Виртуальная выставка к 75-летию Победы на yavarda.ru
С 1 мая 2020 г. по 19 июня 2020 г. на сайте https://yavarda.ru/ прошла выставка «Осколки памяти», в которую были включены произведения живописи и графики из собрания Ерохова Дениса Юрьевича, приуроченная к 75-летию победы в Великой Отечественной войне.
Небольшие живописные полотна, фронтовые рисунки и сделанные на их основе литографии открывают нам, потомкам героев, новые штрихи героической военной эпопеи. И не только документальной фиксацией событий важны эти бесценные материалы, но и авторским отношением к тому, что запечатлено. Каждого, кто видит фронтовые зарисовки наших художников, глубоко волнует и их ненависть к врагу, и патриотизм, и боль за свое разоренное Отечество, и особый гуманистический строй образов. Перед нами люди тяжелого ратного труда, обездоленные войной дети, случайно уцелевшее дерево среди разбитой деревни. Сколько душевной боли вложено художниками в эти зарисовки, как глубоко и искренне волновало их все виденное и пережитое!
Художественный репортаж, который велся одновременно на фронтах и в партизанских отрядах, в осажденном Ленинграде и на Малой Земле, в освобожденных от фашистов городах и селах – огромный вклад наших художников в создании летописи войны.
Помимо творческого наследия организатор этой выставки, Денис Юрьевич Ерохов, собирал воспоминания художников и о художниках, рассказы о них их близких, с тем, чтобы их работы предстали не просто художественным или художественно-историческим материалом, а стали свидетельством если не подвига, то невероятных усилий мужественных людей – военных художников.
Особое место в экспозиции по праву занимают работы художников-фронтовиков: летчиков, танкистов, пехотинцев. Летчик – Пильщиков, танкист – Денисов, артиллеристы – Куликов, Жигимонт, конник – Преображенский, пехотинцы – Евстигнеев, Титов и Сачко. Отдельный интерес представляют наброски Сойфертиса, который даже в суровых военных условиях оттенял боль и печаль военной реальности так прославившей его иронией.
Тема войны прошла с ними по жизни и воплотилась в мимолетных карандашных зарисовках, лаконичных, но эмоциональных литографиях, живописных полотнах, которые, по сути, в настоящий момент лишь осколки ранее цельного и почти необъятного художественного наследия. Сегодня редко в музеях, на выставках мы встретим в постоянных экспозициях работы этих авторов военного периода. Все эти работы – настоящие раритеты. Особенную ценность представляют литографии. Ко времени заката советского строя постепенно были ликвидированы эстампные мастерские, потом стали забывать об этом старейшем и благородном искусстве. Ушли постепенно специалисты-печатники, без которых невозможны серьезные тиражи. Сейчас повторение таких произведений практически невозможно.
Помимо ветеранов войны на выставке есть работы и более молодого поколения. Алексеев, Назаров, Овечкин, Антонов – дети войны. В их картинах тяжелые подростковые воспоминания: тревога, слезы и труд матерей, проводы и ожидание ими отцов, игры «убей фашиста» и наивное стремление убежать на фронт. А у Антонова и личное пережитое пребывание, хоть и кратковременное, в неизвестности плена.
Выставка интересна и актуальна, особенно сегодня, когда участников военных действий и тружеников тыла остается все меньше и меньше, когда память о Великой Отечественной войне уходит от нас все дальше и дальше, когда становится необычайно важным хранить и ценить бесценные творческие крупицы-осколки памяти участников, свидетелей военных событий.
Небольшие живописные полотна, фронтовые рисунки и сделанные на их основе литографии открывают нам, потомкам героев, новые штрихи героической военной эпопеи. И не только документальной фиксацией событий важны эти бесценные материалы, но и авторским отношением к тому, что запечатлено. Каждого, кто видит фронтовые зарисовки наших художников, глубоко волнует и их ненависть к врагу, и патриотизм, и боль за свое разоренное Отечество, и особый гуманистический строй образов. Перед нами люди тяжелого ратного труда, обездоленные войной дети, случайно уцелевшее дерево среди разбитой деревни. Сколько душевной боли вложено художниками в эти зарисовки, как глубоко и искренне волновало их все виденное и пережитое!
Художественный репортаж, который велся одновременно на фронтах и в партизанских отрядах, в осажденном Ленинграде и на Малой Земле, в освобожденных от фашистов городах и селах – огромный вклад наших художников в создании летописи войны.
Помимо творческого наследия организатор этой выставки, Денис Юрьевич Ерохов, собирал воспоминания художников и о художниках, рассказы о них их близких, с тем, чтобы их работы предстали не просто художественным или художественно-историческим материалом, а стали свидетельством если не подвига, то невероятных усилий мужественных людей – военных художников.
Особое место в экспозиции по праву занимают работы художников-фронтовиков: летчиков, танкистов, пехотинцев. Летчик – Пильщиков, танкист – Денисов, артиллеристы – Куликов, Жигимонт, конник – Преображенский, пехотинцы – Евстигнеев, Титов и Сачко. Отдельный интерес представляют наброски Сойфертиса, который даже в суровых военных условиях оттенял боль и печаль военной реальности так прославившей его иронией.
Тема войны прошла с ними по жизни и воплотилась в мимолетных карандашных зарисовках, лаконичных, но эмоциональных литографиях, живописных полотнах, которые, по сути, в настоящий момент лишь осколки ранее цельного и почти необъятного художественного наследия. Сегодня редко в музеях, на выставках мы встретим в постоянных экспозициях работы этих авторов военного периода. Все эти работы – настоящие раритеты. Особенную ценность представляют литографии. Ко времени заката советского строя постепенно были ликвидированы эстампные мастерские, потом стали забывать об этом старейшем и благородном искусстве. Ушли постепенно специалисты-печатники, без которых невозможны серьезные тиражи. Сейчас повторение таких произведений практически невозможно.
Помимо ветеранов войны на выставке есть работы и более молодого поколения. Алексеев, Назаров, Овечкин, Антонов – дети войны. В их картинах тяжелые подростковые воспоминания: тревога, слезы и труд матерей, проводы и ожидание ими отцов, игры «убей фашиста» и наивное стремление убежать на фронт. А у Антонова и личное пережитое пребывание, хоть и кратковременное, в неизвестности плена.
Выставка интересна и актуальна, особенно сегодня, когда участников военных действий и тружеников тыла остается все меньше и меньше, когда память о Великой Отечественной войне уходит от нас все дальше и дальше, когда становится необычайно важным хранить и ценить бесценные творческие крупицы-осколки памяти участников, свидетелей военных событий.