бумага, чернильный карандаш, 1924, ГТГ). Также, известны такие работы П. В. Митурича как «Зимой. Семья за столом», пейзажи Хвалынска (1926–1929), пейзажи Астрахани (1926) и Судака (1937 и 1939). С конца 1930-х в рисунках неразбавленной тушью, работая кистью художник добивается яркого живописного эффекта за счет пластичности светотеневых ритмов. Рисунки экспрессивны и декоративны («Сухое дерево». 1938. Бумага, тушь, кисть; «Яблоня». 1945. Бумага, тушь, кисть, оба в ГТГ). В 1930 годы П.Митурич оказался на обочине официальной художественной жизни. Вынужденный вести довольно замкнутый образ жизни, он работал над простыми сюжетами – пейзажами, портретами близких. В январе 1941 умерла супруга художника, они с сыном остались совсем без средств, Когда началась война Петр Васильевич оставался в Москве, дежурил во время налетов на крыше. Опасаясь градом падавших зенитных осколков, он надевал на себя кольчугу и шлем, ранее принадлежавшие художнику Архипову. И однажды спас-таки дом от пожара, с трудом выковыряв зажигательную бомбу, впившуюся в деревянную балку перекрытия. Художник ходил на рисовальные сеансы в литографскую мастерскую в Козихинском переулке. Завсегдатаи студии прямо на улице залавливали военных, красивых девушек и усаживали позировать. И художники и их модели сидели в шубах, в шапках. Рисовал Митурич П.В. и в городе — гигантские баллоны аэростатов, обложенные мешками с песком фасады домов. Пытался он делать и какие-то литографии для заработка — с летчиками и самолетами, открытки на военные темы, но ничего значительного из этого не получалось. Работы художника были представлены на Всесоюзной выставке «Героический фронт и тыл», проходившей в Москве в Третьяковской галерее с 8 ноября 1943 г. до 19 сентября 1944 г. С середины 1940-х годов творчество П.Митурича опять приобретает новые черты: художник использует в работе большие листы, создает картины широкими движениями руки, подвижными линиями и штрихами, которые переплетались в вихре и рождали энергичные фигуры, предметы и портреты («Портрет литературоведа Н.Л.Степанова». 1946. Бумага, тушь, кисть; «Мужской портрет». 1951. Бумага, тушь кисть, оба в ГТГ). Дневники, письма, воспоминания, статьи художника были объединены в издании «Записки сурового реалиста эпохи авангарда». Свою творческую позицию Петр Митурич выразил чрезвычайно просто и четко: "Чувство красоты и чувство истины есть одно и то же чувство природы". Умер Пётр Митурич в Москве 27 октября 1956 года. Персональные выставки: в 1923 Музей живописной культуры, Москва; Музей художественной культуры, Петроград; в 1958 (совместно с Н.Н.Куприяновым, Л.А.Бруни), выставочный зал МОСХа, Кузнецкий мост, 11, Москва; в 1971 в Государственном Русском музее; в 1972 в Минске, Львове; в 1978 в Государственной Третьяковской галерее; в 1988 в ГМИИ им. А.С.Пушкина; в 2001 (совместно с В.В.Хлебниковой, М.П.Митуричем-Хлебниковым, В.М.Хлебниковой), в 2012 в Государственной Третьяковской галерее прошла выставка графики из собрания ГТГ к 125-летию со дня рождения художника. Работы находятся в коллекциях ГТГ, ГРМ, Всероссийского музея А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), ГИМ, Киевского музея русского искусства, Калужском Музее изобразительных искусств, Рыбинского музея-заповедника, Stedelijk Museum, фонд Харджиева-Чаги (Амстердам), в постоянной экспозиции Дома-музея Велимира Хлебникова (филиал Астраханской картинной галереи им. П. М. Догадина).