Малиновский Виктор Петрович (1928 - 2011)
Заслуженный художник РСФСР (1980)
Родился 25 ноября 1928 в городе Горьком в семье сормовских рабочих. Родители заметили творческие задатки сына, которого привлекали музыка и рисование. Когда Вите исполнилось семь лет, он стал заниматься в изокружке под руководством Василия Леонтьевича Мартынова. У Мартынова Виктор занимался несколько лет, продолжая рисовать даже после начала войны. Но Виктор не мог остаться в стороне от общенародного сражения с врагом и упросил отца устроить его подручным рабочим на завод «Красное Сормово», который в годы войны производил танки. Когда вокруг тревога, напряжение всех сил, голод, становится не до искусства. Да, еще и любимый всеми учениками Мартынов на время уехал из Горького, и изостудию закрыли. Но Виктор хотел учиться изобразительному искусству дальше. Посещал вечернюю школу и не переставал рисовать самостоятельно дома. В цеху, зная об увлечении мальчишки, стали поручать делать газеты-молнии. Случилось изобразить и самого Сталина, после чего юный рисовальщик стал на заводе признанным цеховым художником. Мечта Виктора исполнилась в 1944 году, когда с завода стали отпускать молодежь учиться, Виктор, прочитав объявление в газете «Известие» о приеме в Ивановское художественное училище, недолго думая, отправился за мечтой. С мешком картошки, без билета, под лавкой в поезде добрался до Иванова. Приняли сразу, поселили в общежитие: восемь человек в комнате. Трудно приходилось, голодно. Продуктовой карточки хватало на пол месяца, а потом ели, в основном, картошку и похлебку из разведенной в воде муки. Но жили учебой, творческими увлечениями. Тогда-то сокурсник Алексей Козлов и увлек Виктора живописью Поля Сезанна и импрессионистов. Часто ходили в библиотеку рассматривать репродукции этих художников в альбомах. Иногда потихоньку выдирали из книг понравившиеся страницы и старались подражать кумиру. Преподавателем в Ивановском училище был Шебалкин. Он, видя такое увлечение студентов-первокурсников, не запрещал им экспериментировать. Другим источником знаний был для Виктора Малиновского Ивановский художественный музей. В экспозиции его любимой картиной была небольшая работа Валентина Серова «Осень в Домотканове», возле которой студент по долгу сидел, рассматривая живопись признанного мастера русского искусства. Но, проучившись год в Иваново, Виктор Малиновский вместе с сокурсниками Алексеем Козловым и Василием Калининым перевелись учиться в Горьковское художественное училище. «Нам поставили первый натюрморт, и мы снова как в Иваново стали Сезанна изображать. Но нам все это здесь запретили, и пришлось к реализму привыкать», – рассказывал художник. Учителем Виктора Малиновского в Горьковском училище был прекрасный пейзажист Вячеслав Михайлович Ольшевский. О нем, как о талантливом преподавателе, отзывчивом и обаятельном человеке, художник сохранил самые теплые воспоминания.
Благополучно защитив в 1949 году диплом в училище, Виктор Малиновский отправился в Москву поступать во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК). И снова повезло с учителями. Профессуру ВГИКа составляли в те годы известные отечественные живописцы: Ф.С.Богородский, Ю.И.Пименов, Г.М.Шегаль, Е.А.Калачев, С.М.Каманин (земляк и так же ученик Мартынова). Единственно возможной изобразительной системой, в которой допускалось обучение студентов, была реалистическая. Владение рисунком, умение видеть, анализировать окружающую действительность, осмысленное использование всех выразительных средств живописи – профессиональный багаж выпускников ВГИКа. По признанию самого художника наиболее значимыми для него в обретении живописного мастерства были уроки Г.М.Шегаля. Для дипломной работы Виктор Малиновский выбрал одно из своих любимых литературных произведений – «Поднятую целину» М.А.Шолохова. А для сбора творческого материала молодой художник отправился в станицу Вешенскую к самому Михаилу Шолохову. Встреча и беседа со знаменитым писателем стала одним из ярчайших жизненных впечатлений. Выбор натурного материала, легшего в основу дипломной работы, отчасти был сделан по совету писателя. В работе выпускник стремился передать достоверность и потрясающую поэзию донских просторов, что получило одобрение и дипломной комиссии, и Сергея Герасимова, снимавшего в то время свою культовую картину «Тихий Дон».
После окончания ВГИКа в 1955 Виктор Малиновский очень недолго проработал на Мосфильме. Туманность перспектив и постоянная работа в узких рамках заданий не давали развиваться творчески, как живописцу. Художник вернулся на малую родину, чтобы творить. И этот выбор вскоре принес ему первый громкий успех. На республиканской выставке 1957года за картину «Год 1918» художник получил диплом Министерства культуры РФ второй степени. Затем произведение побывало на Всесоюзной выставке (1957), после которой молодого живописца приняли в члены Союза художников России (1957г.).
Еще одна сквозная тема в творчестве Виктора Малиновского – Великая Отечественная война. Обращение к ней вскоре после окончания института совсем неслучайно. Художник, переживший войну, хорошо помнит все тяготы военного времени. Тема подвига советских солдат, очень популярная и востребованная в изобразительном искусстве послевоенного времени, захватила и молодого живописца. Получили известность его произведения «Десант. Солдаты города-героя» (1967г.), «За родную землю» (1978г.)
1971-1974 – председатель правления Горьковской организации Союза художников России
Автор памятника "В память героев революции 1905 года"(Сормово, 1977). В 1980 году стал заслуженным художником РСФСР. С 1980 по 1985 г. преподавал в Горьковском художественном училище. 2003 – Лауреат премии города Нижнего Новгорода
30 октября 2011 – ушел из жизни в Нижнем Новгороде
С 1955 года - постоянный участник областных выставок. Экспонент зональных ("Большая Волга", 1964, 1967, 1970, 1974, 1980, 1998, 2003), всесоюзной (Москва, 1957), всероссийской (Москва,1999) художественных выставок.
Персональные выставки: г. Горький, Н.Новгород, 1963, 1970, 1972, 1978, 1998. Персональные выставки проходили в Нижегородском государственном художественном музее в 2010, и посмертные в 2013, в 2018 годах.
Работы находятся в Нижегородском государственном художественном музее и ряде коллекций в России и за рубежом.