Терещенко Николай Иванович (1924 - 2005)
Заслуженный художник РСФСР (1970).
Родился 2 апреля 1924 в деревне Матвеевка Мценского уезда орловской губернии на берегах реки Зуши, между Мценском и Спасским-Лутовиновым. В девять лет на телеге своего дяди отправился в Москву. Уехал, чтобы стать художником. Поступил в МСХШ с первым набором 1939 года. В 1941 году отправился со Школой в эвакуацию в Восrресенск Башкирской АССР. В школе его преподавателями были В.В.Почиталов, С.П.Михайлов, А.О.Барщ. Закончил школу в 1944 г. С 1944 по 1950 учился в на факультете живописи МГХИ у А.А.Осьмеркина, И.И.Чекмазова, В.В.Фаворской. есть сведения, что также учился у Г.К. Савицкого, диплом защищал в мастерской Ф.А. Модорова. В 1950 – 1967 работал в области политического и социального плаката, изобрел принципиально новый способ создания плаката, в основе которого – живописный эскиз-картина (вместо привычного карандашного-акварельного наброска). Сам художник так рассказывал об этом этапе своей жизни: «После диплома по живописи в Суриковском институте, жизнь «нечаянно» занесла меня в плакат, где задержался ровно на семнадцать лет. Когда я понял плакат, – я полюбил его, но ушёл – живопись оказалась сильнее." Л.Шитов в «Лучи детства» писал о Терещенко: «Сразу после окончания вуза в составе бригады выпускников-суриковцев (тогда модно было создавать шедевры коллективно) работал для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки над грандиозным живописным панно. Тема — нерушимое единение и слитность советского народа и коммунистической партии. Размер — ой, ой! — несколько десятков фигур в полный рост, значительная часть которых портретные. Бригада состояла сплошь из “воскресенцев”. Кроме Н. Терещенко — Г. Коржев, В. Иванов, Е. Лобанов, П. Оссовский, я грешный, и примкнувший к нам Б. Коржевский...<>Обосновалась бригада в Лаврушинском переулке, напротив Третьяковской галереи, в здании школы; директор Н.А. Карренберг любезно предоставил на верхнем этаже просторную аудиторию с окнами, выходящими на расположенный совсем близко дом писателей. Они не привыкли отгораживаться от жизни шторами, и это, особенно в вечернее время, отвлекало нас от напряженной творческой работы... Каждый попробовал выразить идею панно в эскизах, но утвержден был высоким начальством именно тот, который сочинил Коля Терещенко...<>К сожалению, скоро труды наши пришлось приостановить. Причина — смерть И.В. Сталина (центральная фигура композиции) и переориентация принципов оформления ВСХВ. «Выставка не художественная, а сельскохозяйственная, нечего тут Третьяковку разводить!» — заявил И.А. Бенедиктов, видный государственный и партийный деятель, курирующий данные вопросы. Начался новый этап жизни. Н. Терещенко попытал молодые силы в графике. Заглянул как-то в издательство «Изогиз». И на семнадцать лет застрял там, выпустив в свет много интересных, с живописной свободой решенных плакатов. Ими, кажется, была обклеена вся Москва. Опыт плакатиста помог ему по-новому, более обобщенно справляться с задачами станкового искусства, к которому он снова вернулся. Работал в Московском живописном комбинате, участвовал картинами и портретами на выставках. В селе Воскресенском Коля жил в общежитии «Доротдел» вместе с Виктором Ивановым, Женей Лобановым, Сашей Сухановым. Прозвище имел (за невероятно вздернутый ноздрями к небу нос) «Кума». Многолетняя дружба связывала Н.Терещенко с обитателями Школы в Воскресенском. Написал портреты «воскресенцев»: Тутунова С.А. («Серж») в 1976, Бабицына В.А. («Вакх») в 1979, Суханова А.Ф. в 1980, Дрезниной В.А. («Тет-а-тет») в 1982, Карренберга Н.А. в 2003. В 1961 году побывал в Италии. В живописном почерке Н.Терещенко явно читается влияние его учителей – Почиталова и Осмеркина, имеется некоторое упрощение форм, склонность где-то даже к лубку, примитивизму, экспрессионизму, но это в творчестве для себя. По заказам он пишет великолепные реалистические работы в классических формах, особенно проникновенны в его исполнении образы материнства. Член МСХ с 1952 года. В 1953 году родился сын, то же Николай - будущий член-корреспондент РАХ и, как и отец, заслуженный художник РФ. С 1954 года Н.И.Терещенко участвовал в многочисленных выставках: молодежных, московских, республиканских, всесоюзных, зарубежных, юбилейных и тематических. Таких, как Всесоюзная художественная выставка в Москве (1951), Передвижная выставка произведений советских художников в городах Туркменской ССР в 1952 г., Выставка произведений молодых московских художников в Москве (1954 г.), Всесоюзная художественная выставка в Москве (1955), Выставка картин и плакатов московских худложников (1956 г.), Вторая выставка произведений молодых художников Москвы и Московской области (Москва, 1956 г.), Выставка живописи, скульптуры, графики к Первому Всесоюзному съезду советских художников (Москва, 1957 г.), Выставка произведений советских художников в КНР (1958 г.), Выставка "Плакат и сатира за 40 лет в произведениях московских художников" (Москва, 1958 г.), Первая межсекционная выставка в Московском Доме Художников (1969 г.), Вторая групповая межсекционная выставка в МДХ (1976 г.). Персональные выставки прошли в галерее «Ходынка» в 1994 году к 70-летию художника, в выставочном зале МСХ в 2004 году к 80-летию. Умер 16 августа 2005 г.
Посмертные выставки проходили в галерее «Замоскворечье» в 2009 года к 85-летию со дня рождения, в 2011 в Галерее «Les Oreades» в ЦДХ.
Работы художника имеются в собраниях Нижегородского ГХМ, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Оренбургском областном музее изобразительных искусств, Государственном музейном объединении Архангельской области "Художественная культура Русского Севера", в филиале Башкирского ГХМ имени М.В. Нестерова в с. Воскресенском, плакаты и открытки хранятся в фондах Российской государственной библиотеки (РГБ), Пермской художественной галереи, Самарского областного историко-краеведческого музея (СОИКМ), Кузбасского государственного краеведческого музея, Музея энергии (ВВЦ, Москва), Военно-исторического музея Тихоокеанского флота, Невьянского государственного историко-краеведческого музея (НГИАМ), Тверского государственного объединенного музея (ТГОМ), Национального музея Республики Татарстан, Национального музея Удмуртской Республики, Кунгурского музея-заповедника, Ульяновского краеведческого музея им. И. А. Гончарова, других региональных собраниях.