Матюх Вера Фёдоровна (1910 – 2003)
Вера Фёдоровна Матюх родилась 20 августа 1910 года в Берлине в семье русского политического деятеля, эмигрировавшего из России после событий 1905 года. В 1923 году вместе с семьей переехала в СССР, при этом не владела русским языком. С 1926 года по 1930 год училась в Харьковском художественном институте (ныне Харьковская академия дизайна и искусств) на факультете графики (мастерская конструктивиста В. Ермилова). В 1931 году приехала впервые в Ленинград. С воодушевлением она знакомится с этим великолепным городом. Молодая женщина любила танцы и спорт, и вот на теннисном корте она знакомится с Павлом Кондратьевым, так она оказалась в компании художников Павла Кондратьева и Льва Юдина — учеников Казимира Малевича и осталась в Ленинграде. Кондратьев познакомил её с авангардными системами Матюшина, Филонова и Малевича. Павел Кондратьев оставался другом и наставником Веры до его смерти в 1985 г. Молодая художница начала заниматься цветным эстампом. Первый черно-белый оттиск использовался Матюх как остов, на который накладывались бесконечные варианты коллажей из цветной бумаги. "Отрепетированная" таким образом цветовая гамма, переносилась потом на литографский оттиск. В Ленинграде сотрудничала с различными издательствами, иллюстрировала книги, работала в журналах «Чиж» и «Ёж». Путь, начавшийся во второй половине 1930-х годов "счастливым стечением обстоятельств", с первой же изданной книги, позволил молодой художнице войти в круг талантливой молодежи, объединенной экспериментальной графической лабораторией-мастерской при Ленинградском союзе художников. Рядом с Верой Матюх здесь работали такие же молодые авторы - Теодор Певзнер (погиб во время войны), Юрий Сырнев, Иосиф Ец (погиб во время войны), Лидия Тимошенко. Училась литографии у Н.А. Тырсы, в Экспериментальной литографской мастерской ЛОССХ работала под руководством Г.С. Верейского и Е.С. Кругликовой в содружестве с такими художниками как К.И. Рождественский, Л.Юдин (погиб во время войны), от которых она узнала о методологии Гинхука. Работала бок о бок и училась у Б.Н. Ермолаева, А.Л. Каплана, А.С. Ведерникова, А.В. Каплуна. Безусловное обаяние творческого почерка Матюх заключается в сохранении качества "продуманной импровизационности". Живое впечатление, рожденное натурным импульсом, придает ее листам, особенно ранним (довоенным), ощущение сиюминутного среза действительности. Войну Вера Матюх встретила в Ленинграде, чудом уцелела в страшную зиму 1941-1942 гг. с новорожденным ребенком на руках. «Съели 8 кошек, - вспоминает Матюх и добавляет с сожалением, - при моей любви к животным». Весной 1942 г. ей с семьей удается эвакуироваться в Казань, где тогда находились родители мужа. В 1943 г. Матюх переезжает в Москву, где работает в московских издательствах вплоть до возвращения в Ленинград в 1948 году. Начиная с 1970-х годов, В.Матюх все более интересуют проблемы цвета и пространства. Поверхность созданных в это время листов заполняют вариации множественных движений, словно отраженных в бесконечных зеркалах. Идеи экспериментального поиска новых пластических возможностей литографии, непривычной, острой выразительности, доступной печатной графике, в полной мере воплотились в работах Веры Матюх. Скончалась 9 марта 2003 в Санкт-Петербурге.
Работы художницы участвовали во множестве выставок в Ленинграде и Санкт-Петербурге. Особенно нужно отметить персональную выставку, которая прошла весной 1987 года в Ленинградском отделении Союза художников и которая создала большой резонанс из-за представленных на ней смелых экспериментальных работ. В 2003 году состоялся ряд посмертных персональных выставок, в частности в ГРМ (была открыта 6 марта за три дня до кончины художницы), в Комарово.
Работы художницы находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков, Чувашской картинной галерее и др.